• Авторизация


Как смотреть Репина На что важно обратить внимание, рассматривая «Протодиакона» 22-04-2017 11:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ada_Peters Оригинальное сообщение

Как смотреть Репина На что важно обратить внимание, рассматривая «Протодиакона»




Как смотреть Репина
На что важно обратить внимание,
рассматривая «Протодиакона»


Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую цело­стность, на полноту жизни, на органику и динамику.


[показать]
Репин Илья Ефимович
1844 - 1930
«Протодиакон» (1877)
Холст, масло. 125 x 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет диакона Ивана Уланова из Чугуева, родного города Репина, создавался как этюд для картины «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Работа над ней затянулась примерно лет на пятьдесят.

В 1881 году она была отложена, потому что художник задумал другой вариант того же сюжета (ставший знаме­нитым «Крестный ход в Курской губернии»), но впоследствии возобновлялась; последние изменения в композицию были внесены в 1924-м.


[показать]
Krestny Khod (Religious Procession) In Kursk Gubernia
Илья Репин
Дата: 1880 - 1883

[показать]
Крестный Ход В Дубовом Лесу. Явленная Икона
Илья Репин
Дата: 1878


В «Явленной ико­не» протодиакон ведет толпу, представляющую собой живописное многоцвет­ное марево: он здесь почти единственный ярко «персональный» герой.

В «Кре­стном ходе в Курской губернии», где толпа состоит из лиц разной степени характерности, столь индивидуальный образ разрушил бы хоровое начало — и Репин, поначалу думавший включить его в картину, от этой идеи отказался.

«Протодиакон» экспонируется именно как протодиакон: имя здесь лишнее, важна типичность. Как писал сам Репин:


«Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев…

Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!»


Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклери­каль­ную ноту, то в портрете — одно лишь любование витальностью.

Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую цело­стность, на полноту жизни, на органику и динамику.

Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Протодиакон не плох и не хорош — он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство.

Кстати, репинский образ послужил основой грима актера Котэ Даушвили, сы­грав­шего роль священника отца Гермогена в фильме Георгия Данелии «Не го­рюй». Тоже живой образ, хоть и отчасти гротескный.


Автор Галина Ельшевская


,
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
.


СУТЬ ИСКУССТВА - ВООДУШЕВЛЕНИЕ К ЖИЗНИ
====================================
Репин к сожалению удручает зрителя



народное искусство как природное явление
(не направляемое министерствами образования и культуры)
- направляет нас к жизни и поддерживает

такое же искусство и величайших классиков
- Ван-Гог Леонардо Рембрандт Врубель Коровин Матисс ...

характерным примером "Капитанская дочка" Пушкина
- после обследования свидетельств крестьян
о чудовищных казнях бунтовщика Пугачева
(в том числе детей стариков и старух)
в захваченных им городках и селениях
Пушкин не описал удручающей картины

но в своей повести показал торжество чести и верности
молодого офицера который крикнул в лицо бунтовщику
"самозванец и вор!"

но отпущен был с невестой к свободе
и к своему счастью... и в финале - покаяние Пугачева...

повесть не удручает а ободряет жить
мы понимаем что бунтовщик добрый человек
но вставший на ошибочный путь - насилия и убийств
по незрелости своего ума и души

читатель осознает ошибки бунтовщика
веря в честь и благородство и торжество любви

но Репин не понимает важности облегчения жизни искусством
и создает удручающие полотна
фиксируя внимание лишь на удручающих впечатлениях

благие намерения обличать пороки
- приводит искусство вместо ободряющего явления
в удручающее - и Репин откровенно пишет что создает:

"... экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного..."


это характерно для художников которые не осознают
природной роли искусства - как стимула к жизни
и невольно совершают ошибку
вместо воодушевляющего искусства
создают угнетающее дух искусство

лекарство может быть и излечающим
и может быть отравой - все дело в мере

так и обличая пороки надо
чувствовать сердцем меру его в произведении
и чувствовать конечный результат воздействия на человека

эти ошибки делали наивные и незрелые писатели
и Некрасов и Белинский и Горький
с его неразумным лозунгом призывающим к топору:

"пусть сильнее грянет буря!"
- и погибли десятки миллионов соотечественников...

тогда как Пушкин предупреждал:
"насильно нельзя улучшить государство"

так что разглядывая картины Репина
надо осознавать что его произведения
не достигают зрелости - это не высший уровень искусства



.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как смотреть Репина На что важно обратить внимание, рассматривая «Протодиакона» | Нина_Толстая - Дневник Нина*** | Лента друзей Нина_Толстая / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»