Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщениеТРАДИЦИЯ ПАСХАЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ 2
ТРАДИЦИЯ ПАСХАЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ
ОТКРЫТОЧНАЯ ЛИХОРАДКА
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи.
Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».
ОТКРЫТОЧНАЯ ЛИХОРАДКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
[показать]
Дореволюционная пасхальная открытка.
Фотография: charmingrussia.ru
[показать]
Дореволюционная пасхальная открытка.
Фотография: charmingrussia.ru
[показать]
Дореволюционная пасхальная открытка.
Фотография: drevodelatel.ru
[показать]
Дореволюционная пасхальная открытка.
Фотография: charmingrussia.ru
[показать]
Дореволюционная пасхальная открытка.
Фотография: charmingrussia.ru
В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой.
Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения.
Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.
Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи.
Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.
ПАСХАЛЬНАЯ ОТКРЫТКА В ИЗГНАНИИ
[показать]
Старая пасхальная открытка. Фотография: imenno.ru
[показать]
Старая пасхальная открытка. Фотография: salta-info.ru
[показать]
Старая пасхальная открытка. Фотография: imenno.ru
Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов.
В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику.
Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.
Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках.
Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.
Автор: Дарья Лёгкая
.