Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщение
Джотто ди Бондоне ~~ Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды
Джотто ди Бондоне
Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды
«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» – одна из самых выразительных и проникновенных фресок Джотто в Капелле Скровеньи, небольшой частной часовне в городе Падуя на севере Италии, которая обеспечила немеркнущую славу Джотто на семь веков вперёд.
[показать]
Джотто ди Бондоне
Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды
1304, 200185 см • Темпера
«Поцелуй Иуды» потрясает зрителя небывалым (и почти немыслимым для начала треченто, когда фреска создавалась) эмоциональным накалом.
Мы становимся свидетелями беспокойного столпотворения, видим длинные факелы, мечи и копья, дрожащие в неверных руках на фоне темно-синего ночного неба и чувствуем, как наэлектризован воздух в преддверии свершающихся событий.
Стражники готовы взять под стражу того, кого поцелует Иуда. Истина здесь сталкивается с предательством, абсолютное добро – со злом. Лица Христа и Иуды олицетворяют это противопоставление, этот разительный контраст.
Вот как описывает его искусствовед Паола Волкова в видеоцикле «Мост над бездной»:
«…Благородное, прекрасное лицо Христа: золотые густые волосы, светлое чело, спокойный взор, колонна шеи, серьезное, сосредоточенное лицо.
Так Христа – как героя, как изумительно красивого человека – будет потом, 100 лет спустя, изображать итальянское Возрождение. Это очень важно: не измождённое, измученное страданием лицо, не истекающее кровью на кресте тело, не умученная плоть, а прекрасный мужчина, полный сил.
И к нему приближает своё лицо какой-то просто чёрный кабан, черный поросёнок! Если лоб у Христа выпуклый, то у него вогнутый, как у неандертальца; маленькие глазки под нависшими лобными костями всматриваются в его глаза».
Христос – совершенен и прекрасен, Иуда – безобразен и толст, этого не может скрыть одежда. Плащ Иуды на этой фреске считается одним из больших живописных достижений Джотто.
Во-первых, никто до него не изображал драпировки одежды столь правдоподобно описывающими контуры тела и передающими стремительность движения.
Во-вторых, интереснейшим композиционным решением Джотто было написать плащ Иуды так, чтобы он почти полностью закрывал Христа, словно поглощая его.
Очень многое из того, что мы видим в джоттовском «Поцелуе Иуды», возникает в истории живописи впервые.
В первый раз художник изображает то, что потом станут называть «поединок взглядов». В первый раз готовый иконописный канон, пришедший из византийской живописи, заменяет реалистическая сценка, полная драматизма и волнения.
Впервые столь ярко неоднородной выглядит толпа. Апостол достал хлебный нож и в аффекте отсекает ухо стражнику. Священник на первом плане указывает пальцем: «Возьмите его!»
Некто, развёрнутый спиной, тянет кого-то соседнего за одежды. Стражник рядом с Иудой в высоком чёрном шлеме в давке наступает на ногу стоящему рядом. А кто-то (вероятно, ангел) на дальнем плане уже трубит в рог, предвосхищая Христово Воскресение.
Бородатые и безбородые, темно- и светловолосые, с индивидуально различающимися профилями, обутые и босые, в одежде разных цветов и форм – все они демонстрируют, насколько заинтересованным в живой реальности становится итальянское искусство с появлением Джотто.
Библейские фрески итальянца Джотто ди Бондоне настолько отличались от византийского (греческого) иконописного канона, что художник и теоретик искусства XIV – XV вв. Ченнино Ченнини остроумно заметил: «Джотто перевёл Библию с греческого на латынь».
Автор: Анна Вчерашняя