НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ СОН
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.
И больше ничего мой сон не содержал...
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока...
1927
|
Это восьмистишие Игоря Северянина из цикла «Девятое октября» в сборнике «Классические розы» (1930) принадлежит к подлинным шедеврам. Простое повествование: спокойное описание сна в трёх строках и краткий комментарий к нему — вот и всё.
Но стихотворение не оставляет читателя равнодушным. По воспоминаниям Юрия Дмитриевича Шумакова: «На вечерах Игоря Северянина в Эстонии, Болгарии, Сербии и Франции собиралась многочисленная аудитория.
Многие из тех, кто знал поэта по дореволюционным временам, рассчитывали услышать из уст Северянина стихи прежнего толка, типа «Ананасов в шампанском», но Игорь Северянин читал свои новые стихотворения, созданные в Эстонии, стихи о морском побережье, о суровых лесах, о быстрых реках. Много новых почитателей завоевал себе поэт стихами «Не более чем сон…»
(Юрий Шумаков. «Из воспоминаний об Игоре Северянине». Звезда. Л., 1965. № 3.)
Творчество поэта, когда-то сказавшего о себе без обиняков:
«Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!..»
|
всегда вызывает споры, в которых сталкиваются два взаимоисключающих мнения. Так, по определению Михаила Леоновича Гаспарова, Игорь Северянин — «...поэт с замечательным слухом и замечательным отсутствием вкуса.
Продолжатель и вульгаризатор К. Бальмонта, вслед за ним широко разрабатывал сверхдлинные размеры, а также твёрдые формы, часто изобретенные им самим». (М. Л. Гаспаров: «Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях» Москва: Высшая школа, 1993). Но это всё не так просто.
Чтобы показать, что Северянин действительно «поэт с замечательным слухом», достаточно привести такое, например, стихотворение:
Сонмы весенние
Сонные сонмы сомнамбул весны
Санно манят в осиянные сны.
Четко ночами рокочут ручьи.
Звучные речи ручья горячи.
Плачут сирени под лунный рефрен.
Очи хохочут песчаных сирен.
Лунные плечи былинной волны.
Сонные сонмы весенней луны.
1909
|
Другие особые качества его поэзии это удивительная лёгкость стиля, яркость, изобретательность, оригинальность и даже остроумие. Николай Степанович Гумилёв писал в 1911 году:
«Из всех дерзающих, книги которых лежат теперь передо мной, интереснее всех, пожалуй, Игорь Северянин: он больше всех дерзает. Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе, как желание скандала, или как ни с чем несравнимую жалкую наивность. <...>
Но зато его стих свободен и крылат, его образы подлинно, а иногда и радующе, неожиданны, у него есть уже свой поэтический облик. Я приведу одно стихотворение, показывающее его острую фантазию, привычку к иронии и какую-то холодную интимность:
Юг на севере
Я оставила у эскимосской юрты
Пегого оленя, — он поглядел умно,
А я достала фрукты
И стала пить вино.
И в тундре — вы понимаете? — стало южно…
В щелчках мороза — дробь кастаньет…
И захохотала я жемчужно,
Наведя на эскимоса свой лорнет!
[1910]
|
Трудно, да и не хочется, судить теперь о том, хорошо это или плохо. Это ново — спасибо и за то». (Н. Гумилёв. Статьи и заметки о русской поэзии — Вып. XVII Опубл.: «Аполлон», 1911, № 4, 83—84, и № 5, 76—78).
Три года спустя Гумилёв писал о Северянине уже более определённо: «Уже давно русское общество разбилось на людей книги и людей газеты, не имевших между собой почти никаких точек соприкосновения <...> отношения были те же, как между римлянами и германцами накануне великого переселения народов.
И вдруг — о, это «вдруг» здесь действительно необходимо — новые римляне, люди книги, услышали юношески-звонкий и могучий голос настоящего поэта, на волапюке людей газеты говорящего доселе неведомые «основы» их странного бытия.
Игорь Северянин — действительно поэт и к тому же поэт новый. Что он поэт — доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои и остро-пережитые темы.
Нов он тем, что первый из всех поэтов настоял на праве поэта быть искренним до вульгарности. Спешу оговориться. Его вульгарность является таковою только для людей книги».
(Н. Гумилёв . Статьи и заметки о русской поэзии — Вып. XXXI «Аполлон», 1914, № 1—2, 122—130).
Поэт невероятно плодовитый и с необычайно виртуозной техникой, изобретательный в своих рифмах, Игорь Северянин продемонстрировал подлинное владение простыми и сложными размерами и ритмами, а также практически всеми поэтическими формами и жанрами.
Так в жанре восьмистиший он часто использует твёрдые формы классической «тосканской октавы» и почти забытой «сицилианы» (или «сицилианской октавы»), «триолета», а также формы собственного изобретения, одной из которых является «миньонет» — оригинальная разновидность триолета на 2 или 3 рифмы, где 1-й и 2-й стихи повторяются как 7-й и 8-й; графически обычно делится на два четверостишия.
Таково восьмистишие на тему о самой крупной в мире кувшинке «Виктория Регия», которая зацвела в новой оранжерее в Москве в 1908 году:
Виктория Регия
Наша встреча — Виктория Регия:
Редко, редко в цвету…
До и после неё жизнь — элегия
И надежда в мечту.
Ты придёшь — изнываю от неги я,
Трепещу на лету.
Наша встреча — Виктория Регия:
Редко, редко в цвету…
1909
|
.