Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщение- 2 - Москва в живописи
- 2 -
Москва в живописи
[показать]
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами
(Имение И. Д. Лужина близ станции Влахернская)».
1850.
Среди полезных ископаемых, добывающихся на территории Московской области, одно из наиболее важных – вода.
Пресные подземные воды Москвы эксплуатируются уже более ста лет: первая артезианская скважина глубиной 458 м была пробурена в районе Яузского бульвара в 1876 году.
За прошедшее столетие в городе в общей сложности было пробурено около тысячи скважин, большая часть которых, однако, ликвидирована. Сейчас в черте Москвы действуют 400 скважин, дающих более 500 тыс. м3 воды в сутки – 8-10% от общего потребления.
Скважинная вода используется промышленными предприятиями. В частности, подземные воды идут на производство прохладительных напитков и пива. А низкая температура позволяет употреблять их для охлаждения и увлажнения воздуха в кондиционерах театральных и концертных залов.
На глубине 300-500 м пресные воды сменяются водами минеральными. Одна из них – лечебно-питьевая сульфатная кальциево-магниево-натриевая «Московская минеральная», которая по составу и лечебным показателям соответствует воде «Ессентуки № 20».
На глубине более 1 км в Московском артезианском бассейне находятся высокоминерализированные хлоридные рассолы, которые содержат до 300 г солей в литре. В составе катионов этих рассолов присутствуют: натрий, кальций, калий, бром, стронций, рубидий, что позволяет всю территорию Москвы и Московской области рассматривать как месторождение промышленных вод.
Во время Великой Отечественной войны поваренную соль из подземных рассолов использовал Московский мясокомбинат.
Подсчитано, что одна Боенская скважина ежегодно может дать 210 тыс. т поваренной соли, 30 тыс. т хлористого кальция, 15 тыс. т хлористого магния и 3 тыс. т хлористого калия. В сумме это составит 260 тыс. т солей в год.
Большую роль в городском хозяйстве Москвы играет добыча строительных материалов: известняков, доломитов, кирпичных глин, песков формовочных, строительных, балластных и гравия.
Свое древнее название – «белокаменная» - Москва получила благодаря тому, что многие здания сооружались из местного белого камня, добываемого в районах села Домодедова и Сьянова на реке Пахре. В XVIII-XIX веках основная масса этого ценного строительного материала стала добываться у села Нижнее Мячково, отчего и сам камень получил название мячковского.
Его широко использовали в своих постройках В. Баженов, М. Казаков, Д. Жилярди и др. Мячковским камнем облицован весь цокольный этаж главного фасада и пилоны ворот старого здания университета.
Портик здания Опекунского совета (ныне АМН СССР) целиком сделан из мячковского известняка. Он использовался также при отделке дома Пашкова (ныне Всесоюзная библиотека имени В. И. Ленина), здания Странноприимного дома (ныне НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского) и около ста других зданий.
Но постепенно Москва из белокаменной превращалась в Москву кирпичную, что потребовало разведки подходящих кирпичных глин в окрестностях города.
На севере столицы были открыты месторождения: Сходненское, Химкинское, Никольское, Лосиноостровское, Лихоборское, Лианозовское. На юге – группа Черемушкинских месторождений (Никольское, Деревлевское, Зюзинское) с общими запасами 6,5 млн. т. С XVII века глина добывалась в Теплом Стане. К окраине города примыкает Бутовская группа месторождений.
Первый кирпичный завод в Москве начал работать в конце XV века неподалеку от нынешнего Птичьего рынка, его продукция шла на строительство Кремля. При Борисе Годунове был введен единый размер кирпича, который позднее стал государственным стандартом, обязательным для всех казенных заводов. Это был так называемый «большой государев кирпич» с размерами 7х3х2 вершка (31,1х13,3х8,9 см).
Ю. Бурмин, В. Зверев, кандидаты геолого-минералогических наук. «Чем богата земля московская»? «Техника – молодежи» №1 1979 год.
* * *
[показать]
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Воробьевы горы близ Москвы».
Конец 1840-х - 1850-е.
[показать]
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Вид Москвы с Воробьевых гор».
1850-е.
[показать]
«Вид Николаевского вокзала и Каланчевской площади в Москве».
1850-е.
[показать]
Ж.-Б. Арну.
«Дом московского генерал-губернатора».
1850-е.
[показать]
Р. Мюллер.
«Императорский почтамт в Москве».
Фрагмент.
Литография по рисунку С. Дитца.
1850-е.
[показать]
Неизвестный художник.
«Кабинет в доме князей Долгоруковых в Москве».
1-я половина XIX века
Во все времена Москва – хранительница русской старины противопоставляла себя Петербургу – городу будущего на европейский манер. В Москве все дышит азиатским прошлым империи.
Этот город, выросший вокруг краснокаменных стен Кремля, – причудливое скопление барских домов, стоящих в глубине запущенных парков, изб, окруженных огородами, церквей с разноцветными куполами, рынков под открытым небом, огромных пустырей, соседствующих с дворцами, украшенными античными портиками.
Извилистые улочки, большая часть которых не имеет ни мостовых, ни тротуаров, заполняет пестрая толпа, где среди бородатых, обутых в сапоги мужиков и баб в ярких платьях и цветастых платках прохаживаются напудренные и напомаженные молодые франты и красавицы, причесанные по французской моде.
Петербург – город сановников и чиновников, Москва – город вельмож, отошедших от дел или впавших в немилость, город всех тех, кто не ищет наград и чинов и плетению придворных интриг предпочитает мирное патриархальное житье и независимость как в общественной, так и в домашней жизни.
В Петербурге – борьба честолюбий. В Москве – беспечная жизнь на широкую ногу. Гостеприимство не знает границ. Бесчисленная челядь обслуживает знатные семьи. В доме Шереметева 300 слуг, в доме Строганова – 600. Живут открытым домом.
У Алексея Орлова с утра до вечера накрыт стол на 150–300 персон, и любой дворянин здесь желанный гость. Каждый вечер в каком-нибудь из особняков московских бар устраивается ужин, бал или маскарад.
Оркестры – и великолепные – состоят из крепостных музыкантов. «Всю зиму, – отмечает в „Воспоминаниях“ Вигель, – в Москве не прекращался вечный карнавал». В четырнадцати дворцах есть театральные залы. У Апраксина выступает мадемуазель Жорж и ее русская соперница Семенова.
Но в большинстве своем актеры-любители, которые играют все подряд: трагедии, комедии, водевили, и всегда на французском языке. Кроме театра, излюбленные развлечения – катание на санях по льду Москвы-реки, петушиные бои, собрания в Английском клубе или охота в окрестностях Москвы.
С наступлением теплых дней Москва пустеет. Помещики с чадами и домочадцами уезжают в свои поместья. Почти вся дворня едет вместе с хозяевами, кареты, повозки, телеги составляют целый караван.
На остановках повара суетятся, приготовляя еду. В полдень располагаются на лужайках пить чай. Гувернеры и гувернантки по-французски, по-немецки, по-английски созывают разбежавшихся детей.
После нескольких недель отдыха на лоне природы возвращаются в Москву, охваченные жаждой новых развлечений, и возобновляются балы, ужины, спектакли.
Анри Труайя. «Александр I. Северный сфинкс».
[показать]
«Дилижанс, курсировавший между Москвой и Петербургом».
Литография середины XIX века.
[показать]
«Москва. Кремль».
XIX век.