Codex Borgia Это рукописный документ коренных народов Центральной Америки (и территории Мексики, в частности), собранный в книгу. Рисунки индейцев отображают исторические и мифологические события, быт, религиозные ритуалы, их создание колеблется между 6-3 вв. до н.э. После начала колонизации, памятники истории и культуры коренных народов, множество рукописей погибли в ходе битв, некоторые из них отсылались в Испанию в качестве трофеев. До нашего времени сохранилось лишь небольшое число.
Этот кодекс написан на листах из выделанной оленьей шкуры, листы грунтовали гипсом и наносили рисунки с обеих сторон, итого насчитывает 76 страниц, читается справа налево. Для кистей использовался кроличий мех, краски изготавливались из разведённых в воде минералов. Сложенные гармошкой книги помещали в обложки из дерева или шкуры, которые часто украшались золотом и драгоценными камнями. Их можно было читать, переворачивая лист за листом либо развернув во всю длину.
Эта книга, и подобные ей, является ценнейшим памятником месоамериканской культуры и истории. Их называли по именам их владельцев либо по месту хранения, в данном случае, эта книга была найдена во владении частной библиотеки одной из влиятельнейших семей средневековой Италии – Борджиа. И, конкретно владел ей кардинал Стефано Борджиа, который затем пожертвовал ее библиотеке Ватикана. Как она попала к нему первоначально, неизвестно, хотя, можно предположить, - род Борджиа состоял в родстве с испанским дворянством, которое могло преподнести эту книгу в качестве дара.
Индейское ее название Yoalli Ehecatl, что с науатля переводится, как «Ночь и Ветер».
Это очень интересная книга…
1-е 8 страниц содержат описание 260-тидневного священного ацтекского календаря - tonalpohualli, который состоит из 20-ти периодов по 13 дней – trecena, под покровительством отдельно взятого бога. 1) Cipactli - Кайман или водные монстры; 2) Ehecatl - Ветер; 3) Calli - Дом; 4) Cuetzpalin - Ящерица; 5) Coatl - Змея; 6) Miquiztli - Смерть; 7) Mazatl - Олень; 8) Tochtli - Кролик; 9) Atl - Вода; 10) Itzcuintli - Собака; 11) Ozomahtli - Обезьяна; 12) Malinalli - Трава; 13) Acatl - Тростник; 14) Ocelotl - Оцелот или ягуар; 15) Cuauhtli - орел; 16) Cozcacuauhtli - Стервятник; 17) Ollin - Движение или Землетрясение; 18) Tecpatl - нож; 19) Quiahuitl - Дождь; 20) Xochitl - Цветок.
9-13 страница – содержит описание атрибутов богов выше.
14 – страница – Описание 9-ти богов-покровителей ночи. Боги, отмеряющие каждые 9 ночей и часов ночи: 1) Xiuhtecuhtli (олицетворение жизни после смерти, бирюза, бог огня), 2) Itztli (бог жертвоприношений, жертвенный нож), 3) Piltzintecuhtli (бог галлюцинаторных растений шаманов, бог провидения), 4) Cinteotl (бог кукурузы – основной с/х культуры индейцев, единение с духом земли), 5) Mictlantecuhtli и его жена Mictecacihuatl (боги Миктлана – страны мертвых, пауки, совы и летучие мыши – их атрибуты), Chalchiuhtlicue (богиня красоты, любви и моря), Tlazolteotl (богиня прелюбодеяния, оргий), Tepeyollotl (бог-ягуар, несущий землетрясения), Tlaloc (бог дождя и плодородия).
15-17 страницы – боги, покровительствующие рождению и родам.
18-46 – мифы и ритуалы.
47-56 – жертвоприношения.
57-60 – календарь благоприятных дней для бракосочетания.
61-70 – знаки, атрибуты богов.
71-76 – жертвоприношение - обезглавливание птиц на открывание периодов трецен.
Страница 73 изображает богов Mictlantecuhtli и Кецалькоатля, сидящих спина к спине, показывающая взаимосвязь жизни и смерти.
Вначале, рукопись истертая, но потом становится более четкой: