Вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и живопись,
которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам
Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики.
Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться:
талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить
от канонов.
Читайте, что привнесли в церковное искусство пять известных художников
и как менялся стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.
Феофан Грек
Иконописец Феофан Грек родился в Византии в 1340 году. До 30 лет
он расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне и Галате, эти
работы не сохранились.
Художник иногда отходил от иконописного канона той эпохи.
Он дополнял образы индивидуальными деталями, прорисовывал контуры фигур
и складки одежды, высветлял лики и делал их более яркими на фоне черных или
красновато-коричневых одеяний. У святых на его иконах появлялись реалистичные человеческие черты.
Вольный стиль Феофана Грека не соответствовал строгому византийскому академиз-
му, и в 1370-х годах он приехал в Новгород, где стал известным мастером.
В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето оформил
церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Многие фрески сохранились.
Самая крупная — изображение Спаса Вседержителя в куполе. Он укутан в голубой
хитон, в одной руке держит Евангелие, другой благословляет.
Вокруг порхают серафимы, а в барабане, основании купола, изображены праотцы
и пророки.
В начале 1380-х годов Феофан Грек переехал в Москву, к этому времени
у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал
храмы Московского Кремля, оригинальные фрески воссозда-вались последователями художника. Считается также, что именно Феофан Грек написал деисусный чин
современного иконостаса Благовещенского собора
Феофан Грек расширил его до 11 фигур, а также впервые в русской иконописи
изобразил их в полный рост.Его же кисти приписывают
Донскую икону Божией Матери. Существует гипотеза, что икону создали
в 1392 году для Успенского собора в Коломне.
Она относится к иконографическому типу «Умиление», на котором младенец
прижимается к щеке Богородицы и держится за ее накидку.
Однако на Донской иконе есть нюансы:
Иисус стоит коленями на левом запястье Божией Матери, правой рукой благословляет,
а в левой руке держит свиток.
Андрей Рублев
Андрей Рублев был учеником Феофана Грека. Впервые летописцы
упоминают его в 1405 году: тогда он вместе со своим учителем и неким
Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор. Рублева считают
автором семи икон праздничного ряда. Они, по словам живописца Игоря
Грабаря, написаны «художником, одержимым красочными исканиями и умеющим
не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания,
но объединять их в гармоническое впечатление».
Рублев тонко выписывал переходы от света к тени, избегал бликов и точно прори
совывал детали, а также добавлял в изображения эмоциональности, например
в «Рождестве Христовом» и «Крещении», где ангелы склоняются перед Христом.
Эти приемы были новы для живописи того времени.
В мае 1408 года иконописец вместе с Даниилом Черным оформил фресками
и иконами Успенский собор во Владимире, после чего стал известным русским
мастером — ему поручили написать новую главную икону Троице-Сергиева
монастыря. Знаменитая «Троица» повторяла привычную композицию:
три ангела-вестника сидят за столом во время посещения дома Авраама и Сарры.
Они явились, чтобы сообщить о том, что у Сарры родится сын. Визуально фигуры
ангелов образуют круг — символ единения Отца, Сына и Святого Духа.
Однако Рублев опустил некоторые подробности, которые раньше включали
в композицию.
На иконе нет Авраама и Сарры, а атрибуты трапезы и элементы на фоне сведены
к минимуму и играют лишь роль символов. Такое изображение Святой Троицы
стало новым каноном в русской иконописи.
Вероятно, Рублев написал не только главную икону. По словам искусство-
веда Энгелины Смирновой, его стиль можно проследить во всем иконостасе
белокаменного Троицкого собора.
Дионисий
Дионисий — иконописец второй половины XV века, который продолжил традицию
Андрея Рублева и окончательно сформировал стиль Московской школы. На иконах московских художников фигуры святых стали тоньше, длиннее и изящнее, а краски
ярче и холоднее.
Первый заказ Дионисий получил между 1467 и 1477 годом — вместе со
своим учителем Митрофаном он расписывал церковь Рождества Пресвятой
Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году мастер написал
деисусный чин для иконостаса Успенского собора Московского Кремля и стал
любимцем Ивана III. Произведения Дионисия были яркими и парадными.
В 1482 году ему поручили написать «Богоматерь Одигитрию» для Вознесенского
монастыря Московского Кремля. Образ получился величественным:
торжественная поза, пурпурное одеяние, светло-золотистый фон и ангелы вокруг.
Самая монументальная работа живописца — роспись собора Рождества Богородицы
в Ферапонтовом монастыре.
С ней Дионисию помогали сыновья Феодосий и Владимир. Фрески со сценами
из земной жизни Девы Марии — «Покров», «Собор Богородицы», «О Тебе радуется», «Страшный Суд» — выполнены в необычной для тех лет цветовой гамме: светлых
и чистых тонах зеленовато-голубого, золотистого и белого.
Ансамбль прекрасно сохранился, потому что у монастыря не было средств записать
стены заново — обычно так делали, когда краски блекли или менялась мода.
Дионисий написал житейские иконы многих святых. По центру в таких работах находи-
лось изображение преподобного, а вокруг — рама с сюже-тами из его жизни.
Наиболее известны парные иконы митрополитов Петра и Алексея: фигуры на них изображены в полный рост в торжественных одеяниях и симметричны друг другу.
Симон Ушаков
Придворный живописец Симон Ушаков работал во второй половине
XVII века. Его произведения отражали моду на все западное и привнесли
в русскую иконопись новый стиль. Лики святых стали более округлыми,
черты более мягкими, а цвет лица приблизился к теплому телесному.
Здания художник начал изображать реалистичными. Его работы напоминали западноевропейские гравюры, но композиция все еще оставалась условной,
отсутствовал источник света.
Сперва Ушаков служил «царским жалованным иконописцем» и быстро
стал популярен. В 1664 году он уже руководил мастерами Оружейной
палаты— главного на тот момент художественного центра России.
Его художники расписывали дворцы и церкви, создавали иконы и мини-
атюры.
Именно Симон Ушаков воплотил метод совместного труда:
один художник придумывал композицию иконы, второй писал лики
святых, третий — одежду и фон.
Так, икону «Благовещение с акафистом» Ушаков написал вместе
с Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым. Характерный пример
«живоподобной» иконы Ушакова — «Спас Нерукотворный» для
московской церкви Троицы в Никитниках. Там же художник создал
свою версию Богоматери Владимирской —
«Древо Государства Российского».
На иконе корни древа «произрастают» из Успенского собора, на ветвях
в медальоны вписаны портреты двадцати московских святых, а в меда-
льоне по центру — образ Богоматери.
Федор Зубов
После смерти Симона Ушакова царским знаменщиком, то есть руково-
дителем жалованных иконописцев Оружейной палаты, стал мастер
Федор Зубов. К своему имени он всегда добавлял прозвище «усолец»,
потому что родился в Соликамске в семье солеваров и торговцев солью.
Писать иконы Зубов начал в Великом Устюге и перенял у местных мастеров
пристрастие к декоративному «узорочью». В своих работах Зубов сочетал тонкое
письмо и приемы барокко: объемные формы, выразительные образы, звучные
краски — и стремился вернуть ликам святых духовную значимость
и непорочность.
Так, он объединял достижения иконописи XVII века и древние традиции в единое целое.
Стилистические приемы Зубова видны в иконах «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение» и «Благовещение» — мастер написал их по заказу купцов Скрипиных для церкви Ильи Пророка
в Ярославле.
Сцены из жизни святых он вписал внутрь икон — изобразил на фоне
крупных фигур пророков Ильи и Иоанна, а не в раме, как это было
принято раньше.
Зубов служил жалованным мастером Оружейной палаты 27 лет.
Он оформил соборы Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей.
Расписал в Кремле часть иконостаса Успенского собора и стены Архангельского.
Там же мастер создал настенную парсуну с Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми — изображение стало одним из
первых русских портретов. Поначалу картины этого жанра напоминали иконы,
но светские реформы Петра I на рубеже XVII–XVIII веков отодвинули искусство
древних живописцев на второй план — начался расцвет портрета.