• Авторизация


Как раньше на Руси парились и мылись прямо в печи. 04-11-2025 01:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Как раньше на Руси парились и мылись прямо в печи.
Русская баня исторически являлась основным «помывочным» местом: водопроводов-то
ещё не строили. Но бани были не у каждой семьи. Почему? Зачастую проблема была
в лесе. Где-то его просто не было, где-то его нельзя было просто так рубить, потому
что он был чей-то. В таких случаях крестьяне мылись в печи. Благо размеры русской
печи позволяли поместить внутри взрослому человеку.



На Руси зимы, как известно, длинные, а вёсны ― холодные. Помыться в реке с комфор-
том удавалось разве что летом, а не мыться месяцами, как в Европе, у нас не могли.
Поэтому придумали мыться прямо в печках, потому и строили их с высоким сводом,
чтобы внутри мог поместиться человек, а иногда и два!

печь3а (700x520, 84Kb)

Самые большие печи возводились в холодных северных регионах, где и выходить-то
лишний раз из дома было неохота. Что интересно, порой, даже если была баня, мылись
в печи. В крепкие морозы топить и домашнюю печь, и баню было накладно.
А старики, инвалиды и дети мылись в печи почти круглогодично.

В соответствии с древнерусскими приметами, в печи мылись незамужние девицы и вдовы:
в баню им ходить запрещалось. В банях, по поверью, проживала разная «нечисть», типа кикимор и банников, которая могла «попортить» хоть молодую девку, хоть относительно старую вдову. В избе-то хоть иконы от «нечистиков» якобы защищали.

Молодожёны чаще всего мылись в печи совместно. Это, будто бы, гарантировало крепкий
и долгий брак. Фактически, свадебная церемония могла происходить около печки.
После «помывки» и бракосочетания в печку кидали глиняный горшок: считалось, чем боль-
ше осколков, тем больше пара сможет родить детей.

Историками сообщается, что в особо суровые зимы в печах даже проходили роды.
А недоношенных детей допекали в печи. Выживаемость у «печных» младенцев была
на порядок выше, чем у рождённых в холоде.

печьа (700x575, 468Kb)

Печка вообще часто представлялась символической границей между мирами: когда кто-либо из обитателей дома умирал, дымоход открывали, как будто выпуская душу родственника. Через трубу «заговаривали» и домашнюю скотину, чтобы она сохранила приплод и не потерялась на свободном выпасе.

Как мылись в печи?.

«Банный день» чаще всего организовывали в субботу. Из печи предварительно убира-
ли всю посуду, тщательно вычищали угли. Того, кто собирался париться, помещали
на специальную доску, которую просто задвигали в печку. Если доски-лежака не было,
в печку просто стелили сплетённый из лозы или соломы многоразовый коврик, а парящий-
ся влезал вовнутрь сам. Внутренние стены печи поливали водой или даже хлебным квасом,
а затем закрывали заслонку. Если же требовалось помыть маленького ребёнка, первой
в печку влезала мать, а малыша ей подавали на «лопате».

печь5а (700x493, 176Kb)

Реже в печке мылись в не банный день: например, если необходимая пища уже приготовлена, а печь всё ещё очень горячая. Еду и угли из неё убирали, стелили
солому и сразу мылись: не пропадать же теплу!

В печи нужно было как следует пропотеть, так сказать «выпариться до ломоты в костях». Тепло в печке «сухое», а значит, тело прогревается равномерно. После того, как человек достаточно пропотел, он намыливался, вылезал из печи и споласкивался в тазу или лохани. Детей могли мыть сразу в печке. А чем намыливались?



Конечно же, современного мыла, а уж тем более геля для душа в те годы не существова-
ло. Зато в изобилии имелся щёлок и ароматные «травы» мята, полынь, чабрец, листья смородины, зверобой, липовый цвет и так далее. Смесью трав и щёлоком натирались,
будучи в печи, а смывали их с себя уже снаружи стоя в тазу, лохани или в бочке с водой. Волосы могли ополаскивать отваром ромашки или крапивы.

Дополнительно настой из лесных и полевых трав употребляли вовнутрь таким способом,
и пропотеть можно было сильнее, и оздоровиться, получив питательные вещества из такого «чая». Настой делали из молодых (зелёных) сосновых шишек, ромашки, календулы, брусники, шиповника и многих других трав.



В ход шли и берёзовые, ольховые или дубовые (реже ― еловые либо кедровые) веники: правда, махать ими внутри печки было не слишком удобно из-за ограниченного пространства. Веник запаривали в кипятке, после чего, ещё горячим, хлопали себя по телу, выбивая грязь и совершая своеобразный массаж.

Естественно, специальной подсветки в печке не было. Поэтому с собой брали свечу, лучину или лампадку. Некоторые люди «упаривались» в печи так, что не могли самостоятельно выбраться: им, чуть живым, помогали родственники.

Учёные, кстати, считают, что хорошее здоровье русичей во многом было обусловлено «лечебным» теплом из печки. Именно из-за еженедельных тщательных омовений мы были менее подвержены эпидемиям, да и вообще разным локальным инфекциям. Гигиена одним словом.

баня2а (700x474, 61Kb)

Сегодня в деревнях, конечно же, уровень комфорта не сопоставим с «древнерусским».
Во многих частных домах уже имеется и ванная, и баня отдельно с парной и помывочной. Однако в отдельных «продвинутых» агроэкоусадьбах специально изготавливаются печки «под старину»: большей частью чтобы удивить иностранных туристов уникальным русским антуражем. Правда, вместо циновки внутрь сейчас стелют мягкий, помывка же после печной «парилки» подразумевает использование душа, мыла и ароматических масел.

баня3а (700x437, 47Kb)

Подобные аутентичные усадьбы сохранились и в России, и в Беларуси, а местами
в Молдавии, Польше и Румынии. Туристы из Европы и Америки сперва пугаются странных русских обычаев, но позднее понимают, что такая традиция и здоровье отлично сохраняет,
и даже настроение поднимает!

Современные бани.

bana
баня6а (700x700, 165Kb)
баня7а (700x700, 145Kb)
баня5 (700x466, 52Kb)

с ЛЁГКИМ ПАРОМ! и КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!

баня9а (700x466, 87Kb)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как раньше на Руси парились и мылись прямо в печи. | margogrin - Дневник | Лента друзей margogrin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»