В США солнцезащитная косметика (санскрины) входит в число продуктов, обращение которых контролирует Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Это ведомство проверяет санскрины перед продажей, что гарантирует качество и защитные свойства продукта.
В США солнцезащитные крема проходят значительно более строгие проверки как лекарственные препараты. В нашей стране и в Европе – как косметические средства.
FDA – очень серьёзная организация. Именно она «даёт добро» на начало продаж в США любого лекарственного препарата и в любой момент может это «добро» отозвать (Д.С.Б.)
Эффективность санскрина зависит не только от его качества, но и от корректности хранения и использования. Вот ключевые рекомендации, которые обеспечивают надежную защиту от солнечного УФ-излучения:
Обратите внимание, защита от солнца с макушки до пяток нужна на пляже. Если вы гуляете по городу, достаточно нанести крем на открытые участки кожи.
Люди часто забывают наносить санскрин на:
FDA рекомендует защищать солнцезащитную косметику от прямых солнечных лучей, когда вы берете ее с собой на пляж. Тюбик с кремом можно накрыть полотенцем или поставить в тень. Санскрин боится и высокой температуры. В жаркую погоду его лучше хранить в холодильнике.
На санскринах из отечественной аптечной сети условия хранения указывают на этикетках.
Солнцезащитная косметика противопоказана детям до шести месяцев. FDA рекомендует не находиться с детьми этого возраста под прямыми солнечными лучами с 10:00 до 16:00, в остальное время надевать одежду с длинными рукавами, использовать для защиты козырьки колясок и так далее.
После шести месяцев санскрины для детей используют после консультации у педиатра.
В продаже есть солнцезащитная косметика в разных формах:
Санскрины в форме крема и крем-мусса
Способ применения санскрина различается в зависимости от формы. Например, спрей нельзя распылять на лицо. Поэтому всегда читайте инструкцию на этикетке.
Обратите внимание, FDA не подтверждает эффективность санскринов в форме влажных салфеток, пудры, жидкого мыла и шампуня.
На этикетке такой косметики указано, что она блокирует УФ-A и УФ-B (UVA и UVB) лучи. Если информации о спектре на этикетке нет, санскрин может быть недостаточно эффективным. Попросите провизора в аптеке дать вам солнцезащитное средство с широким спектром.
Аббревиатура SPF расшифровывается как фактор защиты от солнца (англ. sun protection factor). Коэффициент SPF показывает уровень защиты, который получает человек при использовании санскрина.
Всю солнцезащитную косметику в США тестируют: проверяют какое количество УФ-излучения вызывает ожог при использовании санскрина и сравнивают с количеством УФ-излучения, вызывающим ожог без использования санскрина. По итогам проверки санскрин получает коэффициент SPF.
Крем с высоким коэффициентом, например SPF 50, защищает лучше крема с SPF 10. Чтобы надежно защитить кожу, выбирайте санскрин с SPF 15 и выше. Если у вас светлая кожа (I или II тип по Фитцпатрику), подойдет санскрин с SPF 30 или 50.
SPF не имеет отношения к продолжительности защиты от солнца. Независимо от коэффициента повторно наносить солнцезащитную косметику нужно каждые два часа. Помните, кожа быстрее сгорает, если вы находитесь на солнце с 10:00 до 16:00. Интенсивность УФ-излучения выше в горах и на Юге. Чем ближе вы к экватору и чем выше над уровнем моря, тем проще сгореть.
Все лекарства и аптечные косметические средства содержат действующие и вспомогательные ингредиенты. В санскринах действующими ингредиентами являются вещества, блокирующие УФ-лучи и защищающие кожу от сгорания. Вспомогательные – вещества, которые обеспечивают сохранность санскрина, формируют его структуру.
Например, вода и консерванты – вспомогательные вещества. В число приемлемых действующих ингредиентов входят:
Санскрины действуют на поверхности кожи. Но некоторые косметические средства содержат ингредиенты, которые частично всасываются через кожу и попадают в общий кровоток. Производители и контролирующие органы в разных странах мира изучают влияние на организм продолжительного использования солнцезащитной косметики.
Сейчас начали плодиться сообщения о том, что солнцезащитные крема с химическими фильтрами «вызывают рак». В будущих статьях я обязательно подробно разберу достоверность этой информации. Пока ограничусь только тем, что если бы существовали хоть какие-то убедительные доказательства вреда для человека тех или иных ингредиентов санскринов – они были бы немедленно запрещены FDA.
FDA требует, чтобы санскрины и другие безрецептурные препараты из аптечной сети сохраняли стабильность и эффективность как минимум три года с момента выпуска. Похожие требования к косметическим средствам предъявляют европейские регулирующие органы. Поэтому если вы купили американский или европейский санскрин, считайте его годным в течение трех лет с момента покупки. После истечения этого срока крем лучше выбросить, так как он будет неэффективным.
На креме немецкого производства указан только срок годности после вскрытия: 12 месяцев
Обратите внимание, российские регулирующие органы требуют, чтобы на лекарствах и косметических средствах, в том числе импортных, был указан срок годности. Если вы покупаете солнцезащитное средство в России, ориентируйтесь на срок годности, указанный на упаковке.
На белорусском санскрине указан срок годности
В США санскрины считаются лекарственными средствами, поэтому попадают под регулирование FDA. В Европе, в том числе в России, солнцезащитные средства относятся к косметике. Поэтому они не проходят клинические испытания, а их обращение не регулируют медицинские ведомства.
На мой взгляд, жителям России следует покупать солнцезащитные крема не в косметических отделах супермаркетов и не в специализированных косметических магазинах, а в аптеках. Это уменьшает вероятность купить неэффективное средство, на этикетке которого указаны солнцезащитные свойства только в маркетинговых целях.
Основной вопрос, который, вероятно, назрел у читателя – ТАК КАКОЙ ЖЕ КРЕМ МНЕ ПОКУПАТЬ? При ответе на этот вопрос я в сложном положении – если назвать конкретные бренды, то скажут, что продался. Если не назвать – смысл статьи теряется. Поступлю иначе.
В США есть независимая (они сами так пишут) организация – Consumer Reports. Что-то вроде нашей контрольной закупки. В мае 2018 года они составили рейтинг солнцезащитных средств США.
Эти ушлые ребята хотят денег за разблокировку своих очень ценных рейтингов. Наступил жабе на горло - не пожалел 7.95$ для того, чтобы помочь Вам выбрать хороший солнцезащитный крем. Смотрите скриншоты и смело берите тот бренд, который продаётся в Вашем регионе. Все эти средства одобрены FDA для продажи в США.