БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
[500x100]
ОПИСАНИЕ
История строительства и перестроек дворца
Дворец Московских царей (кон. XV - XVII вв.)
Первые каменные здания Большого Кремлевского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах. К концу XVII века Большой Кремлевский дворец был обширным дворцовым комплексом, в который входили:
[331x54]
Императорская резиденция в древней столице 1712 - 1838 гг.
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлевские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов (см коллегии), другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).
Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.
Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлевского дворца был связан не сколько с техническим состоянием зданий, столько с их моральным старением - планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских царей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям
нового времени.
Еще при Анне Иоанновне на подклетахстарого дворца были возведены новые императорские апартаменты "Зимний Анненгоф" - деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Ф.-Б. Растрелли).
При Елизавете Петровне двор возвратился в Петербург,однако было решено построить в Кремле новую императорскую резиденцию - "Новый" или "Зимний дворец" (в качестве летнего использовался дворец Анны Иоанновны "Анненгоф" в Немецкой слободе). В 1749 г. были снесены Средняя, Столовая и Набережные палаты и на их месте был выстроен новый дворец в стиле барокко(окончен в 1752 г., архит Ф.-Б.Растрелли). Облик нового дворца в упрощенном виде отдаленно напоминал Большой Петергофский дворец - нижний ярус представлял собой массивный подклет, ритмично прорезанный глубокими арками, верхний этаж представлял собой изящное здание с центральным ризалитом, в котором размещался аудиенц-зал, по бокам от которого располагались жилые покои императрицы и комнаты приближенных.Следует отметить, что несмотря на строительство нового дворца, зданияКремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 г. был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлевских стен и башен.
В царствование Екатерины II кремлевский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 г. архитектором В.И.Баженовымбыл создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского
дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов.
1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по
проекту М.Ф.Казакова). Отголоском столь масштабного строительства можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, "дома присутственных мест" (1776-88, архит. М.Ф.Казаков
Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращенного к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н.А.Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма(1816-17 архит. А.Р.Бакарев, , И.Т.Таманский по проекту В.П.Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архит. В.П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)-
некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.
Новый дворец 1838-1849 гг.
Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта Храма Христа Спасителявновь приковали взоры к Кремлевскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.
В 1837г. составление проекта дворца было поручену известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец
стилистического решения предполагавшегося дворца К.А.Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.
В 1839г., одновременно с Храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца , завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве
Большого Кремлевского Дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К.А.Тон, главным художником Ф.Солнцев, "архитекторским помощником" - П.А.Герасимов; Ф.Ф.Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим
К.А.Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф.Ф.Рихтер и Н.И.Чичагов.
Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строится одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди.
В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XV — XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви. Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.
Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную.
В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства.
Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Современное использование дворца Изначально дворец служил московской резиденцией российских
императоров и их семей. После прихода к власти большевиков не функционировал. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР,для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И.А. Иванова в 1933-1934 годах перестроены в один большой
зал заседаний.
В 1955 году во Дворце была осуществлена часть съёмок фильма «Весенние голоса» .
По решению Президента России в 1994 — 1998 Андреевский и Александровский залы были восстановлены.
По состоянию на 2010 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
[500x100]
 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|