[400x487] Юрий Окунев
Вхождение
в еврейскую
культуру
Я настаиваю, что евреи
сделали для цивилизации
человека больше,
чем любая другая нация.
Джон Адамс – президент США
В свое оправдание...
Автор этого очерка, вероятно, принадлежит к тем, кому менее всего пристало рассуждать о еврейской культуре – я не говорю и не пишу ни на одном из еврейских языков, не имею никакого формального гуманитарного, искусствоведческого или, как говорят, культурологического образования. Все, что мне известно о еврейской культуре – результат доморощенного (т.е. буквально – выращенного в домашних условиях)самообразования на почве русскоязычной и англоязычной литературы, результат собственных бессистемных наблюдений и размышлений. В своей профессиональной научной работе привык я быть на пике знаний и с этого пика судить о состоянии предмета исследования, поэтому, приступая к написанию данного очерка, испытываю чувство неловкости перед истинными знатоками еврейской культуры, перед высокообразованными профессионалами в этой области.
Тем не менее, есть как минимум два обстоятельства, влекущие отбросить сомнения и поделиться с читателями своими мыслями и, может быть, переживаниями. Первое – это мой личный тяжкий путь познания азов еврейской культуры, нелегкий, а подчас и горький, опыт преодоления выставленных на этом пути препятствий, равно как и собственного невежества. Второе – это удручающее состояние знаний о еврейской культуре у немалого числа в целом сравнительно образованных людей, в том числе у некоторых евреев, проявляющих, а подчас и предпочитающих дремучее неведение о своей национальной культуре.
Вспоминаю, что классик русской литературы Федор Достоевский предварял свои дневниковые размышления, озаглавленные «Еврейский вопрос», следующими словами: «О, не думайте, что я действительно затеваю поднять еврейский вопрос... Поднять такой величины вопрос... я не в силах. Вопрос этот не в моих размерах. Но некоторое суждение мое я все же могу иметь». Мною владеет то же чувство – поднятьтакой величины тему, как введение в еврейскую культуру, я, конечно, не в силах, но поделиться с читателями некоторыми мыслями считаю возможным. Мне кажется, что название данного очерка ясно ограничивает претензии автора – это лишь размышления у входа в гигантское хранилище культуры, полки которого уходят в глубь тысячелетий, а своды теряются в непостижимых небесных высях...
Печать еврейского авторства
Значительная часть интеллектуального реквизита в пьесе
современного мира несет на себе клеймо еврейского авторства.
Пол Джонсон – британский историк
В детстве и отрочестве, которые пришлись на конец 1940-х и начало 1950-х годов в разоренном войной Ленинграде, я не знал о еврейской истории и культуре ничего. За десять лет советской школы об этом не было сказано ни одного слова. Все народы Советского Союза, все нации от А до Я – от абхазов до якутов, даже небольшие народности Севера, имели свою национальную историю и культуру, все – кроме евреев. Недостаток школьного образования «компенсировался» дворовым ликбезом, где мне популярно объяснили, что евреи – это жиды. От этих «жидов» начал разгораться в душе моей слабый огонек протеста – не может такого быть, чтобы мой народ был хуже всех других! Потом, в годы юности и молодости от того детского огонька заполыхал во мне жгучий интерес к еврейской истории и культуре, который поначалу сводился к наивному отысканию евреев среди великих людей. Еще не понимая, что всё в окружающем мире – от письменности и социальной философии до этики и эстетики – пронизано древнейшей еврейской культурой, я пытался укрепить состоятельность своего протеста длинной цепочкой гигантов мировой истории, культуры и науки:
Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Исайя, Эзра, Иешуа, Петр, Павел...
Филон Александрийский, Иосиф Флавий, Моисей Маймонид, Иегуда Галеви, Соломон Гебироль, Уриэль Ако́ста, Барух Спиноза, Моисей Мендельсон, Бенджамин Дизраэли, Вальтер Ратенау, Леон Блюм, Теодор Герцль, Давид Бен-Гурион, Генрих Грец, Давид Рикардо, Карл Маркс, Анри Бергсон, Мартин Бубер, Людвиг Витгенштейн, Людвиг фон Мизес, Карл Поппер, Исайя Берлин, Луис Брандес, Зигмунд Фрейд...
Уильям Гершель, Генрих Герц, Макс Борн, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Альберт Майкельсон, Юджин Ви́гнер, Лев Ландау, Абрам Иоффе, Яков Зельдович, Виталий Гинзбург, Леонид Мандельштам, Роберт Оппенгеймер, Эдвард Теллер, Лео Сцилард, Лиза Мейтнер, Мария Гёпперт-Майер, Хаим Вейцман, Фриц Габер, Илья Мечников, Пауль Эрлих, Август Вассерман, Карл Якоби, Георг Кантор, Леопольд Кронекер, Туллио Леви-Чивита, Амалия Нётер, Герман Минковский, Cергей Бернштейн, Израиль Гельфанд, Милтон Фридман, Джон фон Не́йман, Норберт Винер...
Жак Галеви, Джакомо Мейербер, Феликс Мендельсон, Антон Рубинштейн, Жак Оффенбах, Густав Малер, Арнольд Шёнберг, Аарон Копланд, Имре Кальман, Исаак Дунаевский, Ирвинг Берлин, Джордж Гершвин, Курт Вайль, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн...
Исаак Левитан, Марк Антокольский, Иегуда Пэн, Натан Альтман, Леон Бакст, Лазарь Лисицкий, Эрнст Неизвестный, Хаим Сутин, Роберт Фальк, Александр Тышлер, Камиль Писсарро, Амедео Модильяни, Марк Шагал...
Генрих Гейне, Людвиг Бёрне, Менделе Мохер-Сфорим, Шолом Алейхем, Хаим Бялик, Семен Фруг, Исаак Бабель, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Василий Гроссман, Илья Эренбург, Шмуэль Агнон, Cол Беллоу, Артур Миллер, Лилиан Хеллман, Ирвин Шоу, Говард Фаст, Исаак Башевис-Зингер, Франц Кафка, Марсель Пруст, Андре Моруа, Стефан Цвейг, Лион Фейхтвангер, Айзек Азимов, Айн Рэнд, Юлиан Тувим, Стани́слав Е́жи Лец...
Вильгельм Стейниц, Эмануэль Ласкер, Михаил Ботвинник, Беньямино Джильи, Сара Бернар, Cоломон Михоэлс, Курт Зандерлинг, Бруно Вальтер, Сергей Кусевицкий, Самуил Самосуд, Йозеф Иоахим, Игнац Мошелес, Шарль Алькан, Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иегуди Менухин, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Натан Мильштейн, Ицхак Перлман, Бенни Гудмен, Эдди Рознер, Кирк Дуглас, Пол Ньюмен, Элизабет Тейлор, Эл Джолсон, Асаф Мессерер, Майя Плисецкая, Ив Монтан...