Россия по праву гордится своими художницами — «амазонками авангарда» Гончаровой или Розановой, а до них — Серебряковой или Остроумовой-Лебедевой, а до них… А кто же был до них? Рассказываем, кто проложил дорогу расцвету женского творчества ХХ века.
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной
школы для вольноприходящих». 1855. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Количество женщин, занимающихся живописью, стало расти как лавина начиная с 1900-х. А вот в предшествующее столетие их по пальцам пересчитать. Связано это было как с малой доступностью женского образования, так и с патриархальным представлением о том, какие профессии приличны дамам. Ситуация менялась постепенно.
Романовы
Первыми профессиональными художницами на территории России, конечно, были иностранки — Доротея Гзель (жена приглашённого Петром I живописца), Мари-Анна Колло (невестка скульптора Фальконе), Элизабет Виже-Лебрён (супруга художника Жан-Батиста Лебрена) и другие.
Пожалуй, первая художница-россиянка тоже иностранка — это императрица Мария Фёдоровна, жена Павла I. Русская великая княгиня с 1776 года, она пользовалась плодами своего отличного немецкого образования: писала пастелью, рисовала по стеклу свинцовыми карандашами, а также одной из первых в мире овладела токарным мастерством. Её лучшие камеи на яшме или агате — портреты родных. Дочери императрицы также занимались рисованием и лепили барельефы. А главное, что Мария Фёдоровна учила не только своих детей, но и занималась образованием вообще всех своих подданных женского пола. Она основывала институты и школы, придумывала учебные программы, то есть наметила чёткий план развития женского образования в России, которого страна придерживалась целый век.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (1755–1842). Портрет Марии Антуанетты/Marie
Antoinette in a Muslin dress. 1783
Schloss Wolfsgarten, Langen, Hessen, Germany
|
Элизабет Виже-Лебрён/фр. Élisabeth Vigée Le Brun. Автопортрет в соломенной шляпке, 1782. Национальная галерея, Лондон
|
Живописью занималась и её тезка, другая императрица Мария Фёдоровна (жена её правнука Александра III). От неё способности к рисованию унаследовала дочь, великая княжна Ольга Александровна. Это помогло ей кормить детей в эмиграции: пусть её акварели и не так уж талантливы, но покупателям было приятно иметь что-то «от Романовых».
Дворянки-дилетантки
Постепенно у нас стало как в Европе: каждая образованная барышня должна была уметь танцевать, вышивать и рисовать. Среди дворянок Александровской и Николаевской эпохи появились художницы-любительницы, которые украшали свои альбомы и памятные книжки различными зарисовками. Дамы работали по образцу произведений других художников: так фрейлина Екатерина Бакунина (в браке Полторацкая), предмет страсти Пушкина, создала свой «автопортрет», сняв копию с рисунка Ореста Кипренского; её портреты матери и мужа также копийны.
Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)
Автопортрет 1816
|
Е. Бакунина (Полторацкая)
Портрет матери. 1828
|
Некоторые дамы овладели техникой пастели (дочь генерала Каменского Александра Ржевская, племянница графов Паниных Александра Репнина). Рисованием занимались барышни из семей Шереметевых, Долгоруких, Апраксиных. Пристойной считалась роспись миниатюр по слоновой кости — как делала Анна Бутурлина, внучатая племянница канцлера Воронцова. А наиболее талантливые дерзали писать маслом — трудоёмкой «мужской» техникой. Среди них — дочь начальницы Смольного института Александра Бюлер и кузина Гоголя Глафира Псёл, воспитанница генерал-губернатора Малороссии.
Графиня Анна Артемьевна Бутурлина, автопортрет, миниатюра, ок. 1817.
В собраниях Эрмитажа
|
Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская. Портрет кисти Г. И. Псёл, 1839
|
Дочери и сёстры
Мария Дурнова. Портрет мальчика. 1820
|
Антонина Ржевская(1861-1934) «Весёлая минутка» 1897. Третьяковская галерея
|
Аристократок, конечно, учили приходящие учителя. По-другому овладевали искусствами девочки, родившиеся в художественных семьях. Самые ранние примеры, видимо, дочь исторического живописца Трофима Дурнова Мария и знаменитого жанриста Венецианова Александра. Произведения Венециановой уже отнюдь не дилетантские, и писать маслом она не боялась. Жаль лишь, что зависимость от родича-учителя налицо: разумеется, девушка создавала жанровые картины. Впрочем, этим грешили и художницы более поздних поколений: возьмём Ольгу Лагоду-Шишкину, которая в 1870-х училась в Императорской Академии художеств. Она стала сначала ученицей, а потом супругой прославленного Ивана Шишкина. Ольга Лагода-Шишкина, как и супруг, писала в жанре пейзажа. Творчеством Исаака Левитана вдохновлялась Софья Кувшинникова — его ученица и возлюбленная.
Лагода-Шишкина Ольга Антоновна
(1850-1881). «Девочка в траве». 1880
Государственная Третьяковская галерея
|
Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934)
«Девочка у окна», ранее 1934. Тарусская
картинная галерея, Таруса, Калужская обл
|
Ближе к концу века женщины из художественных семей обретают свой язык. Никто не упрекнёт в подражательности талантливую сестру Поленова Елену (1850 — 1898) с её волшебными сказками. Своя манера была и у дочери Константина Маковского — Елены Лукш-Маковской.
Елена Дмитриевна Поленова
Портрет Якунчиковой
|
Елена Дмитриевна Поленова
В иконописной мастерской
|
Елена Поленова. Пейзаж
Елена Дмитриевна Поленова Пейзаж с воронами.1880
Прилежные ученицы
Профессиональное обучение женщин началось в конце 1830-х годов, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. На них училась Евдокия Бакунина и Екатерина Хилкова. Сохранилась картина Хилковой с изображением этих занятий. Со временем женщин стали принимать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Две вольнослушательницы училища, Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс, — единственные женщины, принятые в Товарищество передвижников. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся.
Софья Васильевна Сухово-Кобылина
(1825-1867). Итальянский пейзаж. Этюд. 1868
|
Екатерина Хилкова. «Семейный портрет
Матюниных», около 1870. Государственный
музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
|
Эмилия Яковлевна Шанкс (1857–1936)
«Девочка» 1890-е. Частное собрание
|
Эмилия Шанкс (1857–1936) «В цветах (портрет дочери худ. В. Д. Поленова)»
между 1890 и 1900. Частное собрание
|
Эмилия Яковлевна Шанкс (1857–1936)
«Медицинский осмотр в русской богадельне» 1890-е
Челмсфордский музей, Эссекс, Великобритания
Эмилия Яковлевна Шанкс (1857–1936). «Наём гувернантки» ранее 1913
Тюменский областной музей изобразительных искусств
Допустили женщин и в Императорскую Академию художеств — в первый раз в качестве вольнослушательниц целых 30 человек, в том числе будущую жену Шишкина. Для женщин XIX века, которые начали задумываться об эмансипации, вехой стал 1854 год, когда медаль Академии впервые получила женщина — сестра Сухово-Кобылина Софья. Кстати, двумя годами ранее женщина стала президентом Академии — сестра императора великая княгиня Мария Николаевна.
Софья Васильевна Сухово-Кобылина,
получающая на Акте в Академии художеств
большую золотую медаль (1854)
|
Софья Васильевна Сухово-Кобылина
(1825—1867). Автопортрет художницы.1860-е
|
В 1873 году в Академии ученицам разрешили заниматься в одних классах с учениками, однако со временем число девушек так возросло, что из них решили сделать своё отделение. Смешанное обучение, да ещё в государственном учреждении, было явлением передовым: так, Мария Башкирцева (1858 — 1884), которая уехала учиться живописи в Париж уже позднее, была удивлена, что во Франции женщинам были доступны лишь частные школы и только с отдельными классами. В 1893 году в Академию стали брать женщин не только как вольнослушательниц, но и как полноправных студентов. А вот на более ответственное — архитектурное — отделение Академии их допустили лишь в 1903 году.
Мария Башкирцева (1860–1884) «Автопортрет» 1880 Musée des Beaux-Arts Jules Chéret (Nice, France)
|
Мария Башкирцева. "Дождевой зонтик". 1883
|
Мария Башкирцева, «В студии» (1881)
Зинаида Серебрякова (1884−1967). "За туалетом". Автопортрет. 1909
|
Зинаида Серебрякова. 1912
Кормилица с ребёнком
|
Наталия Гончарова (1881−1962) — правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина (в своё время художница оформила «Сказки о царе Салтане», отдав таким образом дань знаменитому родству).
Гончарова Наталия Сергеевна. Павлин под ярким солнцем
(стиль египетский). 1911. Третьяковская галерея
Любовь Бороздна-Стромилова
(1813-1894). Портрет Натальи Абрамовны Васильевой. 1832. Государственный литературный музей
|
Любовь Степановна Бороздна-Стромилина
(1813—1894). «Портрет М. С. Воейковой », 1836
|
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867). Итальянский пейзаж. Этюд 1868
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867). Перед грозой. 1868
Надежда Александровна Дубовицкая (1817—1893). Вид на город за рекой 1842
Александра Егоровна Маковская (1837—1915) — русская художница-пейзажистка.
Малороссийский вид, 1891
Веками для женщин пристойным было лишь заниматься рукоделием, а если рисовать — то цветочки да ягодки. А вот творить настоящую живопись, создавать целые вымышленные миры было привилегией мужчин. Быть «серьёзным художником» считалось мужской прерогативой, поэтому серьёзные женщины-художники появляются также поздно, как женщины-юристы и врачи, — в конце ХIX — начале XX века. И с тех пор их число всё растёт.