• Авторизация


обучение и память животных в ситуациях, приближенных к естественным 28-04-2017 21:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Все большую роль в изучении когнитивных функции животных начинают играть работы, выполненные в естественных для вида или приближенных к ним условиях Такой подход позволяет отбросить предположение, что в неадекватных лабораторных условиях способ­ность животного к тому или иному виду обучения может проявиться не полностью (например, слишком тесные рукава лабиринта, нечет­кие ориентиры, стресс при плавании). Ввиду этого поиск биологичес­ки адекватных моделей для изучения способностей к обучению и памяти составляет одну из актуальных задач. Важную роль в разработке таких моделей играет знание инстинктивного поведения животных
Один из аспектов этих исследований — оценка пространственной памяти в естественной среде обитания
Пищедобывательное поведение ряда видов птиц из семеиств врановых (Corvidae) и синицевых (Pandae) характеризуется тем, что осенью они откладывают многочисленные небольшие запасы пищи, а зимой и весной точно находят их эту способность и исследуют в качестве эколо­гической модели пространственной памяти птиц. В обоих семеиствах вы­раженность такого поведения имеет существенные межвидовые разли­чия Большинство видов врановых птиц (в том числе грачи, вороны, сороки, галки) делают запасы эпизодически, тогда как сойки и кед­ровки разных видов (и Нового, и Старого Света) запасают корм систе­матически. Зимой и весной они отыскивают свои запасы, причем про­являют при этом удивительною точность, которая свидетечьствует о запоминании координат каждой из таких «кладовок» Создание запасов пищи и запоминание их пространственных координат входит в обяза­тельный видоспецифический репертуар поведения указанных видов
Изучение процесса запасания и отыскания пищи кедровками (Nucifiaga cary ocalacfes) имеет длительную историю. Удивительная точ­ность, с которой они отыскивают кладовки, была отмечена натуралиистами еще в конце XIX в. В 60-е годы XX в его впервые начали исследовать экспериментально.
Опыты бьпи проведены в 1962—1963 годах на Телсцком стационаре Био­логического института СО АН СССР. В сезон плодоношения кедров в построенный прямо  вольер выпускали по очереди кедровок после небольшого периода голодания Почучив доступ к шишкам и утолив первый голод птицы начинали рассовывать орехи под мох корни кустарника под стволы деревьев (по нескольку штук в каждую <кладовку> ). Наблюдатели точно картировали расположение кладовок, а птиц затем удаляли из вольера на разные промежутки времени (от нескочьких часов до нсскочьких дней)
По возвращении в вольеру все подопытные птицы (перед этим остававшиеся без корма в течение нескольких часов) безошибочно обнаружили подавляющее число своих кладовок причем практически не трогали чужих. Кедровки действовали при этом целенаправленно и по видимому совершенно точно помнили где их запасы находятся.
Характер поведения кедровок полностью соответствовал тому, что наблюдали в естественных условиях орнитологи (Воробьев, 1982)
Точность обнаружения кладовок кедровками нарушается при сме­щении внешних пространственных ориетиров (Крушинская, 1966) Это экспериментально подтверждало предположение зоологов о том, что эти тицы точно запоминают место каждой кладовки, а не ищут их наугад.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник обучение и память животных в ситуациях, приближенных к естественным | Alexander_Tokar - Дневник Alexander Tokar | Лента друзей Alexander_Tokar / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»