• Авторизация


Освенцим-Аушвиц, Бжезинка-Биркенау 07-01-2014 18:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

А. Вертинский


            Когда я перешла в четвертый класс, то нас разделили на две группы. Одна должна была изучать немецкий язык, а вторая английский. Я попала в группу немецкого языка, но категорически отказалась изучать язык фашистов. А все потому, что моя семья пережила оккупацию, и я имела представление о том, что делали немецкие фашисты с людьми. Мне претило изучать их язык. То, что есть Гёте, Шиллер, Мартин Лютер и Томас Мюнцер я узнаю позже. А в том возрасте все немецкое для меня было чуждо.
       И в том же 4 классе преподавать литературу к нам пришла молоденькая выпускница педагогического института Эльвира Васильевна. Ровно через год ее уволили за профнепрегодность. Она старалась нам рассказывать не только о тех книгах, что были положены по программе, но и многом другом. И вот именно это не нравилось нашей тогдашней администрации школы. Она уйдет из школы, я не буду знать, как дальше сложится ее судьба, но именно ее я буду помнить как лучшую учительницу литературы в своей школьной жизни. И именно она зародила во мне любовь не только к ЛИТЕРАТУРЕ, но и стала тем человеком, который затронул во мне интерес к трагическому прошлому многих народов в годы второй мировой войны. Как-то весной, когда дело близилось к 9 мая, она пересказала нам рассказ из журнала «Работница» о том, как группа заключенных советских женщин одного из концлагерей Германии работала на расчистке немецкого города после бомбардировки. Им надо было весь день расчищать завалы, кормили их скудно, а эсэсовка, что надзирала над ними, проверяла, есть ли у женщин румянец на щеках. По наличию румянца она определяла, есть ли у женщины силы для работы. Если его не было, женщину отправляли в лагерь в газовую камеру. И вот одна из заключенных при разборе завалов нашла дамскую сумочку, в которой был тюбик губной помады алого цвета. И совершенно изможденным женщинам она стала наносить на щеки чуть-чуть помады, чтобы они выглядели свежее. Этим она спасла жизни многих, но погубила себя. Эсэсовка увидела, что она прячет тюбик в выщербленные нары, на которых спали женщины, избила ее и отправила в газовую камеру…
       А в мои 12 лет мы с мамой приедем в гости к моим родным, что живут в западной Польше, и мой дядя повезет нас в один из бывших концлагерей, что станут музеем под открытым небом. Там мне купят альбом с фотографиями бывших концлагерей и их трагической историей. И на всю жизнь останется у меня в душе чувство вины за немцев, и сострадание многочисленным погибшим в тех лагерях. А после того, как я увижу фильм « Помни имя свое», я захочу воочию увидеть Аушвиц своими глазами, чтобы ощутить всю глубину человеческого страдания тех, кто там был.
        Долгие годы я буду вынашивать идею посещения Аушвица, многие не будут понимать моего желания и осуждать за то, что я захочу увидеть место трагической гибели многих людей. Но я все равно буду настаивать на своем, и в этом году, наконец, осуществлю свой замысел.
Когда я приехала ранним солнечным утром к Аушвицу, я даже не могла предположить, что туда приедет столько народу. Там были группы итальянцев, поляков, австрийцев, французов, немцев, но… не будет группы россиян. Я уже приму решение идти в лагерь с польской группой, как вдруг сотрудник музея по моему акценту поймет, что я представитель какого-то другого государства, и тогда он с немым вопросом в глазах уставится на меня и замолчит. Он будет ждать, что я еще что-то скажу, и он определит, представителем какой страны я являюсь. Но я опережу его и на русском языке спрошу: «А на русском у вас есть группа? Русская группа?» Увы! Он разведет руками, а потом посмотрит в прайс лист, где распланированы экскурсии и вдруг утвердительно кивнет головой: «Знаете, если еще прибудут русские, то в 12 часов будет группа. Будете ждать?» Конечно, я готова была ждать до 12 часов, чтобы вместе с русской группой пройти в лагерь и как бы от имени своей страны почтить память погибших.
       В запасе у меня было полтора часа, и я решила пройтись по Освенциму. Когда-то
это бы маленький еврейский городок, окруженный лесами и полями.

[450x600]
        Почему именно его выбрали гитлеровцы, до сих пор остается загадкой. Считалось, что здесь было тихо, много места и сюда вела ветка железной дороги. Жителей городка либо выгнали, либо отправили в концентрационный лагерь, который назвали Аушвиц. Позднее, в трех километрах от него, был построен лагерь для женщин. Это была польская деревушка Бжезинка, из которой немцы выгнали поголовно всех жителей, а лагерь назвали Биркенау. Потом, когда возникнет потребность в третьем по счету лагере, их назовут Аушвиц 1,Аушвиц 2 и Аушвиц 3. Именно так они будут зарегистрированы в немецких документах. По дороге, мощеной плитами,я двинулась по аллее, на ней были размещены фотографии из истории посещения лагеря знаменитыми в истории человечества людьми. Здесь были короли и королевы, главы государств и религиозных конфессий. А на день памяти узников концлагерей приезжали представители всех стран, граждане которых когда-то были заключенным лагеря. Как и тогда, лагерь был окружен двумя рядами колючей проволоки, виднелись сохранившиеся бараки. Стояла тишина, на дереве поспевала ягода черемухи. Подъежали автобусы с экскурсантами, народ сплошным потоком шел к музею и растворялся за его дверями.
[600x450]
[450x600]
[450x600]
       За 10 минут до 12 часов я пришла к зданию музея. Там яблоку упасть было некуда. Толпы народа двигались к турникету при входе в лагерь. На груди у всех были наклейки разного цвета с названием стран: сиреневые, зеленые, розовые, красные, синие. Мне досталась наклейка черного цвета, но клеить ее на одежду я наотрез отказалась. Почему-то вспомнились концлагерные нашивки на грудь, которые обязаны были носить представители разных народов в лагере. Я просто держала ее в руке. Тогда вежливый служитель пояснил, что так незнакомые люди в группе не теряются в толпе, и их видит экскурсовод. Я заверила его, что наши люди, россияне, не потеряются ни при каких обстоятельствах. Он согласно кивнул головой и предложил мне взять наушники и диктофон. В толпе невозможно было увидеть, есть ли еще граждане России кроме меня. Но когда из-за турникета показалась пожилая экскурсовод с русским флагом в руках, из многочисленной толпы одиночками или по двое стали пробиваться к ней наши. Мы оказались самой малочисленной группой. Семья из пяти человек, двое из которых были детьми, затем семья из трех человек с девочкой-подростком и я. Все! Кругом были толпы итальянцев, поляков, евреев, немцев, а нас было так мало. И мне стало ужасно обидно. Но вместе с тем, мы были единственной группой, где были дети. И наша экскурсовод чуть не заплакала, когда увидела это.
       Экскурсию вела пожилая пани Барбара, которая вполне сносно говорила по-русски. Акцент выдавал в ней польку.

[600x450]
         Оказалось, ее дочь долгое время жила в нашей стране и выучила русский, а пани Барбара хотела потрафить дочери и тоже стала учить русский. Когда она волновалась, то начинала переходить на польский, тогда я подбирала нужные русские слова и подсказывала их ей. После экскурсии, которая длилась 4,5 часа мы разговорились, и я узнала о ее жизни, а она о моей. А еще мы успели обсудить все фильмы, снятые о концлагерях или гетто, а также придти к выводу о том, что карта концлагерей не полная. Благодаря посольству Швеции, у нас в Петербурге я попала когда-то на семинар по истории концлагерей, и они подарили мне альбом. Вот там и была более поздняя карта. Пани Барбара предложила мне написать об этом альбоме и карте в музей Освенцима, который продолжает собирать материал об узниках Аушвица и документах того периода истории. Мы были благодарны друг другу за такую насыщенную и познавательную экскурсию, а я благодарила пани Барбару за душевность, с которой она рассказывала о лагере и том периоде истории. В самом конце я задала ей вопрос, который так долго мучил меня:
-А как вам живется в этом месте? Ведь жить там, где витает энергетика замученных людей, очень тяжело. Как вы это переносите?
- Ну как, - помедлила пани Барбара, - люди ко всему привыкают, вот ведь надо, чтобы кто-то рассказывал о том, что здесь было. И потом, сегодняшние живущие, не виноваты в том, что здесь когда-то происходило. И жить надо везде, даже здесь, чтобы помнили… Вот и мы живем, но уже в другом времени...Может потому и живем здесь, чтобы этого не повторилось…
И она улыбнулась мне сдержанно, а я ей.
       А пока, пока наша малочисленная группа надела наушники, включила диктофоны, и мы двинулись вслед за пани Барбарой в главные ворота Аушвица.
        На воротах была надпись на немецком языке: «Труд делает свободным». Все верно, тамошний труд освобождал от самого главного, от жизни. Но те, кого привезли туда первыми, в 1940 году, этого не знали.

[600x450]
        Дорожки в лагере мощены камнем, идти тяжело, ноги попадают между камнями. И я представила себе тех, кто шел отсюда на работы и еле волочил ноги от недоедания. При таком адском труде только чуть более 90 человек дожили до освобождения лагеря. Это были те, кого эсэсовцы оставили умирать. Остальных погнали по дороге смерти подальше от лагеря, чтобы не осталось живых свидетелей их злодеяний.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[450x600]
         Первые 728 узников появились в Освенциме 14 июня 1940 года из тюрьмы в Тарнове, но перед этим из Заксенхаузена доставили 30 немецких узников, которые были уголовниками. Первым начальником лагеря стал Рудольф Хёсс. Его заместителем стал Карл Фрицш. Редкостный садист, любивший поиздеваться над узниками перед их смертью. А вот Хёсса считали интеллигентом, он никогда не повышал голоса, всегда был подтянут и вежлив. Жил за стеной лагеря, имел пятерых детей. Его жена считала Освенцим лучшим местом на земле. А вот их старший сынок, молодец 17 лет, любил забавляться тем, что выискивал среди заключенных тех, кто ему лично не нравился, затем вынимал « вальтер» из кобуры и в упор расстреливал человека. Жена Хёсса закрывала глаза на то, как узники роются в очистках овощей и даже заговаривала конвоиров, чтобы узники могли съесть очистки. После эвакуации лагеря Хёсс с семьей бежит, его поймают, опознают бывшие узники в Англии,. Англичане выдадут его Польше, трибунал приговорит его к смертной казни через повешение. И для него соорудят личную виселицу около крематория №1, где он и будет повешен в апреле 1947 года. Что станет с его семьей, история умалчивает…
[450x600]
[600x450]
           Изначально лагерь строился для уничтожения большого числа людей. И первыми, на ком испытали газ Циклон Б, будут советские военнопленные офицеры, числом около 500 человек. Травить их будут около двух суток, потому что еще не будут знать о свойствах газа. И при этом буду наблюдать за ними в глазок камеры, подсыпать порошок газа в отверстия в трубах и ждать, когда офицеры умрут.
[450x600]
[600x450]
        А вот первыми надзирателями были немецкие уголовники. Рассказывают, что страшнее их была только газовая камера. Они жили при бараке, в начале барака было два отдельных помещения для капо и счетовода. Людей умирало много, нужно было вести учет и контроль, здесь же содержались журнал учета заключенных барака.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
         Чуть позже пришла идея использовать труд заключенных на строительстве дорог, новых бараков, работе при газовых камерах, кухне и утилизации вещей заключенных. Места, где содержали вещи заключенных, называли «Канада». Тогда считали, что Канада- это самое богатое государство в мире. После сортировки лучшие вещи направляли в Германию, остальное раздавали и продавали желающим немцам.
[450x600]
[450x600]
[600x450]
[600x450]
        Первоначально заключенных не только записывали в журналы, на каждого делали карточку учета, но и стригли все волосы на теле и делали татуировку и фото заключенного. Через некоторое время пребывания в лагере, вновь прибывших фотографировать перестали. Потому что человек настолько менялся внешне от истощения и тяжелой работы, что узнать его было невозможно. Но зато на его тело наносили лагерный номер. Первые татуировки делали на груди, потом стали делать на бедре, а позже на предплечье. Детям, если они были малы, татуировки наносили на бедро. Волосы заключенных складировали, а затем отдавали в мастерские на изготовление париков, шиньонов, они шли в качестве наполнителя в матрацы и даже их использовали при изготовлении ткани для немецких мундиров.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
         Заключенных делили на евреев, цыган, гомосексуалистов, участников Сопротивления и советских военнопленных. Узников концентрационных лагерей обозначали треугольниками («винкелями») разных цветов в зависимости от причины, по которой они попали в лагерь. Например, политических заключённых обозначали красными треугольниками, уголовников — зелёными, антиобщественных — чёрными, Свидетелей Иеговы — лиловыми, гомосексуалистов — розовыми. Евреям, помимо всего, следовало носить жёлтый треугольник; в сочетании с «винкелем» эти два треугольника образовывали шестиконечную звезду Давида.
[600x450]
[600x450]
          Носили узники полосатую одежду, которую стирать должны были сами в раковине. На голове мужчины носили шапку, женщины платок. Терять вещи было нельзя, за это можно было попасть в штрафной барак. Даже за утерю пуговицы туда можно было попасть.
[600x450]
         Нередко перед отправкой в штрафной барак людей били плетьми. При этом они должны были считать число ударов на немецком. Если узник сбивался со счета, то его заставляли считать заново. Экзекуцию продолжали до потери сознания заключенным. В штрафном бараке время сна ограничивали, а кроме того отправляли пятерками на самые тяжелые работы. Если узник умирал на работе, то остальные заключенные должны были нести его на руках в лагерь. Иначе при пересчете число заключенных не совпадало и узников держали на плацу без еды и сна до тех пор, пока не найдут пропавшего. Тех, кто был непокорен, ждал расстрел или публичная казнь через повешение. Существовала даже передвижная виселица, которую ставили у того барака, где нужно было провести казнь.
[600x450]
[450x600]
            В самом начале существования лагеря один из заключенных сбежал. Пока его искали, весь лагерь стоял 16 часов без еды, сна, питья и туалета. Многие умирали после этого. А когда его не нашли, расстреляли каждого десятого из барака. В назидание тем, кто оставался и думал о побеге. Таким десятым оказался Франтишек Гаёвничек. Он стоял во втором ряду, а перед ним стоял францисканский священник Максимилиан Кольбе. Когда выбор эсэсовца пал на Гаёвничека, тот стал молиться и причитать, что у него дома остались трое детей. И тогда францисканский священник попросил разрешения у эсэсовца пойти на расстрел вместо него. Эсэсовцы не только разрешили, но еще и е решили испытать силу веры священника. Они увели его в штрафную камеру, где держали в темноте без еды и питья 16 дней. Он истово молился на каменном полу, был бодр и светел. Эсэсовцы ежедневно смотрели на него, а на 16-ый день не выдержали и расстреляли. А вот сержант Франтишек Гаёвничек выживет и вернется домой после освобождения из лагеря.
[450x600]
          Перед выходом на работу заключенных, на улицу выходил лагерный оркестр и играл бравурные марши. Когда людей вели в газовые камеры, то оркестр тоже играл, чтобы заглушить вопли людей. Оркестры были во всех лагерях. Жить в бараке, где были музыканты, считалось привилегией и шансом на выживание. Кроме того оркестр играл на всех немецких праздниках. На праздники оркестранты надевали цивильную одежду.
[600x450]
         В лагерь людей привозили в спецпоездах, в вагон напихивали до 50-70 человек. А в бараке могло поместиться до 800 человек. Нары строили в два или три этажа. Внизу нар не было, заключенные ложились на бетонный или земляной пол. Там они умирали от переохлаждения.
[600x450]
[600x450]
[450x600]
[450x600]
[600x450]
[600x450]
            Когда заключенные пребывали в лагерь, их осматривали на плацу и визуально определяли, сможет человек работать или нет. Если сможет, направляли направо, если нет, налево, оттуда дорога вела только в газовую камеру. Оставляли в живых близнецов, карликов и людей необычной внешности. Над ними впоследствии делали опыты и умерщвляли. Опыты проводил доктор Менгеле, которого прозвали « доктор смерть». Он сумеет бежать в начале 1945 года, и следы его затеряются где-то в Латинской Америке. Но после заключенных останутся многочисленные вещи, которые ныне стали предметом истории.
[600x450]
           Дети- особая страничка истории лагеря. Первоначально их содержали вместе с матерями. Но потом отделили и создали детские бараки. Подходить к ним запрещалось под страхом смерти. Беременные женщины, поступающие в лагерь, рожали прямо в бараке на длинном дымоходе, идущем от двух печей, расположенным по разным сторонам барака. Если ребенок не умирал при рождении, его забирали в детский барак. Выживали немногие, но выживали. Мать после родов наравне со всеми должна была входить на работу. У детей брали кровь для нужд немецких солдат, над детьми-близнецами проводил опыты. Плакать и кричать им запрещалось. На одних нарах спали по 8-12 детей всех возрастов.
[600x450]
[600x450]
[450x600]
         Кормили заключенных скудно. Им в день было положено три миски чая. Чаем считали заваренные травы. На обед полагалась миска баланды, она представляла из себя запаренную муку с овощами, а на ужин 500 граммов хлеба и кусочек маргарина с тем же чаем.
[600x450]
         В Биркенау не было воды, ее завозили в цистернах, а много позже построили колодцы. В туалет людей водили строем в специальный барак, рассчитанный на три ряда нужников по 69 точек каждый. На оправление отводилось по пять минут. Следующая группа заключенных стояла снаружи спустив штаны и по команде эсэсовцев люди рядами вбегали в туалетную комнату. Если не успевали оправиться, то прямо на территории лагеря или участке работ люди ходили в туалет. В лагере стояла сильная вонь. Нередко вспыхивала дизентерия, тиф и другие болезни. Лагерь кишел тараканами, вшами и блохами. Однажды заключенная отдала капо пайку хлеба за то, чтобы та дала ей свечу. Под свет свечи она вынимала из складок платья вшей, насчитав их около 200 штук. Это позволило ей поспать две ночи спокойно. Через трое суток ее одежда как и прежде кишела вшами.
[450x600]
[450x600]
         В лагере было несколько крематориев. Люди, пребывающие в лагерь, не знали, что их ведут туда. Им говорилось, что их ведут в баню на обработку. Предлагалось оставить вещи в общей раздевалке и запомнить номер, на который они их вешали. В специальном блоке было подобие душевых, из которых лилась не вода, а шел газ. На умерщвление группы заключенных тратилось 20 минут. Потом специальная команда собирала умерших, из их ртов вырывали зубы с золотыми коронками, и трупы на тачках перевозили в крематорий. Страшный запах горящего человеческого тела ветром разносился на десятки километров. Пепел сожжённых людей лопатами сгребали в кузов грузовика и развозили на поля. Ничто не пропадало у эсэсовцев.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
[600x450]
        Бараки в Биркенау почти не отапливались. На неделю полагалось по два ведра угля три раза в неделю. А так как пол там был земляным, то выстужалось помещение очень быстро. Люди ждали, когда кто-то умрет, чтобы занять его место на нарах, потому что там было теплее, и был шанс на выживание.
[600x450]
           К 1943 году в лагере сформировалась группа сопротивления, которая помогла некоторым заключённым бежать, а в октябре 1944 года группа разрушила один из крематориев. В связи с приближением советских войск администрация Освенцима начала эвакуацию заключённых в лагеря, расположенные на территории Германии. 25 января эсэсовцы подожгли 35 бараков-складов, которые были полны вещей, отобранных у евреев; их не успели вывезти.
         Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших узников, а в частично уцелевших бараках-складах — 1 185 345 мужских и дамских костюмов, 43 255 пар мужской и женской обуви, 13 694 ковра, огромное количество зубных щёток и кисточек для бритья, а также другие мелкие предметы домашнего обихода. Более 58 тыс. заключённых были вывезены или убиты немцами. Когда лагерь будет освобожден, то всех бывших заключенных начнут лечить прямо в лагере от многочисленных болезней и сильного истощения. Многие из освобожденных умрут, потому что истощение будет так велико, что организм людей не справится с этим и люди не смогут полноценно кушать. Больше всего из освобожденных людей умрет детей.

[600x450]
        В 1947 году на территории всех трех лагерей решено было сделать музей. Сегодня он является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. До сих пор никто не назовет точное число жертв, замученных в этих концлагерях.           Сегодня историки называют примерную цифру в 4 млн. человек.
[600x450]
[600x450]
         В 1967 году на территории Биркенау был поставлен международный памятник его жертвам. Надписи на нём были выполнены на языке народов, представители которых были здесь замучены, в том числе и на русском языке. Здесь всегда лежат цветы и представители разных стран стоят в молчании перед плитой с надписью на родном языке.
[600x450]
[600x450]
            В нашей русской группе оказались представители разных национальностей. Семья из трех человек из Харькова оказалась украинцами, семья из пяти человек оказалась русским, а я была полькой, волею судьбы живущей в России и считающей ее своей второй Родиной. И хотя семья из Украины прочитала надпись и на украинском языке, все же в минуте молчания мы стояли перед плитой на русском языке. Потому что в то время, когда была война, не было в СССР деления на национальности, а был единый советский народ, а русский язык был главным для всех, сплачивающим многочисленные народы СССР.
[600x450]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Потому что в то время, когда была война, не было в СССР деления на национальности, а был единый советский народ, а русский язык был главным для всех, сплачивающим многочисленные народы Хорошо сказано . Я тоже был на зкскурссии в концлагере . В Литве ,когда она была еще советской . Был такой концлагерь 9й форт в Каунасе ,не знаю есть ли он сейчас тот музей .Думаю что есть ,ез всех бывших прибалтийских республик именно Литва не болела русофобством
Alena_Mot 07-01-2014-19:24 удалить
Ответ на комментарий николай_муравский # Мы с мужем были в Саласпилсе.И еще в маленьких каких-то лагерях, у них номера только были.В Каунасе тоже были. Мне там "музей чертей" и музей Чюрлениса понравились очень.
Ответ на комментарий Alena_Mot # Да ,Каунас очень литовский город . ,бывшая столица Литвы . Был я в этих музеях и в соборе был . Очень понравилось
Alena_Mot 07-01-2014-19:28 удалить
Ответ на комментарий николай_муравский # У них в городе еще мумия была, а в центральном католическом соборе люстра необычная- корабль под потолком громадный.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Освенцим-Аушвиц, Бжезинка-Биркенау | Alena_Mot - Дневник Alena_Mot | Лента друзей Alena_Mot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»