Уверена, ни для кого не секрет, зачем нам нужна одежда.
Во-первых, для того, чтобы защищать свое тело, а, во-вторых, чтобы, просто-напросто, выглядеть прилично. Конечно, у одежды еще много функций, например, украшение себя, но мы выделили основные.
А для чего же нужна одежда ребенку?
С одной стороны для соблюдения тех же приличий и защиты тела. Но с другой стороны, ребенок после года, стоящий на пути независимости, даже одежду воспринимает, как обучающий фактор.
И мы здесь можем и должны ему помочь.
Что же необходимо учитывать при выборе одежды для ребенка в возрасте от 1 до 3 лет?
1. Состав ткани
Отдавайте предпочтение натуральным тканям (хлопок и лен), т.к. кожа у ребенка очень нежная. Искусственные же ткани часто не приятны телу, кожа не дышит – вплоть до аллергических реакций.
2. Простота
Вся одежда должна быть максимально простой и, лучше всего, не дорогой. Самостоятельная еда ребенка, постепенное приучение к туалету, рисование красками и т.д. – все это неизбежно ведет к тому, что одежда пачкается. Если Вы отдаете предпочтение чему-то дорогому, то очень вероятно, что будете больше его контролировать и переживать, чтобы ничего не испортилось. Расслабьтесь. Купите 10 пар хлопковых футболок и штанов в H&M и дайте ребенку в руки ложку с кашей или кисть с краской.
3. Удобство
В год ребенок встает и с каждым днем начинает все больше и больше ходить, бегать. Одежда должна способствовать этому. Если у девочки длинная юбка, которая мешает ей или у мальчика джинсы, которые сковывают его движения – не удивляйтесь, если ребенок будет сидеть в сторонке от всех. Ему просто неудобно двигаться.
4. Легкость в одевании
Мы стремимся помочь ребенку достичь самостоятельности. Одежда должна быть помощником в этом. Если что-то надевать сложно, то сам процесс переодевания у ребенка будет вызывать негативные эмоции. Особенно в период приучения к туалету, когда переодеваться приходиться много раз в день. Штаны на резинке снять и надеть легко. Чего не скажешь о джинсах или комбинезонах. Их ребенок, в принципе, сам надеть не в состоянии.
Итак, переодевание не должно вызывать напряжение, поэтому одежда должна быть просторной и легкой в эксплуатации. Выбирайте простые штаны, леггинсы и футболки с широким горлом или перекрестным воротником.
5. Я могу!
Показывайте ребенку, как надевать одежду самостоятельно. Ищите вместе удобные способы. Удивительно, но даже этот повторяющийся процесс способствует развитию такого важного знания о себе, как "Я могу!". Понятно, что вы оденете ребенка гораздо быстрее и качественнее. Но, если ребенка одевают, как куклу, то он получает информацию: "Мама это может, а я нет". Покажите, что и он может! Порадуйтесь вместе, когда у сына или дочки получилось натянуть футболку (пусть задом наперед). Дальше им захочется совершенствовать эти навыки, поддерживайте ребенка в этом!
6. Развивайте мелкую моторику
Если Вы думаете, что развивать мелкую моторику можно только специальными материалами, то это не так. Покажите ребенку, как набирать носок на большие пальцы обеих рук и надевать на ногу – вот и прекрасная тренировка моторики! Застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, молнии – способов предостаточно!
7. Без спешки!
Очень часто можно увидеть, как родители суетятся и торопят ребенка. Думая, при этом, что одевание – это так, неважное занятие, которое нужно побыстрее закончить и, например, пойти заниматься чем-то. Если процесс одевания осознанный, то он уже сам по себе удивительно обучающий! Используйте его на пользу ребенку, просто отведя на данное занятие побольше времени. И, начните собираться куда-то не за 5 минут, а за 20.
8. Давайте выбор
Уважайте интересы и вкусы ребенка. Всегда предлагайте выбор из двух вариантов (футболок, трусиков, носков). Так у Вашего сына или дочки появится понимание, что их выбор важен, к нему прислушиваются.
Итак, одежда, как составляющая детской жизни – это очень важно. При выборе ориентируйтесь, прежде всего, на ребенка, на его потребности. Проявите внимание к процессу одевания и вскоре оно станет любимым занятием для Вас и Вашего ребенка!
+рекомендую к прочтению:http://aidtolife.org/ru/independence/dressing2.htm
Екатерина Терентьева, психолог, монтессори-учитель 0-3 (AMI-диплом)