• Авторизация


Приучаем ребенка к порядку 10-08-2014 11:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжаю о наведении порядка дома. Когда я впервые посетила монтессори-класс, это была Питерская Монтессори-школа Эко, я была в восторге от того, что для каждой вещи есть свое место, что на отдельном подносике стоит леечка для полива цветов, там же мисочка, в которой храниться губка, чтобы протирать листочки, а рядом пульверизатор. Все одного цвета, поэтому детям легче сориентироваться, куда это потом нужно положить, и храниться все на одном и том же месте. Нет ни захламленности, ни пыли, потому что когда все с умом организовано, уборку проводить в разы проще и быстрее. 

Если ребенок растет в красоте и порядке, то потом окружающие его красота и порядок радуют, а если он растет в условиях, где постоянный бардак и где не заботятся об окружающей красоте, красота и порядок его раздражают. Эту мысль я услышала на семинаре Татьяны Потехиной, психофизиолога и орф-педагога из Новосибирска. Мотаем на ус и окружаем малыша красотой, порядком, чистотой и всем самым лучшим - пусть для него это будет норма. 

Но это о детях. А я вот сейчас по сложившимся обстоятельствам живу в четырехкомнатной квартире с еще пятью ребятами, четверо из которых парни. Да, вы уже себе примерно нарисовали в голове картину нашего "порядка" дома, наверное. В общем, мы пробовали разные способы, но порядок как-то хитро уползает через щели из нашей квартиры, и я серьезно думаю применять разные способы хранения вещей и организации пространства по типу организации среды в монтессори-школе.  Вернемся к началу - если нас не приучили вовремя к порядку, приучимся сейчас.

Кстати со мной тоже было все интересно: я в детстве была очень творческим ребенком, который рисовал, лепил, шил, клеил, резал всякие страшноватые конструкции и при этом часто не убирала за собой. Я также обожала игры с мягкими игрушками (школа, больница, дочки-матери), играла в куклы, читала книги и журналы, в общем, добавьте еще и это в общую картину комнаты. Из попадавшихся полотенец, тряпок, чистого постельного белья, которое только что было наглажено мамой, я могла построить уютный шалаш, за что получала потом по голове. Ну и конечно же я шкодничала.  У брата над кроватью на полке были банки из-под лимонадов, выстроенные в пирамиду, так вот я бросала что-нибудь в одну из банок и они рушились все с грохотом, еще мы с братом устраивали друг другу ловушки всякие... В комнате царил ужасный вездесущий и стабильный как тараканы бардак. Мама заставляла нас убираться, но иногда это было сложно и в конце концов она приходила и смахивала все со стола и с полок на пол, а я все в расстроенных чувствах и в обиде на весь мир собирала свои пожитки. Не хочу здесь обсуждать и как-то оценивать методы моей мамы, ее можно понять и у нее своя была картина мира на тот момент, но выросла я и поехала жить отдельно, а хлам и бардак переехали вместе со мной за компанию. Только когда я начала работать в Самарском Бэби-клубе на Лесной, там, где работали Ковешникова Ира и Имандинова Эля, мне пришлось учиться наводить не просто просто порядок, а сверкающий. Надо заметить, что Бэби-клубы отличаются тем, что в них всегда чистота - уборка два раза в день и она тщательная и проводиться с любовью, как у себя в доме перед приходом гостей. Навсегда  останется у меня это отношение к чистоте. Что делать, годы тренировок) А потом я переехал в Питер и пришла работать в монтессори-школу, а там научилась организации порядка. И еще продолжаю учиться, ведь столько всего интересного и полезного в этой области сейчас в интернете. Я уже писала о способах хранения вещей и принадлежностей для творчества здесь - http://www.liveinternet.ru/users/5488639/post331662334. 

Хочу подвести итог. Чтобы ребенок был приучен к порядку, необходимо:

1. Окружать его с детства порядком, чистотой.

2. На его глазах наводить порядок и показывать, насколько это приятно, когда работа закончена.

3. Организовать хранение вещей и мелочей так, чтобы это было удобно найти, убрать и чтобы это выглядело красиво.

4. Организовать для малыша различные средства для наведения порядка - тряпочки, швабу, метлу, совочек, щеточку, губку и другое. Конечно же нужно и организовать место для хранения этого добра. Здесь есть кое-какая информация -  http://www.liveinternet.ru/users/5488639/post319910773

5. Не самое важное, но все-таки, оценивайте результат, а не ребенка. "Ты подмел пол, как чисто теперь", "Ты вытерла со стола, это так приятно" не хотела оценивать маму, но видимо никуда без этого - не обижайте детей и не бросайте его вещи со стола, и не делайте прочих обидных вещей. Но не забывайте о себе любимых, скажите, что вы рассержены, когда на ваши просьбы убраться никак не откликаются, например.

6. Позволяйте ребенку с раннего детства участвовать в уборке. Да, он будет только мешать, да потом нужно будет перемыть, да - вы потеряете время. Но вы больше приобретете - малыш отрабатывает нужные навыки, он приобщается к общему делу и чувствует себя важной частью семьи и он ЛЮБИТ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК, ему это интереснее всего на свете сейчас - когда вот он размазывает губкой кашу по столу. Ели малыш совсем маленький, то рассказывайте ему, что вы делаете: "Я протираю пол. У нас будет чисто и красиво", когда малыш подрастает, можно ему предлагать участие в уборке: "Вот тряпочка. Ты можешь протереть полку", позже можно предлагать более сложные задачи. Напоминайте малышу, где что храниться, чтобы он учился самостоятельно находить то, что ему нужно: "Швабру можно поставить сюда, а тряпочки хранятся вот в этой корзине"

7. Если перемываете, то лучше подать это как "я уберусь, чтобы еще чище", а не "ты только все испачкал/испортил, мне придется переделывать"

8. Пересмотрите свои взгляды на порядок и уборку, если у вас все также сложно и интересно с ней в отношениях, как у меня было с детства. Потому что ребенок будет впитывать то, как вы относитесь к порядку.

9. Генеральная уборка - это хорошо, но важно научиться и поддерживать порядок. Поэтому хорошо, если есть дежурная швабра для вас и малыша - он пролил чай, сразу сходил за шваброй и вытер, так же с губкой для стола, щеткой для одежды и остального, что вы обычно используете при уборке. 

10. Все, что вы подобрали для малыша, вы должны продемонстрировать ему в работе. Иначе как он научится. "Вот ершик для унитаза, им можно почистить унитаз" (показываете, как, если ребенок до 3-х лет, не забывайте делать это медленнее и так, чтобы он все видел - как взять, какие движения совершать, куда потом поставить). Я не редко видела, как ребятишки начинали просто игру со всеми этими предметами, но стоит им показать, для чего они предназначены, они сразу же включаются в работу, им это очень интересно. 

Теперь немного пройдусь по фотографиям. Эти фотографии сделаны в Монтессори-школе Эко, Санкт-Петербург. У малышки в руках пульверизатор, внутри вода (если вы считаете, что для вашего ребенка безопасно использовать бытовую химию, то можно наливать средство, но будьте осторожны), скребок, чтобы собирать воду, внутри корзины руковичка-полотенце по размеру ладошки ребенка, чтобы вытирать зеркало, корзина, в которой все храниться.

[453x604]
Эта девочка моет стол. На подносе Тазик для воды, губка, мыльница с мылом, фартук (он может висеть на крючке, один для всех работ), щетка и полотенце, чтобы протереть стол. Это презентация, в ней много операций и нужно знать, как правильно демонстрировать эту презентацию. Если у вас таких задач нет, то просто по примеру организуйте что-то более простое для вашего ребенка, но не забудьте показать, как этим нужно пользоваться. 
[604x453]

Вот тот поднос с леечкой, о котором я писала в начале. Вы уже все и сами знаете.

[700x525]

Пример, как можно организовать хранение швабры, метлы и других принадлежностей. Щетка с совком тоже для уборки пола, маленькая щетка для очистки одежды (после самостоятельной еды). У вас может быть свой набор. И желательно, чтобы он был одинаковым для взрослого и для ребенка. В кадр не попало, но сбоку храниться швабра и метла с совком для взрослого. Вы подметаете, ребенок смотрит и тоже идет за метлой. Появилась лужа, предлагаете ему вытереть ее, а сами отправляетесь за своей шваброй: "Давай, я тебе покажу, как"
[525x700]
 Это фото сделано в Монтессори-саде Николин Двор. Вы можете видеть в углу как храняться совочки, метла, сметка и другое, а на полочке рядом с цветами все для полива. 
[700x525]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Приучаем ребенка к порядку | Дети_и_я - Дневник Дети и я | Лента друзей Дети_и_я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»