Статью я написала по заказу и для публикации в европейском журнале "Объектив", но журнал 25 января 2014 года отказался её публиковать,
тут подробности: http://anna-v-koala.livejournal.com/135076.html Для журнала "Объектив" я писать больше не буду. Они не предоставляют журналистам никаких гарантий - у меня даже договора нет, и это после написания статьи по тюремной медицине (за которую я и денег еще не видела). Это правда, и с какой стати я должна её скрывать, если я угробила месяц на статью вместо того, чтобы потратить его на оплачиваемую работу. Мне нужно на что-то кормить свою дочь, на которую уже тоже разявили пасть, как и на все мои труды. Автор этой статьи срочно ищет работу. Резюме, контакты внизу.
СОЗИДАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ или КАК РАЗРУШИТЬ РОССИЙСКУЮ КОРРУПЦИЮ.
Колесникова Анна
16 января 2014
Не так давно приоритетные проекты в России назывались национальными. В настоящее время этот термин уже канул в лету подобно аналогичным лингвистическим изыскам властей. Теперь это называется «Государственная программа», коих насчитывается 39. Разрабатываются «креативные» решения обхода невыгодных пунктов соглашения ВТО, такие как «несвязанная поддержка». Это последнее слово «техники» министерств и ведомств обозначать одни и те же процессы новыми понятиями. Трудно менять ничего не меняя, но они могут: по сути это новомодное словосочетание - лишь креативное лингвистическое решение властей, чтобы обойти невыгодные стране пункты соглашений ВТО, куда с таким восторгом вступила Россия летом 2012. В действительности несвязанная господдержка, как говорят в России, «те же яйца, только сбоку». Почему сбоку? - потому что напрямую теперь нельзя: подписи под соглашениями ВТО поставили не вникая в детали огромного многостраничного документа, а он ограничивает, а по некоторым позициям вовсе со временем запрещает связанное субсидирование. Но новое - несвязанное — это «другое»! Что же изменилось для простого предпринимателя с введением так называемых инструментов несвязанной поддержки? Попробуем вообще разобраться, связывает ли себя государство Российское хоть какими-то обязательствами с тружениками, которые еще способны сохранять и приумножать ВВП страны и какие инструменты задействованы для поддержания национального бизнеса.
СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА В НЕСКОЛЬКО РАЗ — ФАНТАСТИКА?
Вот одна из сотен тысяч историй нашей многострадальной России. Московский предприниматель Петросян Александр Амаякович уже несколько лет обивает пороги в поисках инвестора для своего инновационного проекта в сельскохозяйственной отрасли, благодаря которому себестоимость молочной продукции снижается в несколько десятков раз. С ним я беседовала на Втором Московском Международном Форуме иностранных инвестиций 24 октября 2013, где он искал инвестора. Его инновационный инвестпроект — это масштабная идея по соединению в одну производственную цепочку нескольких смежных производственных циклов, начиная от посева кормовых культур, заканчивая выпуском молока и молочной продукции. Использование альтернативного источника энергии, основанного на биогазовой установке, позволяет отходы производства превращать в энергию. Благодаря такому замкнутому циклу возникает колоссальная экономия на издержках при производстве сыворотки, являющейся конечным продуктом — себестоимость молока снижается до 50 копеек за литр.
Идея инновации как всё гениальное проста. Если для получения этого продукта работают несколько отдельных предприятий, связанных между собой только договорами поставок, то каждый этап процесса превращения зерна в молоко влекло бы за собой издержки одного и никак не оптимизировались бы за счет другого. Вопросы товарной, транспортной логистики, а также налоговая оптимизация в рамках всех этих разрозненных юридических лиц просто не стоит — каждый поступает, руководствуясь лишь собственной выгодой, а не общими интересами удешевления конечного продукта. Между тем даже география или геометрия расположения трёх последовательных элементов этой цепочки бизнес-партнеров уже определяет, на чем можно было бы сэкономить, случись они оказаться членами единого производства. В своём проекте Агропромышленного комплекса в СПК Актуковский, который хочет реализовать Петросян в Нижегородской области, он объединил все эти юридические лица от поля почти до прилавка в один комплекс, продумав всё до мелочей, включая проблему утилизации отходов. Их он превращает в энергию для своего же производства, удешевляя её таким образом до 60 копеек за кВт. Кроме того, из производственной цепочки исключаются перекупщики, которые искусственно в несколько раз завышали цену молока. Такая инновация вместе оптимизацией издержек снижает себестоимость в несколько раз.
Эксперты ВНИИМС в своё время отметили большой потенциал отрасли переработки сыворотки, да и рынок сам показал — востребованность её большая, т.к. растут потребляющие отрасли. Молочная сыворотка, например, используется при производстве мороженого, йогуртов, шоколада, кондитерских изделий, хлеба, плавленых сыров, сгущенного молока, молочных десертов, спортивного и детского питания, мясных консервов и колбас, пищевкусовых добавок, пива, кормов для с/х животных, заменителей цельного молока, а также в фармацевтике. Правда, производство сыворотки не нашло пока поддержки никаких государственных программ — будь то связанной или несвязанной. Но предприниматель Петросян, привыкший ни на кого не рассчитывать, запатентовал свою инновацию, просчитал проект и принялся искать финансирование, заручившись лишь устной поддержкой губернатора Нижегородской области Шанцева, который единственное что не может дать — денег.
Внешэкономбанк, рассмотрев проект и по достоинству оценив инновацию, потребовал хотя бы 15% собственных средств. При стоимости проекта в 140 млн.евро 15% это больше 22 млн.евро. Их Петросяну взять негде. Сбербанк хочет и того больше - 30% собственных средств. Фонд прямых инвестиций сказал, что проект шикарный, но дать они могут только 50 млн. долларов, остальное нужно искать самостоятельно где-то еще. Где их взять умному, но бедному колхознику? Он предлагал долевое участие, однако поддержки ни у кого не встретил.
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ»:ГОСПОДДЕРЖКА НЕ ВЯЖЕТСЯ С РЕАЛИЯМИ.
Логичная мысль, которая приходит на ум: за такой инновационный проект должно ухватиться само государство — ведь предлагается производить молочные продукты с очень низкой себестоимостью.
В эпоху кризиса, когда каждая страна изыскивает внутренние резервы, такой проект спасительная «соломинка» - одна из тех, что строится «плот». Так же думал и Петросян, заходя в один из министерских кабинетов чтобы предложить и государству взять на вооружение свою инновацию:
- Я говорил с замминистра экономики. Он сказал, что это не инновационный проект, что я просто собрал в кучу несколько смежных производств, и получилось одно большое. Я обратил внимание на то, что ведь они сами не догадались этого сделать и получить такую экономическую эффективность. Вы хотите, чтобы инвалиды, пенсионеры получали доступную по цене продукцию? Или не заботитесь о них? Мне отвечают: почему? - заботимся. Тогда я показываю своё пенсионное удостоверение - я инвалид второй группы - там пенсия 2232 рубля. Вот так вы заботитесь о пенсионерах? На что мне отвечают: вы же наверное работаете - вам на жизнь хватает...
Это звучит цинично из уст замминистра особенно в свете новой пенсионной формулы, которой уничтожаются последние надежды на улучшение жизни россиян. Предприниматель, готовый обеспечить старой бабульке доступное по цене молоко, натыкается на «глухой забор» из чиновников, а пенсионер — на тупик пенсионной формулы. Чиновники, являясь докторами экономических наук, про снижение издержек, похоже, не ведают. Видимо, издержки на докторские диссертации для них сущий пустяк. Заняв неведомым способом места в министерствах и ведомствах, они решают судьбу Родины каждый по-своему, а все вместе — фактически разрушая экономику.
ВЯЛОТЕКУЩАЯ КОРРУПЦИЯ.
Хождения по инстанциям привели привели Акопяна в НИИ Сельского хозяйства, где он разговаривал с одним доктором экономических наук. Тот, взглянув в цифры проекта, сказал, что завышена налогооблагаемая база.
- Правильно, - отвечает Петросян, - я хочу платить налоги своей стране, а не китайцам, не французам. Суть в том, что я амортизацию не включаю в себестоимость продукции. Это разрешает Налоговый Кодекс. Да и налоговики подтверждают право предпринимателя решать, как её учитывать. Но доктор экономических наук сказал, что амортизация должна быть включена в прямые расходы.
Александр Петросян хотел сделать независимую экспертизу, чтобы предоставить этому ученому, но тот отказался. При этом утверждал, что в себестоимость должны входить коровы и бычки. На вопрос, должен ли в себестоимость войти и навоз, который они непрестанно производят, учёный ответить отказался.
- Я объясняю этому доктору наук, - продолжает Петросян, - представьте себе: построили завод по переработке молока. По паспорту он должен проработать 30 лет. В течение 10 лет вы отчисляете амортизацию. В течение 20-25 лет вы эти деньги израсходовали. Но завод работает дальше. Откуда вы финансируете содержание завода, ремонт и т.д.? Мне отвечают - из прибыли. На что я замечаю, что они пришли к тому, с чего я начал: я плачу амортизацию из прибыли, не включая её в себестоимость.
Казалось бы, всё разъяснилось и препон быть не должно. Однако, не таков наш российский чиновник, чтобы его можно было обаять здравым смыслом. Нет - говорят они - должно быть так, потому что так быть должно.
- Но ведь если вы финансисты, - не сдается Петросян, - то должны понимать, что этот проект принесет большой экономический эффект стране, а значит им нужно заниматься, за него нужно держаться. Во всем мире сельское хозяйство — дотационная отрасль. И такие эффективные проекты должны быть приоритетными. Коррупция не страшна - страшно, когда на местах сидят дураки, которых не переубедишь. У них своя точка зрения, они не понимают ничего. Но у них должности. Например, однажды в Нижнем Новгороде меня пригласили на презентацию и попросили в течение 10 минут всё рассказать. А рассказывать много. Соответственно, много деталей пришлось опустить. После презентации с меня потребовали проектно-сметную документацию. Я сказал, что её нет, ведь уже на её разработку нужны немалые средства, которые я и прошу. Но деньги мне не выделили, потому что, по их мнению, нарушены санитарные нормы. Но как они могут быть нарушены, если нет проектно-сметной документации, по которой это только и можно определить?
«ДАЙТЕ МНЕ ТАКУЮ СПРАВКУ!»
Удивительно, но на том же самом Международном Форуме иностранных инвестиций в октябре 2013 в Москве, где я беседовала с Петросяном, заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков говорил о таком виде вялотекущей коррупции, с которым никто пока справиться не может:
«Чиновник действует на своё усмотрение, потому что прописать всё невозможно. Но его толкования должны опираться на принцип разумности, а не на какой-то свой интерес. Множество процедур и регламентов никак не помогает бороться с коррупцией. Наше законодательство фактически запрещает инвестиции, т.к. любое инвестиционное решение является рискованным. Для бизнеса это риск собственными деньгами, а для субъекта федерации или муниципалитета - риск, связанный с использованием бюджетных средств. Поэтому предпочитают не рисковать. Чиновнику проще сказать нет, чем да. Потому что если ты скажешь да, то к тебе может придти прокуратура и потребовать объяснить, почему ты разрешил. Хотя она должна приходить по обратному поводу. К сожалению, сейчас любое шевеление более наказуемо, чем бездействие. А бездействие обеспечивается большим количеством административных барьеров».
Многие боятся потревожить «её величество» инструкцию даже в части, где она оставляет чиновнику свободу выбора — предпочитают не рисковать. Поэтому заставляют писать всё новые официальные письма, согласовывать со множеством инстанций очередную бумажку. Ведь бумага — это вам не какой-нибудь здравый смысл! Это ДО-КУ-МЕНТ!
Когда речь идет о снижении себестоимости молока до 50 копеек, то чиновники не верят, не заглядывая в цифры. Ведь по данным Росстата закупочная цена молока составляет около 16 рублей за литр. А потому выносят они свой отказной «вердикт», по привычке перечеркивая возможность узнать жесткую правду о реальной себестоимости молока у крестьян, которая составляет 1/5 от этой суммы без всяких инноваций. В лучшем случае, требуют они от предпринимателей хождения по инстанциям, справки, согласования, но всё это не дает результатов. Находится очередной предлог для того, чтобы запретить, не дать ходу новому, неведомому, сильному, смелому — инновационному. В российской не по доходам «звездящейся» государственной системе управления сложно понять, предприниматель ли вертится вокруг чиновничества, административных барьеров, «кривого» законодательства или это всё должно вертеться вокруг него.
- Коперник тоже утверждал, что Земля вертится вокруг Солнца, ему тоже не верили, - смеется Александр Петросян. Как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова: "дайте мне такую справку, чтобы меня уже никто не донимал!".
Желание Петросяна тем более понятно, что он подобно профессору Преображенскому реализацией своего инновационного проекта готов помочь в излечении тяжелого вялотекущего заболевания российского чиновничества.
ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ ИЛИ ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ?
В соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства» принято много законов, внесено множество изменений и дополнений к прежним. И всё как бы должно работать и давать экономический эффект. В частности, эта самая программа обязала субсидировать производителей товарного молока на сумму более 12,5 млрд.руб. В июне 2013 году было запланировано дополнительно 3,2 млрд. рублей субсидий. На что и кому они выделялись — Минсельхоз народу не отчитывается. Однако сообщает он на своём сайте, что производство молока за год в целом упало на 4%, «с прискорбием» констатируя факт одновременного с этим увеличения экспорта молочной продукции.
Видимо, чтобы закамуфлировать тревожную для национальной экономики тенденцию, Дмитрий Медведев на пятом Гайдаровском экономическом форуме 15 января 2014 довольно обтекаемо заявил: «По большому счёту речь идёт об определённом самоограничении власти в определённых отраслях экономики, в сфере ЖКХ и социального обслуживания – там, где частный инвестор, там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса». Это подается как инструмент для роста экономки. Возникает уточняющий вопрос: о российском или иностранном частном инвесторе идёт речь, ведь для развития национальной экономики это принципиальный вопрос, поскольку иностранные инвестиции неизбежно постепенно исключают с местного рынка национальный продукт. В эпоху, когда каждая страна старается способствовать развитию собственного производства, государство должно хвататься за инновационные проекты, способные остановить тревожную тенденцию замещения собственного продукта импортом. Однако предприниматели-инноваторы не могут найти у государство ни связанной, ни несвязанной поддержки. Видимо, требуются связи какого-то другого порядка.
Что ж, если предпринимателя Петросяна могут упрекнуть в том, что он, не имея собственных средств и полной проектно-сметной документации, замахнулся на получение громадных инвестиций, и потому безуспешно обивает пороги различных институтов власти и бизнес-сообществ, то интересно в этой связи взглянуть, как обстоят дела тех, у кого есть и деньги, и полностью просчитанный проект.
«ЭКОПЛАНЕТА» - ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР.
В мае 2010 года в адрес Министерства природных ресурсов Калужской области обратился глава крестьянско-фермерского хозяйства Виктор Клыша с просьбой о предоставлении участка леса в Жуковском районе Калужской области для строительства искусственных водных объектов для и туристического бизнес-инкубатора в рамках программы «Экопланета». Суть программы состоит в создании на территории России сети туристических комплексов экологически чистой инфраструктуры, способный привлечь в регионы страны массы международных туристов благодаря этнической идеи, заложенной в их основу. А это и финансовые потоки в регионы страны, и, как следствие, развитие регионов. Реализация первого такого проекта на территории в 700 гектар в Жуковском районе Калужской области рядом с Парком Птиц и Мемориальным комплексом Маршала Жукова может стать стартовой площадкой для развития государственной программы в области туризма. Подобные проекты широко реализуются с мире при поддержке UNEP (Экологической программой ООН).
Крестьянское хозяйство «Зеленая долина», имея в собственности земли на реке Паж, на первом этапе программы собирается организовать строительство комплекса, аналогов которому в мире нет. Для начала планируется проложить коммуникации, построить искусственные лесные водоемы и дороги, обеспечив инфраструктуру для будущего возведения маленького международного туристического городка. Это поселение составят 55 этнических деревень, 70 этнических сельских подворий. Каждая этническая деревня возводится на 10 гектарах, состоит из 30 домиков, рассчитанных на приём 300 человек, и представляет культуру разных стран мира и народов России. Строятся деревни в стиле соответствующей местности и располагаются вдоль центральной аллеи комплекса, что позволяет туристу ощутить национальную атмосферу разных стран благодаря национальным праздникам и карнавалам, а также познакомиться с национальной кухней, ремеслами. За время одного отпуска можно успеть заглянуть внутрь маленькой пирамиды, погладить сфинкса, пройтись по американскому каньону, посетить мастер-класс фламинго, прогуляться между колоннами Парфенона, побывать в микро-Колизее, уткнуться лбом в потолок мини-Софийского собора или мини-Масджид аль-Харам, совершить восхождение на малый Фавор или побывать в микро-тибетском монастыре, ознакомиться с религиозными и национальными особенностями. Ремесленные мастерские дополнят ощущения национального колорита.
Для обслуживания туристов предусмотрен персонал со знанием языка этнической деревни, работа их в национальных костюмах. Для иностранцев это возможность чувствовать себя как дома, для русских — языковая практика. На центральной пешеходной аллее предусмотрены также бутики и рестораны национальной и европейской кухни. Важнейшим фактором привлечения туристов является строительство на территории каждой деревни конференц-холла с тремя залами на 500, 250 и 50 человек, где можно проводить выездные конференции. Для того, чтобы участники конференции могли приезжать с семьями и совмещать работу с отдыхом, планируется строительство аквапарка, акванариума, мини-фермы, где можно сорвать с грядки фрукт и погладить животных. На улице ремесленников будут проводиться мастер-классы и работать творческие мастерские. Для детей предусматриваются этнические домики, где игры и праздники проводятся аниматорами. На территории комплекса планируется обустроить барбекю и национальные бани, в лесу - форелевые хозяйства, избушки лесника, туристические и пешеходные тропы. Хорошим решением задачи воспитания веротерпимости и лояльности по отношению к другим национальностям является строительство сельских туристических подворий. Располагаясь на полутора гектарах земли каждое, они передающих национальный колорит соответствующего народа. «Сердцем» подворья является дом хозяина, который принимает до 50 туристов, расселяя их в небольших домиках. На территории имеется небольшая плантация, немного живности, ремесленные мастерские. Здесь можно проводить корпоративы, дни рождения, небольшие семинары и конференции.
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММ.
Государственные деньги в качестве дотаций и инвестиций здесь никто не просит. Учитывая этническую идею, заложенную в основу строительства туристического комплекса, за возведение деревень и подворий могут взяться как бизнесмены, так и национальные диаспоры. Такой бизнес-инкубатор даст толчок развитию малого бизнеса на территории региона. И предприниматель Виктор Клыша со своей компанией «Зелена долина» берет на себя заботы по согласованиям, созданию инфраструктуры, прокладке коммуникаций и дорог, строительству необходимых водоемов и созданию форелевого хозяйства. Для реализации остальных частей проекта он приглашает бизнес-партнеров. Построить этническую агродеревню или сельское подворье, открыть ресторан или службу доставки, маленькую частную школу, детский сад, поликлинику, оказывать услуги по проведению конференций и праздников, открыть ремесленные мастерские и магазины, заниматься выпечкой или производством полуфабрикатов, оказывать туристические, юридические, охранные, коммунальные услуги, развивать сельхозпроизводство, поставляющее к столу продукты, — множество сфер регионального бизнеса развивает строительство такого международного туристического населенного пункта. Для снижения себестоимости строительства, работы и предоставления услуг, можно привлекать инноваторов, способных снизить издержки и, как следствие, потребительскую стоимость продукции или услуг. Это повысит привлекательность этнических деревень для туристов не только с событийной точки зрения, но и финансовой.
Всемирная туристская организация UNWTO рекомендует предусмотреть на каждые 10 отдыхающих 5-6 человек обслуживающего персонала. При загрузке в 16500 человек создаются 7 тысяч рабочих мест. Для постоянного проживания работников планируется строительство микрорайона, состоящего из объектов малоэтажного строительства, в которых можно будет купить или снять квартиру. Жить и работать в таком туристическом кластере будет интересно, а семьи вырастят там физически и нравственно более здоровых детей: близость к природе, экология и многонациональный дух к тому располагают. Школу, детсад и поликлинику для них проинвестирует бизнес, который будет развивать там свои свои направления работы.
Частный бизнес, заинтересованный в развитии отношений с зарубежными партнерами, получают очевидную выгоду. В этнические деревни можно приглашать своих иностранных коллег, которые комфортно будут чувствовать себя в национальной среде, приехав на три дня для участия в совместной конференции. Такие вложения работают на создание имиджа, повышение лояльности по отношению к компании и приносят большую прибыль, нежели обычная реклама, половина которой уходит вникуда. Стоимость строительства одной такой деревни составляет полтора-два миллиона долларов, окупаемость — три-четыре года. Строительство подворья и того дешевле. Средний чек расходов туристов в день 3 тыс. рублей делает отдых доступным для россиян, не говоря уже об иностранцах.
МАСШТАБИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.
Полноценно первый этап программы «Экопланета», который планируется реализовать в Калужской области, можно в дальнейшем использовать как положительный опыт для перенесения в другие регионы, включая недоступные для массового международного туризма Сибирь и Дальний Восток. О развитии этих территорий уже давно идут разговоры в высших эшелонах власти России. Об использовании внутренних резервов государства думают в последнюю очередь и постоянно ищут инвестиций где-то на стороне. Межу тем, создание сети туристических этнодеревень в красивейших местах Сибири и Дальнего Востока позволит привлечь в эти регионы естественные финансовые потоки вместе с международными туристами. Строительство таких комплексов на расстоянии 250-300 км друг от друга, соединение их взлетно-посадочными полосами для посадки мелкомоторных самолетов, придаст такому проекту новую экономическую силу. Ведь таким образом можно решить как проблему развития Сибири и Дальнего Востока, так и развития малой авиации.
Это хорошо согласуется со множеством государственных программ, такими как «Развитие культуры и туризма 2013 -2020» «Развитие лесного хозяйства 2013 -2020», «Развитие авиационно промышленности 2013 -2025» «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие регионов России», «Экономическое развитие и инновационная экономика» «Содействие занятости населения».
Например, во многих странах малая авиация является общедоступным видом транспорта. Так, в Южной Африке более тысячи взлетно-посадочных полос для мелкомоторных самолетов. В России, обладающей громадными площадями труднодоступных территорий, сделать ставку на развитие экологического туризма совместно с развитием малой авиации было бы экономически целесообразно. Еще будучи губернатором Московской области нынешний министр обороны Сергей Шойгу запустил в подмосковной Балашихе производство модернизированных Ан-2, американских пятиместных Maule M-9 и чешских 19-местных L-410. В настоящее время АН-2 должен проходить сертификацию. Это проверенная машина, способная совершать посадку в самых сложных условиях. Благодаря реализации туристического проекта рентабельность производства самолетов АН-2 возрастет, т. к. выпуск их увеличится. Стоимость перелета для туристов с невысокими доходами уже не будет запредельной. А если воспользоваться опытом международного яхтинга и по тому же принципу впустить иностранных путешественников на собственных мелкомоторных самолетах, то перелеты из одной туристической деревни в другую откроют доступ к активным видам массового международного туризма. В течение одного отпуска можно будет сходить в однодневный поход в горы, полюбоваться природой, собрать кедровых шишек, грибов и ягод, сплавиться по горным рекам, оттуда перелететь в другую туристическую деревню, где взять лошадей для прогулки, заглянуть в пещеры, познакомиться с местной культурой. Деньги работают в регионе, развивается местный бизнес и, как следствие, регион. Решается и проблема миграции местного населения в переполненные мегаполисы: при наличии работы в российской глубинке не будет причин уезжать куда-то на заработки.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА.
За пределами России есть подобные сети курортных комплексов для семейного отдыха, но идеи организовать туристические поселения на многонациональной основе еще никто не реализовал. В Европе успешно функционирует сеть курортов Сenter Parcs. Но каждый из них позволяет познакомиться с культурой одной страны, в которой он находится. В Америке есть дома дружбы народов для ознакомления с культурой других стран. Но ведь зайти на экскурсию и пожить внутри, вдыхая национальный колорит, - это большая разница. Для туриста важен такой фактор организации собственного отдыха, как событийность. И жизнь в туристическом комплексе «Экопланета» насыщена событиями.
Программу «Экопланета» уже оценили на международных конференциях, куда его возил предприниматель Клыша. В октябре 2011 презентация проекта была включена в программу Дней экономики Москвы и Баварии, которые проходили в Мюнхене. Примерно тогда же его оценили в Москве на презентации перед представителями посольств. Так, глава комитета по туризму посольства Египта Сайед Нофал (Elsayed Kamel Youssef NOFAL) подчеркнул, что такой проект будет очень выгодным для развития туризма в России, и сказал что его страна с удовольствием увидела бы среди этнодеревень и Долину фараонов.
КОЛОССАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ В УСЛОВИЯХ СТАГНАЦИИ.
Если посчитать экономический эффект только благодаря поступлению налогов от одного регионального кластера, то цифры окажутся сопоставимы или даже выше сумм дотаций, которые выделяет государство на поддержание экономики области или края. При средней загрузки в 60% количество отдыхающих в год составит 3,6 млн, вместе с туристами выходного это 4,8 млн. человек в год. При среднем чеке расхода туриста в 3 тыс. рублей в день туристический комплекс приносит 10 млрд оборота в год. Если даже взять минимальный налог в 6%, то это 648 млн.руб. в региональный бюджет. Налог на доходы физических лиц с 7 тыс. рабочих мест при средней зарплате в 22 тыс. рублей составляет 240 млн рублей, а единый социальный налог — 591 млн. руб. То есть только создание новых рабочих мест даст дополнительно 831 млн руб. в год. В совокупности проект «Экопланета» может дать поступления в региональную казну полтора миллиарда рублей. И если собственные резервы нашей страны способны на такое пополнение бюджета, так лучше ли государственные дотации или иностранные инвестиции?
Каждое государство тратит сотни миллионов долларов на создание положительного имиджа страны. Поэтому создание сети таких экоградов рентабельно еще и с этой точки зрения — они могут стать своего рода «визиткой» государства. Некий аналог в 2012 году уже представляли для реализации Московской области. Однако, он так и не был запущен. Поэтому тщательно в течении нескольких лет проработанная программа «Экопланета» - это возможность всё-таки дать приток «кислорода» российской экономике с помощью развития туризма. Для старта проекта в Калужской области имеется проектно-сметная документация, исследования почвы, изыскания, топография, на всё это потрачены десятки миллионом рублей. Кроме того, уже начато само строительство коммуникаций и дорог. Однако, дело встало из-за «мелочи».
ДЫРКА В «ТКАНИ» ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Территория в 700 гектар, которая планируется под туристический комплекс, частично находится в собственности крестьянско-фермерского хозяйства Виктора Клышы, частично располагается в лесу, который ем не принадлежит. Предыдущий министр природных ресурсов Калужской области Разумовский, заботясь о развитии региона, при согласовании лесохозяйственного регламента распорядился включить в план строительства инфраструктуры на территории леса в Жуковском районе искусственные водные объекты. Требуемые 377 гектаров лесного массива, который необходим для размещения искусственных водоемов, находится в аренде калужского предпринимателя Болтунова. Болтунов арендует порядка 13000 гектар леса. Закон предусматривает возможность снижения арендуемых площадей арендаторов, и этой возможностью решил воспользоваться Виктор Кллыша для строительства водоемов для своего проекта. Однако за время согласований успел смениться министр — с 2011 года местный Минлесхоз возглавляет Владимир Макаркин. С этого момента вопрос о затоплении 50 гектаров леса водой для строительства водных объектов повис в воздухе на годы, показав, как хорошо проработанную идею развития региона могут задушить проволочки местных чиновников, переросшие в намеренное уклонение от исполнения Лесного кодекса РФ.
Виктору Клыше пришлось согласовывать акт выбора участка с двадцатью инстанциями, к чему не обязывает закон. Подписи поставили все за исключением арендатора лесного массива Болтунова, на территории которого и планировалось строительство прудов. Проект споткнулся об его необоснованное требование полутора миллионов рублей в качестве компенсации кадастрирования, которое он когда-то проводил. Казалось бы — Клыша должен уже запускать проект, формируя тем самым «ткань» государственности, однако в Калужской области в этой самой ткани образовалась «дырка».
ЗАКОНЫ ЧТО ДЫШЛО: КАК ПОВЕРНЕШЬ, ТАК И ВЫШЛО.
Но, во-первых, по договору аренды Болтунов обязан ухаживать за лесным массивом, и уже во-вторых наделяется правом вырубать, да и то крайне малую долю леса. В частности, из 13 тыс. гектар, находящихся в его аренде, он может вырубить порядка 10 гектар в год, что составляет 0,07% от всей арендуемой территории. При этом выбрать вырубаемый лес он может во многих местах лесного массива, а не на той территории, где могли бы быть построены водоемы. Поэтому посчитав требование Болтунова полутора миллионов рублей необоснованными, ища защиты всё у тех же чиновников, Клыша описал ситуацию в очередном письме в местное министерство, однако оттуда пришел более чем странный ответ. Ему снова отказали, мотивируя тем, что арендатор потерпит коммерческий ущерб из-за затопления участка лесного массива, находящегося в его аренде.
В самом деле, а вдруг Болтунов решит решит рубить лес именно в месте строительства водоема, «велика» ведь такая вероятность — целых 0,07%. Видимо, так рассуждали и чиновники. Однако, часть леса, которую просил под затопление предприниматель, находится в овраге, а в соответствии с законом такой лес рубить нельзя из-за возможной эрозии почвы. Рубить в овраге можно, если он после этого будет залит водой, что и хотел сделать Клыша. Арендатор Болтунов даже если бы захотел осуществлять вырубку именно там на лес, не имел бы права этого делать. Самостоятельно же строить в том овраге водоем он не собирался и требовал компенсации несуществующих убытков. Поэтому от предпринимателя Клышы в Минлесхоз Калужской области полетело очередное письмо с обоснованными возражениями против такого произвола.
Но чиновники выдумали очередной запретительный повод. Теперь их отказ был мотивирован якобы двойной сверх нормы вырубкой леса. Это «свежее решение», видимо принималось не глядя в закон. А может, юристы Минлесхоза просто юридически безграмотны. Во-первых, водоемы строить разрешается вне зависимости от вырубки леса. Во-вторых, в отличие от арендатора, который деревья на продажу, за кубометры вырубки под водоемы «Экопланеты» Виктор Клыша заплатит государству полную стоимость вырубаемого. Эти доводы вошли в очередное письмо в Минлесхоз. Дальнейшие ответы чиновников показали, что они ни при каких условиях не собираются выполнять закон. Теперь было заявлено, что выбранный участок леса должен быть переведен в водный фонд. Приводимое основание — смехотворно: не территории леса имеются ручей и источник без названия.
Их министр Макаркин назвал водным объектом, усмотрев в них «признаки водного режима». Ни перед каким абсурдом не остановится чиновник ради... Ради чего, кстати?
«... СУД, СИБИРЬ»
Поняв, что Минлесхоз Калужской области во главе с министром Макаркиным просто саботируют выполнение российских законов, предприниматель подал в арбитражный суд на министерство и за два с лишним года выиграл суд первой и второй инстанции. Редкая удача - торжество правосудия, выделяющееся на фоне чаще синхронных действий исполнительной и судебной властей по блокированию бизнеса и эффективных проектов. Судебным решением Минлесхоз Калужской области обязывался предоставить выбранный участок леса под строительство водных объектов в рамках программы «Экопланета». И казалось бы всё должно было разрешиться. Но не тут-то было: чиновники Минлесхоза, используя служебное положение, продолжили самоутверждаться за счет предпринимателя. Специально для этого они приняли новый лесохозяйственный регламент, в соответствии с которым теперь на том участке леса строить водные объекты уже нельзя.
«Потрудившись» таким образом на родное государство, они потратили 2,5 млн рублей на принятие нового муниципального документа и потеряли ежегодную аренду леса в размере 3 млн.рублей, которую за три года судов уже могла бы выплатить компания предпринимателя. Таким образом, государство за саботаж местных региональных чиновников заплатило 5,5 млн.рублей, а, учитывая что они блокировали перспективный для области проект, приносящий полтора миллиарда рублей ежегодных поступлений в казну Калужской области, то это уже можно назвать государственным преступлением и наверняка найти статью Уголовного Кодекса, под которую подпадают действия конкретных «тружеников» регионального Минлесхоза.
А к губернатору Калужской области Анатолию Артамонову, которого нахваливают за лояльность по отношению к инвесторам, можно отнести вопрос, почему он не вмешался и спокойно наблюдал удушение такого высокорентабельного туристического проекта? На его имя были также написаны письма и даже состоялось совещание с участием его заместителя Заливацкого. В результате был принят протокол ни о чем, административной помощи не было никакой, и бездействие региональной власти привело к потере Калужской областью бюджетных средств и перспектив развития региона без впадения в ненужные зависимости от иностранных инвестиций. Вспоминая снова и снова Жванецкого хочется предложить местным чиновникам «улыбнуться в дырочку» танка, подойти к «стенке»... с собственными графиками и отчетами, а в своей «коннсерватории» что-нибудь подправить так, чтобы Сибирь для них стала местом отдыха в качестве туристов этнической деревни, а не как-нибудь еще...
«К СТЕНКЕ С ГРАФИКАМИ».
Государство заинтересовано и в создании дополнительных водных резервуаров на случай пожаротушения, особенно после пожаров 2010 года. В тот год правительством РФ поставлена задача по созданию максимального количества резервных противопожарных водоемов. Именно таким водным резервом могли стать искусственные пруды «Экопанеты». Однако калужские чиновники, не давая «зеленый свет» туристическому проекту, в своих письмах утверждали, что водоемов достаточно. Между тем, в 2011 году в калужских лесах было зарегистрировано восемь пожаров на 8 гектарах. Поэтому в рамках долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Калужской области (на 2011-2015 годы)" в 2012 году закуплены водяные цистерны, ранцевые лесные огнетушители и лесопатрульные комплексы на сумму 109,5 млн. руб. При этом софинансирование из областного бюджета составило всего 6,9 млн. руб. Но строительство искусственных прудов — это другое решение проблемы пожаротушения, а значит нужда в части противопожарного оборудования отпадает вместе с финансированием. При таком раскладе местные чиновники, не желая лишиться федеральных средств, были не заинтересованы в том, чтобы искусственные водные объекты спутали все планы. Это одно из возможных объяснений их саботажа. Другое объяснение — вымогательство таким образом взятки, при этом не подпадая под возможное подозрение СК РФ из-за отсутствия фактов. Но именно проволочками, запрещениями предпринимателю, как правило, искусственно не оставляют другого пути. К слову, за подобные проволочки президент Путин, в прошлом году снял Министра Лесного хозяйства РФ.
«УЛЫБНУТЬСЯ В ДЫРОЧКУ».
Не желая давать взяток, обосновывая свои законные требования предприниматель по-прежнему надеется на то, что ему удастся своим проектом способствовать выполнению государственных указов президента по развитию предпринимательства. О том, что происходит на местах, на федеральном уровне знают не всегда. Дабы заполнить этот пробел, в 2011 году в адрес В.В. Путина, тогда премьер-министра РФ, было отправлено письмо от Международного фонда Московского государственного авиационного технологического университета им. Циолковского, обладающего высшим консультативным статусом Экономического и Социального совета ООН. В письме помимо краткого описания сути Общероссийской Программы «Экопланета» содержалась просьба оказать содействие в реализации первого её этапа в Жуковском районе Калужской области.
Требовался лишь административный ресурс, которого так и не поступило — письмо потонуло в бюрократической прорве, поступив из аппарата Правительства в четыре министерства: Минприроды, Минрегионразвития, Минтранс, Минспорттуризм, откуда уже послышалась тишина...
Предприниматель Виктор Клыша уже не вспоминает про 1 млн. рублей, который он потратил только на согласования, про десятки миллионов стоимости проектно-сметной документации. Третий год идут суды, воодушевления поубавилось. Сейчас дело рассматривается уже третьей инстанции — Минлесхоз Калужской области не оставляет надежд выиграть дело у Клышы. По сути они пресекают развитие туристического направления на своей территории, где могли работать свободные деньги бизнеса, которые сейчас вывозятся за рубеж.
Странно после таких историй, происходящих по всей стране, читать в недавней статье «Время простых решений прошло» нынешнего премьера Дмитрия Медведева:"На фоне замедлившегося экономического роста мы должны добиться, чтобы государство не занимало неоправданно много места в экономике. А госаппарат не создавал излишних помех для предпринимательской деятельности". В самом деле, не много ли места занимает армия чиновников, никак не желающих превращаться в друзей и подданных своей страны? Не ясно также, о ком конкретно говорит премьер, постулируя главную цель - ЧЕЛОВЕКА в сильной России, где обеспечивается высокое качество жизни. Ведь не работает хваленая Медведевым "обратная связь с гражданским обществом и бизнесом при принятии важнейших решений в области экономической политики".
В последнее время всё чаще нововведения правительства отбирают у многочисленных россиян некогда стабильное существование. А ведь высокого качества жизни хотят все. Но на всех его, видимо, не хватает. И если одни хотят повысить посредством своего честного труда, то другие - любой ценой. И, как правило, ценой всегда оказывается чей-то бизнес, чьё-то благополучие, чьё-то здоровье, чья-то собственность, бросаемые в топку «адской машины» по созданию «человека будущего», которым на сегодняшний день становится российский чиновник-потребитель. Полученный таким противоестественным путём «идеальный потребитель» не мучит себя лишними вопросами о судьбах Родины: для него важно лишь его комфортное потребление любыми средствами, потребление подобно саранче, не думающей о завтрашнем дне, — вот уж поистине «идеальный» потребитель. В Калужской области, похоже, именно такого потребителя культивируют, выращивая «личинки» чиновников, действующих или бездействующих в угоду повышения своего личного качества жизни в ущерб интересам страны.
Дмитрий Медведев на пятом Гайдаровском экономическом форуме 15 января 2014 заявил: «Правительству следует сфокусироваться на принципиальном изменении предпринимательской среды, её качества. Основная задача – сделать условия ведения бизнеса в России, или, как сейчас модно говорить, национальную российскую юрисдикцию комфортной и конкурентоспособной, снять инфраструктурные и институциональные ограничения для деловой активности, создать эффективную систему стимулов для инвестирования в реальный сектор, в инновационные проекты и в региональное развитие. Мы этой работой занимаемся в расчёте на то, что и российские инвесторы, и малый и средний бизнес к этому тоже будут подключаться».
Хочется спросить Дмитрия Анатольевича, а на чём фокусировалось правительство до этого? Чем созданные им условия для ведения бизнеса вчера будут отличаться от условий завтра? Кто эти условия создает? Как эти люди поменялись кроме смены одного министерства на другое с одновременным изменением названия «нацпроект» на «госпрограмму» без какого бы то ни было вразумительного отчета за потраченные федеральные бюджетные средства? О каком созидательном разрушении можно говорить, если во времена гайдаровских реформ страна погрузилась в резкий шок от экономических решений, которые с натяжкой можно назвать созидательным разрушением, а в настоящее время шок люди испытывают от лицемерия и коррупции, процветающих во всех ветвях российской власти.
КОРРУПЦИЯ КАК «НАРКОТИЧЕСКАЯ» ВЗЯТКОЗАВИСИМОСТЬ.
В октябре 2013 на том же Форуме иностранных инвестиций, где я познакомилась как с Петросяном, так и с Клышей, мне прежде удалось задать вопрос Министру регионального развития Игоря Слюняеву о том, как он собирается преодолевать коррупционную составляющую. Ответ был следующий: «Я часто повторяю высказывание князя Трубецкого - профессора философии права Киевского университета начала прошлого века: то что касается ненасильственных преступлений - это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни. Пока мы не создадим нормальные условия жизни для наших людей, коррупцию мы не истребим. Я не беру взяток. И этим подаю пример своим коллегам и подчиненным".
Один умный человек сказал: «твоими словами буду судить тебя, лукавый раб» - таким образом он вылавливал дьявола в деталях сказанного. Трудно заметить логический обман, тончайшую подмену, софизм в высказывании г-на Слюняева. Для тех, кто не заметил ничего такого, можно порекомендовать учебник логики в качестве настолько книги. И давайте спросим, о создании нормальных условий для кого конкретно сказал Слюняев в контексте моего вопроса о коррупции? Если он упомянул ненасильственные преступления в этой связи, то логично предположить, что говорил он именно о чиновниках, которые и совершают преступления коррупционного характера. Тогда по логике министра выходит, что чиновники — это нормальные люди, которым просто созданы ненормальные условия работы, из-за чего они просто вынуждены воровать. Это абсурд. По логике Слюняева, нормальной реакцией чиновника на ненормальные условия и является такой вид ненасильственных преступлений как взятки и откаты, процент которых за последние десять лет возрос в десятки раз. Что тогда можно назвать ненормальными условиями? Указы президента или те люди, которые борются с саботажем выполнения законом и государственных программ?
Хочется в этой связи спросить: а какие еще нужны условия для чиновников, которые в отличие большинства российских граждан получают огромные зарплаты, ездят на служебных автомобилях и пользуются всеми привилегиями, не доступными простым смертным? Какие условия им еще нужно создать, чтобы при увеличивающихся зарплатах, количестве счетов и особняков за рубежом они вдруг начали нормально реагировать, например, на нормальные указы, поручения и распоряжения президента, не испытывая при этом «наркотической» взяткозависимости?
СИБИРСКАЯ «СОЛОМИНКА».
Вряд ли ответ на этот вопрос мог бы понравиться высокопоставленным чинам. Как и еще одно высказывание князя Трубецкого: «Совершается суд над миром; и все те духовные силы, которые таятся в человечестве, должны обнаружиться в этом огненном испытании. Самое разрушение мирского порядка доказывает, что царство Божие нас коснулось: оно близко, при дверях. Всё то, что его не вмещает, подлежит разрушающему действию огня, разгоревшегося в мире. Но для тех народов, которые сумеют осознать и вместить его откровения, наступает эпоха великих духовных подвигов и высшего творчества».
Пусть меня простит светский писатель за употребления религиозной цитаты, но в связи с ухудшающейся экономической и экологической ситуации в мире, в контексте происходящих катаклизмов, лучше сказать нельзя.
И поэтому хочется попросить г-на Медведева, который на гайдаровском форуме 15 января 2014 обещал лично заниматься развитием Сибири и Дальнего Востока: вы уже занимались лично национальными проектами. Результат проекта «Доступное жильё» нам не известен до сих пор. Поэтому оставьте уже в покое Сибирь и Дальний Восток, оградите их от «идеальных потребителей». Пусть туда приедут идеальные производители народов мир для проявления там спортивного и творческого потенциала, потому что Сибирь, возможно, «последняя соломинка» для человечества...
16 января 2014
Колесникова Анна Вячеславовна, Москва
+7 917-550-47-44; +7 919-798-89-60; Skype: kolesnikova-anna1969
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com; anna-v-koala@yandex.ru
Моё резюме:
http://hh.ru/resume/16b1a806ff000c91220039ed1f736563726574
http://www.superjob.ru/print/resume/cv-21344490.html
Блоги:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/ (с 23.12.2013 mail.ru его заморозил, а с 03.03.2014 - закрывает доступ)
Работающие блоги:
http://anna-v-koala.livejournal.com/
http://anna-v-koala.ya.ru/index_blog.xml
http://liveinternet.ru/users/anna_kolesnikova/