Весьма важный вопрос – где спать ребенку. Традиционно практикуется укладывать его в отдельную кроватку. Еще и частенько в соседней комнате. По моему мнению, это крайне неудачная традиция, которая, как мне представляется, и есть причиной распространенного убеждения, что ребенок мешает родителям спать. Этот первейший кошмар родителей – бессонные ночи! Мы недостойны звания настоящих родителей – так как мы его не испытали. Ни одной ночи у нас так и не случилось такой, чтобы ребенок не дал нам выспаться.
Моя твердая уверенность – в том, что ребенок грудного возраста должен спать в одной постели с родителями, прямо рядом с матерью.
Чтобы вникнуть в этот вопрос, опять же надо погрузиться в биологию. Для начала простой вопрос. Как вы считаете, кому сложнее уснуть – человеку, у которого все хорошо и прекрасно – или человеку, который только что пережил смертельный ужас? Наверное, второму, правда? Ему как минимум надо сначала успокоиться и прийти в себя – на что может уйти и 5 минут, и 15, и 30.
Так вот, надо немножко понимать ребенка. Это все-таки не кусок мяса. Который положил, укрыл – и удивляешься, какого черта он не спит, а орет? у него же вроде все в порядке. На самом деле, все в порядке у ребенка тогда, когда он находится рядом с матерью, чувствует прикосновение ее тела, сосет грудь. В природных условиях женщина никогда не бросает своего ребенка и не уходит куда-то. Так как для беспомощного ребенка это смертельный риск. Поэтому если ребенок вдруг не чувствует рядом с собой мамы – и если мама не возвращается по первому же вяканью – то он "думает", что мама потеряла его. Может быть, погибла. А значит, и ему смерть приходит – первый попавшийся хищник его сейчас сожрет. Надо также понимать, что у маленького ребенка нет чувства времени – он не может жить надеждой, что мама скоро придет, основываясь на предыдущем опыте. Еще раз повторюсь – мой опыт говорит о том, что все бессонные ночи родители обеспечивают себе сами, когда хотят чтобы ребенок спал отдельно от матери. Это противоестественно.
Если ребенок просыпается, а мамы рядом нет – он не просто плачет, оттого что голодный или мокрый. Он плачет в ощущении смертельного страха! Его инстинкты говорят, что это нештатная, очень опасная ситуация. И успокоиться после нее не так уж просто. Отсюда и все эти плачи по ночам, и невозможность усыпить ребенка. Удивительный случай, как родители сами себе создают проблемы, тогда как ничего сложного нету их не создавать.
Так вот. Ребенок должен спать в постели рядом с матерью. Лучше – с другой стороны от мужа, чтобы не мешать ему, при смене пеленки или высаживании ребенка. Хотя это непринципиально. При этом вся семья вечером ложится и спокойно засыпает. Ночью от 6-8 раз у новорожденного до 1-2 раз у 2-летнего ребенка – происходит следующее. Ребенок просыпается, пошевелившись и тихо вякнув. Мама просыпается тоже (сон на эти сигналы очень чуткий); трогает пеленку; если мокрая – меняет; если не мокрая – высаживает ребенка, чтобы он пописал на горшок или над миской, заранее поставленной рядом (начиная с 4 месяцев мы начали приучать к высаживанию). После этого ребенок кладется обратно, и ему дается грудь. Все! через 5 минут все уже снова спят.
Отдельного одеяла ребенку не надо. Прекрасно хватает укрываться одним одеялом с мамой. Практически никогда не было, чтобы малая исхитрилась одеяло записать. (В этом месте меня поправляют, что это касается девочки; а с мальчиком может быть совсем другая история, так как мальчики умеют выдавать струю по гораздо более причудливым и далеким траекториям. Ну, будет мальчик, будем разбираться). Укрываться малая почему-то не любила, и когда взрослым было вполне комфортно спать, укрывшись под средней теплости одеялом – она упорно раскрывалась, и спала большую часть ночи раскрытой.
Часто у людей возникает еще вопрос по поводу режима, по которому ребенок спит. У нас никакого режима не было. Мы не заставляли ребенка спать, и мы не заставляли ребенка не спать. Кроме, впрочем, косвенных воздействий – например, ночью у нас темно и тихо, а днем – светло, и мы ходим и разговариваем. И каким-то волшебным образом получилось так, что ребенок с самого раннего возраста днем спал меньше, а ночью спал практически без перерывов. Даже в самом маленьком возрасте – до месяца – четко было, что ночью сон без перерывов, а днем наоборот, сна меньше, перерывы большие. Кстати, непонятно почему считают что младенцы в раннем возрасте все время спят. У нас даже в возрасте до месяца четко были периоды бодрствования довольно длительные и отчетливые. Потом установилось два дневных сна, а месяцев после 6 плавно перешли к одному сну. Время этого дневного сна сейчас сильно плавает – малая может заснуть и в 11 утра, и в 6 вечера, проспать и час, и три часа. Нам это не причиняет никаких неудобств.
Приучать ребенка к высаживанию мы начали с 4-месячного возраста. Технология тут очень простая – пытаешься угадать, когда ребенку захочется сходить (например, сразу после просыпания, если проснулась сухая), берешь ребенка под ножки и держишь над горшком (ведром, миской), приговаривая "пись-пись". Удавшиеся случаи – поощряешь добрым словом. В этом возрасте ребенок уже хорошо отличает поощрительные интонации. К 5-6-месячному возрасту мы уже ловили не менее половины разов, что сразу сократило количество использованных пеленок. К 1 году ловились уже 90% случаев. Тогда же стали приучать ребенка садиться на горшок, вместо держания на руках. К полутора годам ребенок уже устойчиво сам, без просьбы или усаживания, брал горшок и садился, когда хотел; сделав дело – звал нас, требуя чтобы горшок вынесли. Сейчас, в 1 год и 9 мес, ребенок ходит в туалет так же как взрослый человек – полностью, и ночью тоже, мы уже перестали подкладывать клеенку-пеленку, она спит просто в постели. Наше дело – чтобы горшок стоял в комнате на своем месте, ну и выносить его, когда надо. Недавно еще были случаи, когда ребенок случайно мог написать куда-то не на горшок (обычно на пол) – раз в неделю или две – сейчас же они, похоже, полностью прекратились. Мне кажется, по сравнению с памперсными детьми, это отличный результат. Мне приходилось видеть других детей (соседей или знакомых), которые и в два и в два с половиной стабильно все делали в штаны, обеспечивая родителям веселую жизнь и дополнительную стирку – особенно весело это, конечно, зимой, гуляя на улице. Приходилось видеть также четырехлетних, которым на ночь все еще одевали памперс.
Таким образом, простейшими действиями по отказу от памперсов, высаживанию и приучению к горшку родители могут обеспечить сокращение использования пеленок в раннем возрасте, и полностью беспроблемную жизнь в последующем. Люди, использующие памперс, обычно готовы с пеной у рта доказывать, что этим они себе облегчают жизнь, и избавляют от тяжелой работы. На самом же деле они, ничего серьезного не выигрывая, обеспечивают себе ощутимые проблемы на будущее.
Днем, когда ребенок не спит, его нормальное место – на руках у матери (речь идет о маленьком ребенке, до 2-3 месяцев). Иногда приходится слышать, что ребенок "оттягивает руки" бедной мамочке, и таскать его очень тяжело. Такой позицией, я думаю, родители только прибавляют себе проблем – потому что ребенок, положенный где-то отдельно, чувствует себя очень плохо, как я написал об этом выше; и склонен много плакать и капризничать. Мы же вели себя согласно биологическим установкам – не отпускали ребенка от себя. И ребенок в ответ вел себя прекрасно. Мы практически не знаем, что такое капризный, плачущий, вопящий ребенок. Плакала малая редко, недолго, быстро переставая – ее плач был сугубо функциональным, сообщить нам что она записалась, голодная, или проснулась. И не более того.
Месяцев после 3 таскать на руках ребенка надо было уже существенно меньше – она стала проводить время сама по себе, положенная на живот (положение на спине дети не любят, думаю из-за его беспомощности), и разглядывая окрестности. В этом возрасте она уже хорошо распознавала лица и голоса, и ей было достаточно вида мамы рядом. Еще позже, когда она научилась переворачиваться и ползать, на руках она стала проводить еще меньше времени – 10-20% времени бодрствования.
Носить ребенка на руках надо предпочтительно в вертикальном положении. Даже самого маленького, до месяца, можно носить вертикально, прислонив к себе, держа рукой под головку. Впоследствии, держа голову самостоятельно, он сам предпочитает вертикальное положение – чтобы смотреть по сторонам было удобно. Горизонтально на руках ребенок укладывается, только когда берет грудь.
Есть важный аспект таскания на руках. Носить в вертикальном положении ребенка надо, прижав его животиком к себе, и разведя ножки (чуть не написал "задние ножки") в стороны. Точно так же его можно носить, "посадив" себе на бедро, для облегчения веса. Такое положение – с разведенными ножками – это надежнейшая профилактика от "врожденного подвывиха тазобедренного сустава". К слову об этом подвывихе – забыл об этом написать в разделе о здоровье, напишу здесь. Ему от рождения подвержено около 1-2% детей. В то же время наблюдается такая картина – в Африке этот подвывих отсутствует вообще (там нет ни лечения, ни диагностики, однако отсутствуют взрослые люди с последствиями этого подвывиха). В Японии диагностируют его у 1-2% детей. А в России – от 10-20% и выше. Очень показательными были данные по С-Петербургу: по разным районам процент детей, у которых врачи диагностировали подвывих, было от 10-20% в одних районах, до 30-40% в других. Это что же, в разных районах одного большого города у детей частота врожденного заболевания может отличаться в несколько раз?? Нет конечно, это просто яркий пример тупейшей гипердиагностики, которым педиатры соврешенно необоснованно подвергают детей. В простых случаях врачи назначают сложный массаж и гимнастику, во многих – тяжелое, мучительное для детей и для родителей "лечение" – стремена разных видов. На самом деле этот подвывих встречается у детей гораздо реже, чем его диагностируют; и надежно излечивается простейшим комплексом действий. Это отсутствие всякого пеленания (не мешать ребенку держать ножки в естественном положении - согнутыми и разведенными в стороны); и таскание на руках, прижав ребенка к себе с разведенными ножками. Все! ничего более не надо – если тазобедренный сустав недоразвит, он сам собой разовьется как надо, если ножки будут в правильном положении.
От мамочек, у которых здоровые инстинкты пересиливают нездоровые страхи, приходилось слышать высказывания в стиле "Страшно идти к педиатру с ребенком. Как на минное поле идешь – вдруг еще что-нибудь найдет и надо будет лечиться".
Забыл сказать, почему в Африке нет подвывиха. А потому, что у них там народная негритянская традиция – детей таскают всюду с собой, посадив на бедро, в узле из полосы ткани, перекинутом через плечо – прообразе слинга.
К слову о слинге. Нам эту штуку порекомендовали, и она действительно пришлась к месту. Переоценивать значение слинга, как в рекламе, не следует; однако серьезная доля пользы от него есть. Если, скажем, с ребенком надо идти куда-то далеко – то однозначно это легче делать, положив ребенка в слинг. Однако по дому таскать ребенка куда проще на руках.
У таскания на руках есть и еще одно серьезное (на мой взгляд) обоснование. Оно изложено в книге Ж.Лендлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Вкратце эту мысль можно изложить так: на складывающийся характер ребенка влияет в немалой степени суммарное настроение, которому ребенок подвергался в раннем детстве. Если ребенок множество раз в своей жизни ощущал смертельный ужас и чувство брошенности – то это наложит серьезный негативный отпечаток на его мироощущение, он не сможет в полной мере относиться к миру с доверием и испытывать счастье. Ребенок же, которому не отказывают в таскании на руках – будет находиться с миром в ладах и быть способным испытывать счастье в гораздо большей степени. Наблюдая за ребенком, который сейчас действительно практически все время выглядит счастливым – в этот тезис вполне верится.
Иногда приходится слышать, что если ребенка приучить к рукам – то, мол, он потом с рук не слезет. Это полная ерунда. Оттаскавшись свое на руках – в основном в первые месяцы жизни – ребенок потом прекрасно с рук слезает где-то в том возрасте, когда ему становится интересней везде ползать и все исследовать – и достаточно вида мамы неподалеку.