Что такое личность
10-09-2014 19:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ,
ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В ВЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной психологии нет единой теории о том, что такое личность. На сегодняшний день существует множество психологических школ, концепций и направлений. Тем не менее, общим объединяющим фактором, лежащим в основе трактовки личности в любой из существующих теорий, является фактор присутствия желания как неотъемлемого атрибута личности. В зависимости от трактовки желания трактуется и сама личность. К примеру: согласно Фрейду сутью личности является сексуальное желание, а Виктор Франкл, в противовес Фрейду, утверждает, что самое важное желание личности – это поиск смысла бытия.
Чтобы раз и навсегда решить вопрос, о том, что же такое личность, необходимо:
иметь четкие и недвусмысленные определения всех составляющих личности,
необходимо увидеть все взаимосвязи между личностью и окружающим миром,
необходимо ясно обозначить главные и второстепенные цели личности,
необходимо определить методы и условия реализации этих целей.
Всё перечисленное, в свою очередь, означает, что человеку следует принять факт существования неких неизменных законов и последствий их нарушения. А это, согласитесь, в условиях нынешнего общества, привыкшего к «демократичным» и потому порой излишне размытым понятиям о человеке, не так то просто. Может показаться, что гораздо проще жить бесконечно корректируя и подстраивая свои представления о самом себе в соответствии с постоянно изменяющимися внешними условиями.
Кому-то из современников может показаться, что экзистенциальные законы добра и зла, понятия о совести и чести, о верности и долге, о морали и уважении – не более чем устаревающие атавизмы прошлого, что нужно «идти в ногу со временем» и не придавать слишком уж большого значения тому, что имело цену для «сентиментальных» предков. Однако, положа руку на сердце, следует признать, что относительная система ценностей и постоянные компромиссы с совестью не дают человеку чувства умиротворения и защищенности, наоборот при всей своей привлекательности и внешней «свободе» они приводят человека в беспокойство и заставляют его искать все новые и новые аргументы, чтобы убедить самого себя и окружающих в своей правоте.
Целью данной работы является описание теории личности с точки зрения Ведической традиции как она была изложена множество веков назад, но при этом продолжает оставаться такой же новой, глубокой и актуальной. Веды придают огромное значение уму или, как ещё его можно обозначить, - тонкому (ментальному) телу человека, по сути своей важнейшему и очень сложному инструменту.
На понимании принципов работы физического и тонкого тел основана сложнейшая наука йоги. Осознание того, как функционируют все структуры нашего тела, и осознание того, какая сила стоит за всем этим – вот ключ к раскрытию своей личности и раскрытию личностей других людей.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Итак, человек - это очень сложная и гармоничная структура, состоящая из нескольких принципиальных величин. Веды определяют эту структуру следующим образом:
1. Физическое тело.
2. Тонкое (ментальное) тело.
3. Духовное тело.
Беспокойствам и страданиям подвержено как грубое физическое, так и тонкое ментальное тела. Каждая из этих величин, в свою очередь, также имеет определенную структуру. Давайте их рассмотрим более пристально.
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО
Мы рассмотрим физическое тело не с точки зрения материальных компонентов, а с точки зрения его функциональных особенностей. Человек начинает постижение мира и себя с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, - как это делает маленький ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, всё ощупывает, тащит что-то в рот, слушает звуки и нюхает - именно так он познает мир.
Физическое тело состоит из двух наборов чувств: первый набор – это познающие чувства, второй – действующие чувства.
1.1. ПОЗНАЮЩИЕ ЧУВСТВА
К числу познающих чувств относятся следующие органы:
Ухо – орган слуха;
Глаз – орган зрения;
Язык – орган вкуса;
Кожа – орган осязания;
Нос – орган обоняния.
Познающие чувства – это органы, которые собирают информацию о внешнем мире. Они являются своего рода проводниками, доставляющими нам информацию извне. Чувства находятся под влиянием магнетизма окружающих объектов и вовлечены в постоянный поток наиболее сильных ощущений. Мы постоянно находимся в информационном потоке, который наполняет нас через эти чувства: уши постоянно слышат звуки, глаза постоянно смотрят на образы, язык пробует вкусы пищи, кожа чувствует температуру и поверхность предметов, нос чувствует запахи. Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них служит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Слух связан со стихией пространства – эфира, осязание связано с воздухом, глаз – со стихией света, язык – с водой, нос – стихией земли. Так что функции каждого органа чувств локализованы.
Пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку. Воздух можно слышать и осязать. Огонь можно слышать, видеть и осязать. Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус. И, наконец, землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обонять. Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля – источник всех вкусов и всех форм. Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.
Для каждого органа подобран свой набор объектов и диапазон границы восприятия. Человеческое ухо не может слышать звуки, выходящие за пределы диапазона 16Гц – 25000Гц. То же самое относится к свету – в наш диапазон световых волн не входят ультрафиолетовые и инфракрасные волны. То же относится и к температуре – человек самостоятельно не сможет без вреда для здоровья различить температуру, выходящую за пределы довольно узкого диапазона от - 60 С до + 60 С. То же самое относится к запахам и вкусам: выбор вкусов и запахов, приемлемых для безопасной и комфортной жизни, не так уж и велик.
У животных также есть эти органы чувств, но, как правило, не все из них развиты одинаково хорошо. У собаки, к примеру, может быть хороший слух и нюх, а осязание и зрение слабы. У ночных зверей может быть хорошо развит слух и осязание, а другие органы развиты не очень. У акул очень хорошее обоняние, но глаза слабы.
Таким образом, мы видим, что получаемая нами информация довольно дозирована, поскольку проходит через ограниченные фильтры – наши чувства. Более того, мы вынуждены жить в определенных условиях, поскольку среда обитания, выходящая за рамки наших возможностей, становится для нас смертельной. Современная наука опирается на эту платформу познания, и из нас по простоте душевной пользуется этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовершенен, поскольку чувства работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Отсюда следует простой вывод – информация о мире, которую мы получаем через чувства, весьма и весьма ограничена, поскольку получена через несовершенные ограниченные органы. Поэтому наука пытается «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников и т.п. – ведь человеческих органов явно недостаточно. Поэтому платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира.
Также очень важно понять, что органы чувств отличаются от их обладателя, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. А если глазам добавить микроскоп, то можно заглянуть в микромир. Но подобно тому, как микроскоп отличается от личности, так и глаз отличается от личности.
Личность выступает в роли обладателя органов чувств, которые можно терять, восстанавливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а пользуясь крыльями, можно летать. Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует. Я – птица, я – зверь, я – человек… То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скульптор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.
Итак, чувства человека не всесильны. Кроме того, они очень быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком долго. Очень скоро наступает эффект пресыщения. Острое восприятие длится считанные мгновения, постепенно переходя в обыденность, а затем и в скуку. Утомительно чувствовать одно и то же. Одна и та же одежда, одна и та же музыка, один пейзаж за окном, одна и та же работа… Так жизнь лишается смысла, и наступает усталость. Или пресыщение. Даже вкус любимых конфет скоро надоедает и не может приносить наслаждение бесконечно долго. Чувствам нужен отдых и смена обстоятельств.
1.2. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЧУВСТВА
К действующим чувствам относятся органы, с помощью которых человек взаимодействует с окружающим миром. К ним относятся:
Руки;
Ноги;
Язык как орган речи;
Гениталии;
Анус.
Если познающие чувства заняты сбором информации, то действующие чувства предназначены для активной деятельности. Они также имеют свой ограниченный потенциал и нуждаются в определенных условиях. У человека способность говорить и способность выполнять сложную работу руками проявлена намного сильнее, чем у животных. Можно сказать, что это привилегия человеческого тела.
Итак, мы соприкасаемся и взаимодействуем с миром посредством этих десяти материальных чувств, и поскольку их возможности весьма ограничены, мы не можем рассчитывать на то, чтобы иметь полную картину о мироздании опираясь исключительно на информацию и опыт, предоставленный этими чувствами.
И потому пытливый исследователь может задавать вполне резонные вопросы:
Куда поступает полученная от познающих чувств информация?
Что с ней происходит?
Почему разные люди видят одну и ту же ситуацию, но воспринимают её по-разному?
Кто руководит работой действующих чувств?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам следует изучить следующий аспект человека – его тонкое или ментальное тело. Органы чувств – это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые информация проникает вглубь сознания, в новое измерение, которое создает новые ощущения, обладает емкостью и способностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция – наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством.
ТОНКОЕ (МЕНТАЛЬНОЕ) ТЕЛО
Даже тем мудрым людям, которые знают, что они не есть это грубое физическое тело, трудно отличить себя от тонкого тела ума. Мыслитель погружен в умственную деятельность настолько, что ему кажется, что ум – это и есть истинное Я. Чтобы распознать ум, необходимо понять его функции. Человеческая деятельность обосновывается именно на платформе ума. Биологи полагают, что ум находится в голове человека, но на самом деле в голове человека находится лишь мозг. Ум же не имеет биологического происхождения. Мозг – это не ум, он всего лишь офис, где ум работает. Распознав функции ума, мы сможем овладеть им и управлять. Если же мы не распознаем его присутствие, то неминуемо окажемся под его полным влиянием, а наше истинное Я идентифицируется, сольется с ним. Так человек перестанет различать между собой и своим умом. В результате он потеряет управление, потому что независимый, неконтролируемый ум есть источник самообмана и иллюзии.
Ментально тело человека также состоит из материальных элементов, однако этот вид материи имеет иную более тонкую структуру, и изучать его следует особенным образом. Не стоит путать духовную энергию и тонкую материальную.
Тонкое тело это достаточно сложная организация, в её состав входит несколько, если так можно выразиться, слоев. В каком-то смысле каждый из этих слоев может быть обозначен термином «ум», однако мы выделим их в отдельные категории – согласно возложенным на них функциям.
СТРУКТУРА ТОНКОГО ТЕЛА
1. Ум (санскритский термин «манас») – внешний ум;
2. Разум (санскр. «буддхи») – аналитический ум;
3. Подсознательное (санскр. «читта») – сценарный (архивный) ум;
4. Эго (санскр. «аханкара») – репрезентативный ум.
УМ («манас») – внешний ум
УМ ВНЕШНИЙ («манас») – часть тонкого тела, напрямую связанная с внешними познающими чувствами, которые собирают информацию из материального мира. Главная функция ума – управление чувствами. Информация, собранная чувствами поступает непосредственно в ум и подвергается первичной обработке. Для ума естественно рассуждать категориями «нравится - не нравится», это его главный сценарий. Ум спонтанно тянется к тому, что приносит ему вкус и наслаждение – к красивым образам, к приятных запахам и звукам, приятным прикосновениям и т.д., а всё, что уму не нравится, он немедленно отвергает. Таким образом, ум заботится исключительно об удовлетворении чувств.
С одной стороны, способность быстро реагировать на информацию, предоставленную чувствами, по сути своей хорошая защитная функция для сохранения жизни организма: если наша рука попадет в опасную близость к огню, ум моментально подаст сигнал, и мы тут же отдернем руку; если на язык попадет испорченная пища, то ум заставит нас выплюнуть ее и т.д. С другой стороны – наш ум, стремящийся к комфорту, может заставить чувства находиться в постоянном поиске всё новых и новых приятных объектов, и этот поиск может сделать ум зависимым от внешних объектов: в этом случае критерием успеха и счастья для человека будет наличие достаточного количества «объектов-удовлетворителей», приносящих уму постоянный вкус. Поэтому ум постоянно скачет с объекта на объект, выискивая себе всё новые источники удовольствий. Чрезмерно удовлетворяя чувства, ум может нанести вред своему здоровью или здоровью окружающих. Ум не знает границ наслаждения и не знаком с принципами морали. Ради наслаждения чувств человек может даже отвергнуть полезные вещи и пристраститься к пагубным привычкам.
Эти привычки делают человека зависимым и слабым, и в последствии такой человек никогда не сможет быть удовлетворен без таких внешних стимуляторов. Материальные объекты быстро приедаются и теряют былую привлекательность, в этом случае человек вынужден всё время находиться в поиске источников счастья, и эта гонка может длиться бесконечно.
Тенденции внешнего ума могут перейти на более глубокий слой тонкого тела – в разум, в результате чего человек начнёт менять свою систему ценностей ради достижения желаемых плодов. Разум способен оправдать любые желания ума и находить средства для их осуществления, в этом случае человек может стать неразборчивым в средствах достижения своих целей и таким образом морально деградировать.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА:
1) Ум каждого человека обладает определенными качественными характеристиками: ум может быть глубоким или поверхностным, проницательным или простым, быстрым или медлительным, чувствительным или невосприимчивым, грубым или утонченным, критичным или доброжелательным. У каждого человека имеется свой индивидуальный набор характеристик ума. При этом ум остается достаточно пластичным, способным изменяться, развиваться или деградировать.
2) Между формой ума и нашими желаниями существует прямая зависимость. Ум зависит от того, какие желания культивирует в себе человек. В свою очередь ум напрямую влияет на гормональную систему и физическое состояние нашего тела: гнев повышает кровяное давление и заставляет сердце биться чаще, страх может лишить сил и т.д.
3) На форму ума влияют следующие факторы:
Общение и внешняя окружающая среда, атмосфера в семье и коллективе.
Воспитание и образование.
Наши нынешние поступки.
Предрасположенности и плоды прошлого (карма).
Также ум меняется по мере того, как человек проходит различные жизненные этапы: для ребенка огромное значение имеют его игрушки, для юноши – пылкие романтические отношения, для человека средних лет – профессиональный успех и благополучие детей.
4) управляя своим умом и направляя его, человек может поменять свои желания и ощущения, потому что ум поддается «перенастройке». В уме обязательно должен быть какой-то сценарий, программа, на которую он опирается в своих действиях. Эта программа закладывается через разум.
5) Полного удовлетворения человек достигает лишь тогда, когда поднимается над привычным сценарием ума «хочу – не хочу», то есть когда человек выходит за пределы двойственности. Никакие удовольствия, порожденные материальными чувствами и умом, не смогут принести полного счастья, поскольку глубинные духовные качества живого существа нуждаются в духовных объектах.
Ум способен одновременно принимать информацию от всех пяти воспринимающих органов чувств – звук, форму, касание, вкус и запах. Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства.
Ум умеет сохранять сосредоточенность и концентрацию на каком-либо объекте. Уму легко концентрироваться, если этот объект вызывает сильную эмоцию. Способность к концентрации – это медитация. Веды говорят, что главная задача ума – суметь сохранить концентрацию на Высшей Абсолютной Истине. Поэтому задача человека, практикующего духовный процесс – оторвать ум от временных объектов материального мира и сосредоточить его на Высшем. На самом деле что-то сделать качественно мы можем только тогда, когда занимается именно этим делом, не отвлекаясь ни на что другое. Способность распыляться на множество объектов является показателем отсутствия концентрации и осознанности, приводит лишь к беспокойствам и не дает возможности сделать что-то по-настоящему качественно, в результате порождает неудовлетворенность. Сосредоточение возможно лишь в спокойном и расслабленном уме.
Ум является ограничивающим фактором. Его можно сравнить дверным глазком, в который мы смотрим на мир: он не дает полной и объективной картины мира, он открывает нам лишь небольшой сегмент реальности, при этом ещё и искаженный субъективным восприятием.
Уму необходим регулярный отдых – перезагрузка. Уставший ум перестает воспринимать реальность адекватно, что приводит к нарушению внимания, концентрации и даже может пагубно сказаться на здоровье. Поэтому в течение дня человек должен останавливать свою активную деятельность и успокаивать ум хотя бы на несколько минут.
Ум может привязываться к любым объектам, и чем больше человек контактирует с тем или иным объектом, тем сильнее усиливается привязанность. В результате этой привязанности человек становится зависимым от объекта и связанных с ним эмоций. Если вдруг по каким-либо причинам человек лишается возможности соприкасаться с этим объектом, то приходит гнев. Гнев и раздражение – это естественная реакция ума на неудовлетворенные желания.
Если ум выходит за пределы двойственности, успокаивается и перестает мыслить категориями «хочу наслаждения – отвергаю страдания», то у него появляется способность увидеть духовную природу человека. Беспокойный ум подобен ряби на воде – чем больше он беспокоится, тем меньше у человека возможностей заглянуть внутрь души и понять свою истинную глубинную природу. Всевозможные желания создают помехи, отвлекающие человека от понимания своих истинных потребностей. Существует абсолютная истина, которая не входит в оценочные границы ума «хорошая-плохая», потому что эта истина объективна и абсолютна. Если ум высвобождается из-под влияния чувств, то он способен осознавать единство истины.
Ум связан с дыханием, и существуют специальные дыхательные практики, которые могут успокаивать ум и усиливать его способность к концентрации. Во время приступов гнева человек начинает тяжело и часто дышать, а когда успокаивается – его дыхание также успокаивается и становится легким. Контролируя процесс дыхания, можно контролировать беспокойства ума и обретать силу для правильной работы с ним. Правильная работа с умом – это искусственное напряжение ума и не насильственное давление на него, это его естественная концентрация на достойных объектах.
ПАГУБНЫЕ НАКЛОННОСТИ УМА:
1. ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРИВЫЧНЫМ НАСЛАЖДЕНИЯМ. Если по тем или иным причинам человек не входит в контакт с привычными объектами наслаждения, его ум начинает страдать и стремиться к ним, или же пытается компенсировать их другим вкусом. Самой простой способ компенсации неудовлетворения – заесть его чем-нибудь вкусным или отвлечься на что-то интересное (кино, передача, книга и т.д.), то есть задействовать другие чувства для получении наслаждения. Если такой компенсации нет, человек начинает сердиться и раздражаться.
2. ПОСТОЯННО ОПРАВДЫВАТЬ СВОЁ ЖЕЛАНИЕ НАСЛАЖДАТЬСЯ. Даже когда человек вынужден следовать определенному распорядку и придерживаться каких-то ограничений (школа, работа, диета, ранний подъем, физические упражнения и т.п.), ум всё равно будет искать лазейку, чтобы найти способ избежать этого.
3. ИЗБЕГАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЁННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ. Ум очень изворотлив и всегда найдет оправдание своим склонностям, пусть даже самым низменным. Большинство людей относятся к себе очень снисходительно и ждут такого же снисхождения со стороны других людей.
4. РАЗРУШАТЬ СЕБЯ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ. В уме нет моральных принципов, поскольку мораль – это качество разума. Поэтому бесконтрольный ум может привести человека к гибели, особенно когда дело касается очень сильных источников наслаждения и сильных эмоций – алкоголь, наркотики, азартные игры, секс и т.д.
5. УБЕГАТЬ ОТ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ САМ ЖЕ СОЗДАЁТ. Функция ума заключается в созерцании объектов наслаждения и стремления к ним, но в случае возможных осложнений помощь оказать не может, поскольку это функция разума.
СРАВНИВАТЬ СЕБЯ С ДРУГИМИ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ВОЗВЕЛИЧИВАНИЯ. Ум стремится к прославлению себя и завышению своей самооценки, это из самых тонких видов наслаждения. Поэтому ум склонен искать недостатки в других людях, чтобы на их фоне самому выглядеть более привлекательным.
6. ГОРДИТЬСЯ И ВОЗВЫШАТЬСЯ НАД ДРУГИМИ. Ум человека всегда необъективен по отношению к самому себе и потому способен гордиться даже самым незначительным своим достижением: богач будет гордиться своими капиталами, которые возвышают его над другими, а нищий будет гордиться своей нищетой, которая делает его несчастным и потому достойным внимания и жалости.
Работу ума остановить невозможно – ум всегда будет в активном состоянии и всегда будет находиться в поисках объектов для наслаждения. Поэтому многие медитативные практики, отрывающие ум от объектов наслаждения, чрезвычайно сложны. Самый лучший способ обуздания ума – направить его на достойный объект, который даст уму вкус и вместе с тем не позволит ему деградировать. Вот почему Веды рекомендуют человеку, стремящемуся обуздать свой ум, соприкасаться только с чистыми объектами, которые возвышают сознание и не позволяют человеку развивать низшие вкусы.
РАЗУМ («буддхи») – аналитический ум
РАЗУМ («буддхи») – это интеллект, аналитическая часть тонкого тела, главной задачей которой является контроль деятельности ума и чувств. Ум соприкасается с чувствами и получает от них информацию о внешнем мире, разум обрабатывает эту информацию и выносит соответствующие решения. Если говорить простым языком, то можно сказать, что главные слова ума это: «Хочу – Не хочу», а главные слова разума: «Можно – Нельзя – Надо». То есть разум должен принять во внимание определенную аргументацию (логику, систему ценностей, мораль, обстоятельства и пр.) чтобы дать или не дать санкцию уму и чувствам. Разум опирается на систему ценностей, на высшие цели жизни. Если у человека нет высшей духовной цели, то он утрачивает чистоту и силу разума и начинает подчиняться велениям ума и чувств.
Веды приводят следующую аллегорию: разум – это возничий колесницы тела человека, крепкие вожжи – это ум, а чувства – это неугомонные кони. Духовное существо – это седок на колеснице тела, и потому возница должен руководствоваться в своей деятельности именно желаниями души, а не желаниями коней, которые никак не связаны с седоком. Поэтому разум должен быть представителем души в принятии жизненно важных решений.
Разум тоньше и могущественней ума во много раз. Это означает, что понять его умом почти невозможно. Он как родитель, которого трудно понять малым детям. С одной стороны, родители – это помеха для свободной воли детей, но, с другой стороны, без поддержки и заботы родителей им не обойтись.
И у нас постоянно происходит диалог между жаждущим наслаждений умом и пытающимся его охладить разумом. Иерархически разум занимает главенствующее положение по отношению к уму и чувствам и должен контролировать их. В разум должна быть «встроена» система ценностей, на которую опирается человек, когда принимает те или иные решения. Но желания ума и чувств зачастую берут верх над разумом, и человек перестает себя контролировать, о чем впоследствии сильно жалеет. В уме нет морали, для него критерием правильности является возможность получить наслаждение. А вот разум должен опираться на мораль. Моральные принципы и система ценностей - это категория осознанности и способности смотреть на мир не только с точки зрения эгоизма. Однако, бывает так, что ум берет верх над разумом и заставляет его работать исключительно для поиска наслаждений. Подчиняясь диктату ума и чувств, разум способен находить этому оправдания, приводить весомые доводы, искать методы их реализации. Поэтому в разуме должны быть ценности более высокого порядка, нежели ценности, навязанные желаниями ума и чувств.
Разум хочет идти к высшей цели. Разум призывает идти по вертикали вверх, а чувства настойчиво тянут по вертикали вниз, в результате в уме возникает серьезный внутренний конфликт, возникает некая раздвоенность мотивов и побуждений. Из-за того, что чувства и разум сильно противоречат друг другу, личность попадает в сложное положение – для души не естественно находиться в состоянии распада на части. Приходят сомнения и необходимость принимать решения. Чаще всего в этой борьбе человек поддается давлению чувственных желаний и, в конце концов, дает волю чувственным наслаждениям. Отпуская лошадей, люди выбирают путь деградации лишь потому, что он приятен.
Пресыщение чувств вызывает угнетенное состояние, которое, постепенно входя в разум и ум, вызывает депрессию. Тяжелое состояние наступает тогда, когда разум, вместо того, чтобы обратиться к духовному знанию, вдруг признается себе в том, что жизнь безысходна, счастье недоступно, и нет больше ни сил, ни выхода.
Что бы человек ни делал, он должен делать это в полном осознании. Если человек совершает деятельность без осознания и понимания происходящего – «на автомате» - то эта самая деятельность закладывает в его подсознании определенный сценарий, выйти за пределы которого становится сложно. Такая модель поведения называется «рефлексивной». Для примера можно привести курящего человека: когда человек только начинает курить, ему приходится совершать определенные усилия, чтобы привыкнуть к табачному дыму, эти усилия относятся как к физическому восприятию, так и к психологическому. Но через некоторое время у него вырабатывается привычка, благодаря которой курение становится совершенно естественным и спонтанным. И, привыкнув, человек уже с большим трудом выходит за пределы этого сценария. Его тянет к этому на подсознательном и физическом уровне, и потому ему стоит больших усилий преодолеть такой сценарий.
То же самое относится и к развитию определенных черт характера или поступков, например к склонности к воровству или обману. Сначала сделать что-то неправильное бывает сложно, но по мере накопления опыта, делать это становится всё проще и «естественней». И в какой-то момент человек понимает, что наезженная колея рефлекса не дает ему возможности преодолеть привычку и стать свободным от неё. И привычка начинает контролировать человека. Поэтому разум необходим человеку для контроля и осознания своей деятельности: если деятельность не будет осознанной, она превратится в обусловленность, затвердевший сценарий, программу, и человек будет действовать по этой программе помимо своей воли. Разум является своего рода фильтром, через который человек очищает свою деятельность и свой жизненный путь.
Если в разуме нет системы ценностей, если в своей жизни человек не руководствуется принципами морали и совести, то он будет находиться под влиянием своих материальных чувств и ума. Практически это означает, что ум человека возьмет верх над разумом. И тогда вся сила его разума будет служить реализации бесконечных планов по осуществлению низменных желаний ума. Способность интеллекта к восприятию знания и наличие системы ценностей – это далеко не одно и то же: бывают очень разумные и проницательные преступники, а бывают люди простого интеллекта, но с высокими моральными принципами. Поэтому преступник, который пользуется своим сильным интеллектом для осуществления преступных замыслов, морально деградирует, а человек, прислушивающийся к голосу своей совести, обязательно будет духовно развиваться.
Другой немаловажный момент: разум не может развиться, если человек находится вне общества. Именно со стороны социума человек получает поддержку и корректировку, и всё необходимое для развития разума и системы ценностей. По-настоящему цельный и здоровый интеллект развивается только в здоровом социуме: в семье, в школе, в профессиональном коллективе, в государстве. Дисциплине следовать легче, чем самодисциплине: если внешние условия благоприятствуют, человек тратит намного меньше сил и энергии для своего развития. Если же человек находится в агрессивной среде, ему приходится прилагать огромные усилия, чтобы сохранить стойкость и преданность своей системе ценностей.
Сумасшествие или отсутствие разума – это неспособность человека адекватно воспринимать мир, в этом случае его интеллект перестает понимать, что хорошо, а что плохо, воспринимает мир через искаженную призму сознания, делает безумные выводы и совершает безумные поступки.
ФУНКЦИИ РАЗУМА (ИНТЕЛЛЕКТА):
1. ПАМЯТЬ. Разум запоминает все происходящие события и в нужный момент предоставляет необходимую информацию. В разуме находится своего рода архив всего произошедшего и пришедшего в жизнь человека.
Какую-то информацию человек может достать из архивов памяти простым усилием: студент на экзамене вспоминает изученное во время сессии, или когда мы вспоминаем имя исполнителя популярной песни, услышав её по радио.
Какая-то информация проявляется в сознании благодаря особым ассоциативным стимуляторам: человек, вернувшись в родительский дом, сам того не желая, вдруг вспоминает давно забытые детали из своего детства, или вспоминает эмоцию своей первой любви, вдохнув аромат сирени, которая цвела в ту пору. То есть какой-то предмет или явление через ассоциативный ряд могут случайно вытащить наружу давно забытые воспоминания.
Подавляющая часть информации о нашей жизни уходит глубоко в подсознание, и чтобы достать её оттуда, требуются особые психологические техники и средства. Об этом будет ниже.
Забвение – это другая сторона памяти. Оно освобождает человека от тяжести болезненных чувств и воспоминаний, служа своего рода защитой для психики. Забвение освобождает разум от груза ненужной информации, а также «помогает» совести избавиться от моральных терзаний. Если человек вновь и вновь совершает одну и ту же ошибку, это означает, что он забывает и страдания, связанные с ней, а это, в свою очередь, показатель того, что человек не хочет воспользоваться своим разумом и понять, какой урок ему преподносит жизнь. Такая способность забывать о страданиях является показателем слабого интеллекта.
2. АНАЛИТИКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ. Эта функция разума очень важна – она позволяет систематизировать и анализировать получаемую нами информацию. Это качество разума позволяет сформировать мировоззрение, определить своё место в окружающем мире, сформировать систему ценностей, сделать определенные выводы и действовать соответственно. Для удовлетворения потребности интеллекта к анализу и систематизации человек всегда стремился изучать окружающий мир с помощью различных наук, чтобы полученная информация могла помочь ему понять основы бытия. Человек чувствует себя спокойно, если любое явление, с которым он сталкивается, можно подвергнуть анализу и найти ему место в привычной системе мировоззрения. Поэтому люди испытывают определенное беспокойство (а вместе с ним и особый интерес) по отношению к явлениям, не вписывающимся привычную систему координат. Современная наука предпочитает замалчивать те факты, которые противоречат её догмам, принятым за абсолютную истину, и не противоречащим официальной доктрине.
Каждый человек делает определённые выводы, опираясь на свой набор аргументов и исходя из своей индивидуальной системы координат, поэтому эти выводы у разных людей могут значительно разниться. Можно сказать, что каждый человек живет в своей субъективной реальности, состоящей из доступного ему набора фрагментов реальности. Поэтому так важно, чтобы человек обладал знанием, которое поможет ему выйти за ограниченные пределы его опыта. Очень важно, чтобы человек не был ограничен исключительно собственным представлением о мире, но чтобы помимо этого также имел возможность обретать знание более высокого порядка из достоверных источников.
3. СОН. Каждому человеку необходим регулярный отдых. Если человек долгое время не спит, у него начинаются проблемы с работой разума: человек с трудом соображает, не может сделать элементарных арифметических расчетов, не может вникнуть в слова собеседника и ясно выразиться. И потому сон – это одна из важных функций разума. По сути своей сон – это не что иное как освобождение разума от масок и шаблонов, которые носит человек в течение дня. Во время глубокого сна полностью человек забывает о том, кто он такой и освобождается от всех вынужденных отождествлений. Способность разума к аналитике и систематизации приводит к тому, что человек (под влиянием социума и ряда различных факторов) формирует определённое мировосприятие и отводит себе некую роль, точнее несколько ролей (как гражданин, как семьянин, как представитель своей национальности, как представитель своей профессии, как любитель определенной музыки, как поклонник определенной кухни и т.д.), и играет эти роли для самого себя и для социума. Но если человек так и не находит своего изначального духовного положения, то все остальные роли приносят ему лишь усталость и чувство неудовлетворенности. Поэтому глубокий сон без сновидений – это своего рода освобождение души от тяжести многочисленных вынужденных масок и ролей.
4. СИЛА РАЗУМА. Это качество подразумевает потенциальную способность разума обрабатывать информацию и решать сложные задачи. Силу разума можно сравнить с огнём пищеварения, а поступающую информацию с пищей: если пищеварение сильное, то оно легко справится с большим объемом пищи, если же нет, то проблемы могут возникать даже с небольшим объемом. Разум служит для такого своего рода «переваривания» информации и её дальнейшей обработки. У каждого отдельного человека сила разума проявляется в разных сферах: кому-то легко даются точные науки, а кому-то гуманитарные; кто-то полностью счастлив круглые сутки занимаясь математическими формулами, а кому-то хочется зевать только от одного их вида; кто-то с ходу может изучить сложную политическую ситуацию и сделать правильный вывод, а кто-то даже не интересуется этим.
Разум первого уровня: Человек способен не совершать ошибок просто услышав о них или увидев их последствия на примере других людей. Например: человек знает о вреде курения и алкоголя, видит последствия этого, делает разумные выводы и осознанно избегает их употребления. Такой человек способен учиться на примере других и потому избегает ненужных страданий.
Разум второго уровня: Человек знает, чего нужно избегать, но при этом не может удержаться и совершает ошибки, однако, получив горький опыт, он способен учиться на своих ошибках. Например: даже зная о пагубном влиянии табака и алкоголя, человек начинает употреблять их, сталкивается с печальными последствиями этого употребления, и в конце концов принимает решение освободиться от дурной привычки. Другой пример: человек, даже зная законы общества, решает совершить кражу, его ловят, он получает заслуженное наказание, но впоследствии принимает решение больше никогда так не поступать. Такой человек учится на своих ошибках.
Разум третьего уровня: Человек знает о том, как поступать нельзя, видит наглядный пример ошибок других людей, но, не смотря на это, сам поступает подобным образом, в последствии получает горькие плоды своей деятельности, но так и не меняет своего поведения. Человек с разумом этого уровня не делает никаких выводов, даже наблюдая за другими людьми и даже получая болезненные результаты своих собственных ошибок. Такой человек почти не поддается обучению.
Однако, при всём многообразии возможностей разума, у него есть одна главная задача: суметь сформировать духовную систему ценностей и стремиться к самосовершенствованию. Если разум человека занят исключительно прикладными материальными науками, человек не реализует свою самую глубинную потребность – осознание самого себя.
ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ («читта») –
информационный (архивный) ум
Подсознательная часть нашего тонкого тела. Эта часть сознания является своего рода библиотекой-архивом, в котором хранятся все впечатления, вся информация о прошлом, все предрасположенности, все страхи, все глубинные желания, все наши поведенческие сценарии и их причины, - словом, всё, что из чего состоит психика человека. Эту часть нашего тонкого тела можно сравнить с жестким диском компьютера, на который происходит запись всех событий жизни. Однако подавляющая часть информации находится в непроявленном «заархивированном» виде, что до какой-то степени облегчает нашу жизнь.
Согласно Ведам, во Вселенной также существует общий архив всей информации. Этот архив включает в себя всю историю всех живых существ, когда-либо живших в этой вселенной. На определенном уровне развития сознания, человек может получить доступ к этому архиву.
Для описания сценарных поведенческих шаблонов Веды используют особый термин – «самскара», который переводится как «колея, отпечаток, впечатление». Что это значит? Ни для кого не секрет, что зачастую человек поступает тем или иным образом, сам не понимая причин своего поведения. Это происходит благодаря комбинации нескольких факторов. К примеру: с самого детства ребёнок подвергался постоянному одергиванию и критике со стороны родителей. Вероятнее всего, что родителями в эти минуты двигали самые благие намерения – научить ребенка уму-разуму, оградить от опасностей, привить уважением к взрослым и т.д. Однако, делали они это с помощью бесконечных упрёков и назидательного тона. Родители таким образом «воспитывали» ребенка, а тот, не слыша правильных напутственных слов, улавливал лишь критику и недовольство. В результате чего у него закреплялось устойчивое впечатление своей потенциальной неспособности сделать что-то правильное, что, в свою очередь, породило неверие в собственные силы.
Вслед за неверием пришло нежелание действовать, пропал энтузиазм и желание проявлять творчество, стали развиваться апатия и сильная зависимость от мнения других людей. В итоге мы видим: талантливый и способный человек не может преодолеть подсознательного барьер страха, которого сам толком не осознает, и всю свою жизнь просто топчется на одном месте, боясь раскрывать свои таланты, боясь сделать новый шаг, боясь взять на себя какую бы то ни было ответственность. Внешне обстоятельства могут быть самыми благоприятными, но человек не может преодолеть свой внутренний барьер, фундамент которого был заложен в детстве в форме недоверия и тотального контроля со стороны родителей.
Самые сильные впечатления и сценарии закладываются в детстве, поскольку именно в детстве психика человека напоминает мягкую глину, из которой родители и другие взрослые «лепят» личность. Самые сильные фундаментальные сценарии формируются в первые 18 месяцев жизни, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих. В этот период он нуждается в безусловном принятии и в нежной материнской любви, поскольку именно эти эмоции необходимы, чтобы научиться верить в мир и в самого себя.
Некоторые исследователи утверждают, что большая часть информации усваивается не через слова, а через невербальные носители, то есть через то, КАК и ДЛЯ ЧЕГО человек говорит. Важна форма подачи и мотивы, которые движут человеком. Поэтому очень важно, чтобы все мы помнили: правильные слова следует правильно преподносить, особенно по отношению к детям. Если перед тем как начать кушать ребенок расстроился и расплакался, но родители всё равно заставляют его есть, то в подсознание ребёнка откладывается эта негативна эмоция. Эта эмоция будет ещё одним кирпичом в стене его недоверия и отчужденности. По этой же причине нельзя укладывать спать плачущего ребёнка – его расстройство также отложится в подсознании, даже если он проснется в хорошем настроении.
В подсознание уходит абсолютно вся информация о жизни человека: события, происходившие с ним, его впечатления в связи с ними, его реакции на них, страхи, разочарования, ожидания и т.д. Любой контакт нашего ума с внешним миром создает определенное впечатление и формирует определенную модель поведения.
Как правило, у нас нет открытого доступа в свое подсознание. Заглянуть в него можно либо через специальные психологические техники, либо через контакт с «активатором». Подсознание тесно связано с функцией памяти (одной из функций разума, описанной выше) и впечатления, заложенные в подсознании, могут проявиться при соприкосновении с «активаторами». Эти впечатления можно уподобить «подаркам-сюрпризам»: при внешнем воздействии «активатора» всплывает та или иная ситуация из прошлого или включается яркая эмоция, сопровождавшая её.
В пример можно привести очень распространенную психологическую проблему: человек определенного типа может вызывать у нас спонтанную симпатию, или же наоборот – спонтанную антипатию. Казалось бы, почему человек, которого мы видим впервые в жизни, порождает в нас бурю эмоций? Ответ довольно прост: этот человек своим внешним видом, голосом или манерой держаться напоминает нам о ком-то, с кем у нас был когда-то эмоциональный обмен – с нашей первой учительницей, соседом по площадке, отцом нашего друга и т.д. Этот человек, сам того не желая, пробуждает в нас определенные эмоции и включает нашу подсознательную сценарную реакцию. Этот человек активизирует наше воспоминание, и мы сами порой не можем понять, почему реагируем на него таким образом. Так девушка, любящая своего отца, обязательно будет сравнивать с ним всех претендентов на роль своего мужа. А юноша будет искать в своей избраннице качества, которыми он восхищался в своей матери.
Веды утверждают, что память прошлого сопровождает душу из жизни в жизнь. Тонкое тело, в отличие от грубого, не разрушается в момент смерти, поэтому память и все основные психологические характеристики (темперамент, склонности, типаж и т.д.) остаются вместе с душой, и она обретает новое физическое тело в соответствии с этими характеристиками. Можно сказать, что физическое тело – это «затвердевшее» тонкое. На понимании этого принципа основана физиогномика – наука чтения по лицу – метод определения природы человека по внешним признакам.
Поэтому разного рода фобии (страхи) и влечения могут уходить корнями в далекое прошлое, в наши предыдущие воплощения, и складываться в причудливый и порой необъяснимый рисунок психики. Человек не всегда может объяснить своего панического страха перед пауками, лифтами, клоунами, мостами и пр. Или же не может понять, почему его так сильно тянет к морю или в горы, почему ему нравится, как играет скрипка, или ему хочется заниматься боксом. Известный пример с маленьким Моцартом: его музыкальный гений стал проявляться, едва ему исполнилось три года. Казалось бы, откуда такие способности? Ответ прост – это опыт прошлого, который легко проявился при благоприятных обстоятельствах.
Подсознательный архив нашего ментального тела является фильтром, через который мы воспринимаем реальность: каждый человек интерпретирует происходящее по-своему, через призму своего подсознания. И не удивительно, что два разных человека, глядя на один и тот же объект, будут толковать его каждый по-своему.
Этот информационный подсознательный архив всегда с нами. И некоторые воспоминания и сценарии ещё ждут своего часа, чтобы подняться из глубинных слоёв подсознания, раскрыться и включиться в нашу жизнь.
СИЛА ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ ЗАВИСИТ ОТ:
1. Эмоциональной насыщенности. Чем сильнее эмоция, тем более сильное впечатление останется в нашем подсознании. При этом не важно, какая именно это была эмоция – негативная или позитивная. Ключевым фактором является именно сила эмоции.
2. Количество повторений этой ситуации. Если человек находится в условиях регулярно повторяющейся ситуации (ежедневные конфликты с родителями, стрессы на работе и пр.), то у него вырабатывается привычная реакция на ситуацию, которая становится неотъемлемой частью его характера.
МЕТОД ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ СЦЕНАРИЕВ
ПРОШЛОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
1. Осознанность. Учиться видеть и осознавать свои сценарные модели. Именно в осознанности и способности увидеть себя со стороны лежит ключ к выходу из привычной реакции на ситуацию.
2. Регулярность. Осознанные постоянные усилия для создания и закрепления новой модели поведения. Если мы не хотим действовать и реагировать по-старому, значит, необходимо выбрать другую модель поведения и постоянно действовать согласно ей. Другими словами – необходимо регулярно практиковать именно то, что мы хотим в себе развить: ранний подъем, утреннюю пробежку, способность не реагировать на критику агрессией, улыбку и т.д.
3. Вкус. Для закрепления новой привычки очень важно, чтобы мы испытывали определенный вкус к этому. Конечно, ленивому уму не сразу будет приятно практиковать ранний подъем, и для регулярной практики потребуются определенные усилия. Тем не менее, если человек продолжает прилагать усилия, то через какое-то время он начнет испытывать радость и вкус от своей практики. И этот вкус может стать большой движущей силой и источником энтузиазма.
ЭГО («аханкара») – репрезентативный ум
Эго (от латинского “ego” – Я) – это функция тонкого тела, отвечающая за способность человека к отождествлению, восприятию и оценке самого себя. Человек обязательно должен иметь отождествление и представление о самом себе, в противном случае у него не будет точки опоры.
Эго современного человека представляет собой целый набор разнообразных масок и всевозможных ролей: мужчина, женщина, гражданин, семьянин, специалист в какой-то профессии, любитель футбола, путешественник, мечтатель и пр. Словом, если задать человеку простой вопрос: «Кто ты?», то можно услышать огромное количество ответов, причем, каждый из них лишь в какой-то степени будет отражать действительность.
Эго бывает двух типов – истинное и ложное.
Под истинным эго Веды подразумевают нашу способность видеть себя вечной душой и способность жить в гармонии с высшими духовными законами мироздания. Истинное эго неизменно, и когда живое существо возвращается к своему изначальному духовному положению, оно обретает настоящее умиротворение и счастье.
Под ложным эго имеются в виду все возможные представления о себе с точки зрения жителя материального мира. То есть, ложное эго – это набор разнообразных временных ролей, которые мы играем в процессе нашей жизни. Можно сказать, что ложное эго – это неполное восприятие себя; восприятие, ограниченное временными, пространственными, национальными, социальными и прочими рамками.
Как бы мы ни пытались стабилизировать и поддерживать свои маски и роли, мы всё равно будем вынуждены смиряться с их постоянными изменениями и потерями. Тем не менее, понимание того факта, что в процессе жизни в материальном мире мы вынуждены играть эти временные роли, ещё не означает, что следует прекратить исполнять свои обязанности. Искусство совершенной жизни – это умение сохранять видение своей духовной природы и умение при этом следовать своему долгу. Способность сохранять баланс между духовной и материальной природой можно определить как «выздоравливающее» эго. Выполнение своего материального долга и следование своему духовному предназначению – это лучший способ очищения сознания и прогресса.
Истинное отождествление возвращается к человеку, когда он находится в здоровом обществе и в духовной атмосфере. Здоровое общество живет по высшим законам мироздания, и любой член такого общества, получая поддержку и защиту, очень быстро прогрессирует. Человек не может адекватно и объективно оценить самого себя. Ему обязательно нужна помощь со стороны другого человека, чтобы суметь увидеть себя. Здоровое общество – это зеркало, в котором человек может увидеть себя в истинном свете.
Для вечной души неестественно отождествлять себя с временными ролями, постоянное поддержание материального «status quo» вызывает чувство усталости и желания освобождения. Существует даже особый термин «Синдром профессионального выгорания», он применим к ситуации, когда человек слишком долго выполнял какую-то деятельность, не получая внутренней поддержки и не испытывая от неё никакого удовлетворения. И в результате такой деятельности человек отчаянно решает отказаться от неё полностью.
Ложное эго имеет две части:
1. Функциональная часть. Она обеспечивает работу всех систем и процессов в организме: иммунитет, работа сердца, дыхание, пищеварение, выделение, теплообмен, созревание плода в чреве матери и т.д. Большая часть такой работы в организме протекает без нашего сознательного участия: мы лишь наблюдаем, как наше тело само регулирует эти процессы жизнедеятельности.
2. Репрезентативная часть. Это концепция самого себя или того, как человек представляет себя в этом мире. На репрезентативную часть эго влияет масса факторов: общественное мнение, традиции, национальные особенности, опыт, возраст, социальное положение и т.д.
Репрезентативная часть эго также имеет два основных направления:
Я - деятель, контролирующий, наслаждающийся. Человек считает себя единственной причиной всех своих поступков и их последствий. Он не склонен принимать во внимание высшие законы Вселенной. Он считает, что его личное наслаждение – это высшее предназначение мироздания, и все, кто его окружает, должны помогать ему наслаждаться.
Моё. Постоянный контакт с материальными объектами вызывает у человека сильную привязанность к ним и зависимость от них. На самом деле, обладание материальными объектами приводит к тому, что человек начинает отождествлять себя с ними, и они становятся неотъемлемой частью его ложного эго.
К сожалению, современное общество критерием успеха считает именно количество внешних ролей, которые человек успешно играет. Практически никому нет дела до того, в каком состоянии сознания находится человек, пусть даже он будет самых «голубых кровей». Наше общество, навязывая мнимые ценности и формируя тем самым ложное эго человеку, делает его зависимым и слабым.
Чем более амбициозны представления человека о себе, тем больше ему требуется усилий, чтобы поддерживать и защищать свой статус, и тем более болезненным будет расставание с этим отождествлением или «посягательство» на его целостность. Ложное эго является самой болезненной частью тонкого тела. Любое сомнение в способностях человека, любая критика в его адрес ранят человека очень сильно.
Ложное эго основано на неверном представлении о себе и потому является причиной постоянного неудовлетворения. Чтобы избавиться от этого неудовлетворения, человек нуждается в бесконечном потоке «компенсаций», которые, в свою очередь, только усиливают эго. Поэтому ложное эго имеет тенденцию постоянно расти, а ценности, которыми оно располагает, имеют тенденцию к «инфляции». Успокоить вечно растущий голод ложного эго невозможно никаким количеством материальных объектов. Единственная альтернатива – это восстановить своё истинное представление о самом себе и жить в гармонии с высшими законами мироздания.
ДУХОВНОЕ ТЕЛО
Помимо описания физического и ментального тел Ведическая литература подробно описывает также и духовную сущность человека. Многие современные теории не проводят различия между ментальным и духовным телами. Однако мы должны подчеркнуть ещё раз: ментальное (тонкое) тело является материальным поскольку состоит из материальных элементов, и потому, как любой материальный объект не является вечным. Каждый из аспектов тонкого тела, будь то ум, разум, подсознательное или эго, - может быть изменен. Однако духовное тело – это самая суть вечной души. Духовное тело не подвержено изменениям, оно находится вне законов времени и законов материального мира. Поэтому человеку, который по сути своей является вечной душой, сложно согласиться с фактом существования болезней, старости и смерти: для вечно юной души увядание и разрушение не приемлемы.
Духовное тело не зависит от происхождения тела, национальности, убеждений, вероисповедания. Присутствие духовной энергии можно понять по трем самым глубоким потребностям каждой личности. К этим трем потребностям относятся желание вечности, желание знания и желание счастья. Эти три потребности – естественные качества духовной природы, и каждый из нас нуждается в их реализации.
1. Вечность. Душа не разрушима и не может умереть. В ней нет и тени материального распада. Душа обладает энергией вечной жизни и поддержания. Это качество духовной энергии, это и есть источник жизни. Жизнь никогда не возникала, жизнь вечна, и потому мысль о смерти кажется нам неестественной и чужой. Морщины и прочие признаки приближающейся старости не вызывают ни у кого радости – ведь старость неестественное состояние для вечно юной души.
Желание вечности проявляется в нашей повседневной жизни в форме стремления поддерживать здоровье, стремления к семейному благополучию, наличию денег, хорошего дома, пищи, - словом, всего, что создает впечатление надежности и стабильности. Человек стремится жить как можно дольше в одном теле, чтобы не расставаться с тем, что он накопил в течение своей жизни. Он не соглашается со смертью, хотя может сильно страдать от болезни. Но никакие материальные накопления не могут поддержать жизнь как таковую, они поддерживают жизнь именно в теле.
Сама душа не нуждается в поддержании, потому что она вечна по своей природе. Она не обязана что-то приобретать и не может что-то в себе потерять, поскольку она самодостаточна. Именно душа поддерживает тело, а не наоборот. Качества, противоположные духовной природе – это разрушение, невежество и страдания. Бессмертие – это не количество текущего времени, а неизменность сути. Энергия неуничтожима, бессмертна, она лишь изменяется в своем качестве под влиянием времени. Душа – это Я, которое существует только в настоящий момент. Для души нет разделения на будущее, прошлое, настоящее. Душа существует только в плоскости настоящего времени.
2. Знание. Вторым естественным качеством духовного существа является способность осознавать себя и владеть знанием. Человек так же видит знанием или осознанием, как глаза видят светом. Поэтому и говорят – свет знания. Высшее знание – это понимание и видение самого себя с точки зрения вечной духовной реальности, и понимание своей вечной связи с Высшей Абсолютной Истиной. Однако когда истинное знание души проецируется на материальное тело, то в результате человек начинает верить своим изменчивым чувствам и уму как высшим доказательствам.
Для вечной души совершенно естественно находиться в полном осознании всего происходящего, естественно видеть взаимосвязь всех явлений мира, естественно понимать первопричины явлений и событий. Душа по своей природе обладает знанием и способностью видеть мир как единый гармоничный организм, в котором каждое живое существо играет свою уникальную и связано с другими живыми существами очень тесными узами духовного родства.
3. Счастье. Неотъемлемым качеством духовной природы является желание и потребность быть счастливым. Счастье – это естественное состояние души, поэтому человек интуитивно стремиться к счастью, однако это стремление, преломленное через фильтры ума и чувств приобретает весьма искаженные формы. Порой для человека счастьем является простая передышка между страданиями. Душа входит в материальное тело и считает, что именно тело и его чувства – это и есть истинный источник счастья. Однако, как показывает вся мировая история, еще никто не стал полностью счастливым и удовлетворенным просто наслаждая материальные чувства. Каким бы интенсивным не было материальное наслаждение, рано или поздно оно оборвется, и голодная до счастья душа опять будет испытывать беспокойства и искать новые порции удовольствий. Эта гонка никогда не прекратиться, потому что душу невозможно удовлетворить никаким количеством материальных объектов. Счастье души лежит в другой нематериальной сфере.
Принятие себя душой – это первый шаг к самопознанию. Безверие – это сомнения, вечный спор разума с упрямым умом из-за привязанности к чувственным удовольствиям. Но если чувства занять духовной деятельностью, то видение себя как вечной души восстанавливается очень быстро и приходит ощущение истинного мира и счастья. И тогда удовлетворенный ум сам начинает искать Высшую Абсолютную Истину и желать развить отношения с Ней.
Веды также утверждают, что душа никогда не бывает одна: она всегда находится в обществе Высшей Души, которая является вечным другом, свидетелем, контролером, спутником, источником всех энергий и благословений. Высшим совершенством духовной деятельности является развитие личностных любовных отношений с Высшей Душой.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote