• Авторизация


Подлинная история матрешки-3 02-04-2020 16:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


false

К большому сожалению, все картинки мистическим образом пропали, в источнике материал удален.

Подлинная история Матрешки. Часть пятая: Матрёна

Итак, после парижской выставки 1900 года, Матрешка вернулась в Москву. Сергиевопосадский мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена Матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н. Д. Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, это были большие деньги. В 1902 году ведро хорошей водки стоило 4 рубля. Т. е. 10 рублей – это 50 бутылок. Наесться «до отвала» в приличном трактире можно было за 30-50 копеек. Билет на трамвай стоил 5 копеек. А на рынке за две копейки можно было выбрать дюжину (12 штук) отборных соленых огурцов.

Нельзя не вспомнить о проблемах, возникших в этот период у семьи Мамонтовых. В 1900 году Савва Мамонтов был помещён в Таганскую тюрьму. В конце 1900 года, потеряв после суда практически всё (в том числе и Абрамцево), Савва Мамонтов поселился неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева. В 1905 после инсульта умирает А.И. Мамонтов.

Мария Александровна переживет его лишь на год.

Савва Мамонтов

Тем временем, на Матрешку стали приходить заказы из Европы, но московскую мастерскую после несчастий, постигших семью Мамонтовых, лихорадило, и в итоге она закрылось. В этой ситуации производство в 1905 году переехало в мастерские Сергиева Посада. Руководитель мастерской, Владимир Иванович Боруцкий, пригласил к себе токаря В. П. Звездочкина. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской Матрешки.
Много копий сломано по поводу самого названия Матрёшка.

При этом отчего-то не упоминают, что  Матрена – это персонаж народного кукольного театра, жена Петрушки. Одна из таких народных кукольных пьес с участием Петрушки и Матрены была записана на русском севере в 1896 г. Оба персонажа встречаются и в литературных произведениях, например «Ванькины именины» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1897). 

Кто бы что ни говорил, Петрушка это исконно русский кукольный персонаж. Первое официальное описание этой русской куклы дал немецкий учёный Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по Московии. Предположительно, создателями Петрушки были скоморохи,  бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам, а затем и кукольным театрам. В XVI веке скоморохи подвергались гонениям со стороны государственных и церковных властей. Дважды издавались указы, категорически запрещавшие скоморошество. В ответ живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых стал Петрушка.

Все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время. Петрушка - символ русского кукольного театра. Веселый, смекалистый, острый на язык, несущий добро и побеждающий зло - по сути он является квинтэссенцией русского национального характера.

А его подружка Матрешка стала символом России.

Кстати – будете удивлены – в русской версии сказки «Алиса в стране чудес» присутствует Матрена Ивановна (аналогичный персонаж у Кэрролла это Мэри Энн,  горничная Кролика). Первый перевод «Приключений Алисы в стране чудес» на русский язык был опубликован в 1879 г. в Москве под названием «Соня в царстве дива». Внимание – напечатана книга была в типографии А. И. Мамонтова.

Некоторые исследователи даже предполагают, что перевод сделал сам Анатолий Иванович Мамонтов, ведь до этого он переводил «Фауста». Книга продавалась в магазине «Детское воспитание».

Наверняка эту книгу должны были читать детям в семье А. И. Мамонтова.

Матрёной звали и горничную в Абрамцеве, усадьбе Мамонтовых, где по средам проходили встречи художников, поэтов и музыкантов.

Кстати, неподалёку от Абрамцево находится и деревня Матрёнки. Здесь археологами было найдено селище ХIV века с керамикой в культурном слое.

Как видите, у Матрешки в результате этого исследования появились и отец, и мать, и муж. А то ж была сиротой больше ста лет.

Теперь про черного петуха.

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

Подлинная история Матрешки. Часть шестая: Мифология славян

Интересно, что по М. Фасмеру, слово «петух» первоначально значит «певец» от слова «петь», также петух обозначается словом «Петя», которое является уменьшительным от имени «Петр». Само же имя «Петр» значит «камень». А Петрушка, как вы помните – муж Матрешки.

По поводу определения породы петуха, изображенного на Матрешке с парижской выставки, я послал запрос профессору Я.С. Ройтеру, руководителю селекционного центра ВНИИ Птицеводства РАН. Вот его ответ:

«Породу петуха на матрешке  определить невозможно, рисунок сделан не профессионально, в указанный год изготовления матрешки в нашей местности в основном разводилась смешанная, беспородная птица. Рисунки животных и птиц изображали художники анималисты, учитывающие породные признаки, данный рисунок петуха сделан не профессионально».

Действительно, найти полное соответствие с существующими породами кур не удалось и мне. Но максимально похожей на рисунок является Минорка. 

Порода аспидно-черных кур Минорка родом с острова Менорка, что в Средиземном море, и принадлежит Испании. Во время британской оккупации в начале XVIII века куры были вывезены в Британию. Из Англии попали в Германию. В России куры появились в 1885 году, известно, что их подарил турецкий султан. Год появления Матрешки – 1900. В принципе вполне вероятно, что диковинная порода произвела впечатление на художника, и поэтому попала на Матрешку.

Но, скорее всего, не только поэтому. Не стоит забывать, что в древности на Руси многие предметы обихода, а также игрушки играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись и носителями определённой символики, что тесно переплеталось с мифологией. 

Можно смело сказать, что в древней Руси петух был птицей сакральной. Еще древнейшие мифы славян повествуют о том, что нечисть исчезает с криком петуха. Петух был не только неким символом Солнца, но и оберегом. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. Причем надо понимать, что жертва - это отдача значимых для жертвователя вещей.

При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы. Петухи были ритуальным блюдом на праздниках в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить куриный суп на поминки. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.

Можно вспомнить и легенду о Василиске, который появляется на свет из яйца, снесённого черным семилетним петухом. Василиск – один из четырех демонов ада, змеепетух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и зелёными глазами. Василиск способен убивать завораживающим взглядом. На Василисков день (4 июня) запрещалось пахать и сеять из опасения, что в поле вырастут одни васильки. По поверьям, Василиск сожительствует с женщинами, и от такой связи родятся ведьмы и колдуны. Василиск смертельно боится петухов, ибо петушиный крик его убивает.

Отсюда и поверие, что нельзя держать петуха во дворе дольше семи лет - семигодовалый петух яйцо снесет, а из этого яйца василиск вылупится.
На Масленицу на столб вешают именно петуха тоже не случайно. Это символическое возвращение Солнца людям, для чего необходимо пройти сложное испытание.

У русских чёрного петуха часто носили с собой при опахивании села во время холеры. Иногда его закапывали на границе деревни как хранителя этого поселения от несчастий.

Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень, и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. А у Матрешки как раз таковой имеется. Кстати, детей у нее не семь, а восемь. Посмотрите внимательно на фигурки.

Интересно, что в Бамберге хранится серебряная рука, принадлежавшая святому Оттону, апостолу поморян, на большом пальце которой изображен черный петух. Говорят, этот символ сыграл большую роль в процессе христианизации славян-язычников. Они падали ниц перед священным для них символом, что помогало проповеднику эффективнее доносить идеи христианства.

Видимо, художник был неплохо знаком с мифологией славян. Поместив на деревянную фигурку сакрального черного петуха, он, можно сказать, сделал сильный маркетинговый ход. Ведь языческие символы продолжали играть значимую роль в сознании людей. И не только в России.
Вот, например, китайское изображение победы петуха над змеем. Интересно, что дракон (змей) символ Китая.

В ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первом месте было мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами.

Развитию изобразительного стиля Матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Соединение матрешек с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица.

Спрос на Матрёшек с каждым годом увеличивался. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии Матрешек. В этом же году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин. На знаменитой Лейпцигской ярмарке заказы на эту игрушку поступали в Сергиев Посад из 14-ти государств, включая Новую Зеландию.

Матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх" и известный токарь Иоганн Вильде, не отставали и японцы).

С период с 1909 по 1913 гг. оборот экспорта кустарных художественных изделий из России достиг гигантской суммы - 2 187 000 рублей.

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

Подлинная история Матрешки. Часть седьмая: Сталин и матрешки

Во время первой мировой и гражданской войн многие кустари покинули свои дома, были призваны в армию, погибли. Ни сырья, ни инструмента взять было неоткуда - разруха. Многие промыслы захирели, например чернение по серебру (остался всего один престарелый мастер М. П. Чирков) или вятская керамическая игрушка. То же случилось и с миниатюрной резьбой по пальме и кедру. В этом промысле сохранился только один мастер Хрустачев из Сергиева Посада. Совершенно прекратили существование промыслы по выделке узорчатой парчи, бисерных изделий (из-за отсутствия бисера).

В упадок пришли промыслы набойки, резьбы по кости, рогу, выделке подносов, картонажа, и многие другие. Из общего числа школ (300) сохранилось лишь несколько десятков. Необходимо было принимать самые срочные меры к возрождению угасающих художественных промыслов, наладить ученичество под руководством старых мастеров.

Советская власть, помня недавний успешный опыт торговли царской России изделиями кустарных промыслов, сделала ставку на экспорт такой продукции. Луначарский вообще считал, что на тот момент это была единственная отрасль, где государство может экспортировать готовые изделия, при этом все доходы от переработки сырья останутся внутри страны.

В 1918 г. было создано Всероссийское кооперативное товарищество по производству и сбыту кустарных и артельных товаров - КустарьСбыт.

25 апреля 1919 года Ленин и Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК "О мерах содействия кустарной промышленности"

В 1923 году в Москве прошла первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Мероприятие организовали на месте свалки посреди пустыря около Крымского моста – сейчас здесь Парк им. Горького. Решили сработать на контрасте и продемонстрировать, что советская власть способна даже мусорку превратить в выставку достижений.

Постановлением ЦИК СССР от 5 декабря 1924 г. кустари в сельской местности освобождались от промыслового налога, а в апреле 1925 г. было облегчено общее налогообложение кустарей. В те годы в СССР культивировались и всячески поощрялись «единоличные» кустарные производства. Мало того, мастерам, имеющим учеников, полагались особые льготы.

На Парижской международной выставке декоративного искусства в 1925 год на долю сергиевских кустарей пришлось 10 процентов наград из общего количества наград СССР. Всего было занято 1500 лиц, вырабатывающих игрушек на 1 млн. рублей. Значительная часть игрушечных изделий Сергиевского района шла на экспорт.

Была проделана большая работа и по техническому переоснащению кустарных производств. И уже к 1927 году по финансовым показателям кустарные промыслы в Сергиевском уезде опередили местную промышленность.

В конце 1927 года общее число художников-кустарей в СССР достигло 403 485 человек; из них кооперировано было 196 663, примерно половина.

Хотя в 20-30-е годы в связи с коллективизацией, массовыми выселениями зажиточных крестьян, мастеров, способных передать ученикам традиции русского декоративно-прикладного творчества, становилось всё меньше. Большим ударом для промыслов был голод в Поволжье и в юго-восточной части Советского Союза.

28 мая 1928 года вышел Декрет Совнаркома РСФСР “О промкооперации”, после чего небольшие артели стали объединять и укрупнять. Особая роль отводилась созданной в 1929 году фабрике игрушек в Сергиевом Посаде, в документах того времени называвшейся “экспортной”. 7 июня 1931 года ей было передано здание “Детгородка имени 1905 года”, размещавшегося в стенах бывшей больницы Троице-Сергиевой лавры (с западной стороны от монастыря). При Районном исполнительном комитете создали Экспортное совещание.

В марте 1930 года город Сергиев переименовали в Загорск в честь большевика Владимира Михайловича Загорского (настоящее имя Вольф Михелевич Лубоцкий, осуществлял руководство спецоперацией по вскрытию мощей Сергия Радонежского).

Загорск был включен в систему пятилетнего плана как столица советской игрушки, "вырабатываемой из недефицитного сырья и имеющей экспортное значение".

Жителям Сергиевского района запретили вырубку липы и ольхи. Вся липа предназначалась артелям игрушечников и получала название «дешевого местного сырья». Но сырья всё равно не хватало. В октябре 1931 года было предложено: “Принять все меры по переходу с дефицитного на менее дефицитное сырье (с липы на осину), развернуть работу по использованию опилок взамен бумаги.

Так как фабрика производит главным образом экспортную продукцию и является ответственной отраслью народного хозяйства - просить Мособлисполком о переводе фабрики по снабжению из третьей во вторую категорию”. Сразу после оборонной.

Эта мощная комплексная система поддержки превратила художественную промышленность в культурный феномен мирового значения, не имевший аналогов в мире и удивлявший всех многообразием технологий и стилей обработки самых разных материалов, масштабностью художественных предприятий. Создавались музеи и профессиональные училища. Такой художественной промышленности не знала ни одна страна в мире.

Ставка была сделана на зарубежный рынок, прежде всего европейский. Дипломаты регулярно отчитывались о ситуации на рынке отдельных стран, мониторили и рекомендовали цены. Изделия художественной промышленности обменивались на золото, на которое закупались станки для крупной промышленности.

В 1920-30-х годах значительная часть изделий художественных производств продавалась на внешнем рынке через Госторг. В «валютном цехе» страны Советов трудилось более 40 тыс. кустарей.

В 1928 году пролетарский писатель А .М. Горький приехал из Италии ( с виллы Il Sorito), и выдвинул лозунг «Загорск – Красный Нюрнберг» (немецкий Нюрнберг был известен главным образом как крупный центр производства игрушек). Но когда в Германии пришли к власти нацисты, Нюрнберг стал ассоциироваться главным образом с их ежегодными партсъездами. И этот слоган больше не использовали.

СССР находился в этот момент на грани дефолта по внешним долгам, а пятилетний план – на грани провала. На Западе были убеждены, что без кредитов, взятых в Англии, США и Германии, "пятилетний план не мог бы даже быть начат" . А кредитоспособность Советской России была под вопросом. В эмигрантских газетах в сентябре 1931 года писали, что советские торговые представительства вот-вот вынуждены будут "объявить мораторий по заграничным платежам".

Советский золотой запас истощался, по оценкам иностранных газет, в России "оставалось всего на 50 или 70 миллионов рублей золота". Но председатель Госбанка, Георгий Пятаков, в секретной записке докладывал о плачевном валютном состоянии страны. По его мнению, уже к началу 1929 г. СССР должен был иметь нулевой золотой запас.

К 1931 г. объём экспорта изделий кустарно-художественной промышленности достиг 4 млн. золотых рублей. Для сравнения, столько же выручили за проданные за рубеж шедевры Эрмитажа. Следует отметить, что уже в 1934 г. СССР свел к минимуму свою внешнеторговую задолженность.

К концу пятилетки Советский Союз занимал первое место в мире по импорту машин и оборудования. В 1931 г. около 1/3, в следующем году - около 1/2 всего мирового экспорта машин было направлено в СССР.

В 1931-му году был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 в Институт художественной кустарной промышленности (ИХКП), который с 1941 года стал именоваться Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП).

Между “экспортной” фабрикой и другими предприятиями и организациями развернулась борьба за квалифицированных рабочих. Был поставлен вопрос о переквалификации кустарей, занимавшихся чем-либо иным (скажем, сапожников), в игрушечников. В 1932 году администрация предприятия обратилась в Горисполком с письмом: “Просить кустарный сектор Московского областного Исполнительного комитета расследовать деятельность главного управления местами заключения 12-й колонии, выразившуюся в дезорганизации и сманивании рабочей силы с экспортной фабрики на более повышенные условия (175 рублей при пониженной норме выработки плюс московский паек)”.

Результаты “битвы за игрушку” были впечатляющими. Производство развивалось, из Москвы в Загорск переместился Музей игрушки. На базе техникума из Вятки был создан техникум игрушки.

Начались работы по созданию “Проектного института игрушки и опытного производства при нем”.

Доходы Загорска за 1932 год составили несколько миллионов в валютном исчислении.

В 1932 г. СССР занимал по экспорту 12-е место в мире. Интересно, что в структуре экспорта преобладали товары промышленного производства – 68,1%.

Активное сальдо торгового баланса СССР (превышение экспорта над импортом) в 1934 году составляло 814,5 млн. рублей.

Но к 1936 году экспорт из СССР по сравнению с 1930-м упал более чем в три раза.
“Великая депрессия” набирала силы, экономика Запада чахла, зарубежным фирмам-посредникам стало не до закупки загорских игрушек.

Тогда роль Загорска в экономике СССР была переосмыслена. Его решили сделать маяком индустриализации. И “Красный Нюрнберг” стал “Красной Иеной”, то есть столицей советской оптики.

Позднее здесь же, в обстановке строжайшей секретности, было запущено первое производство автоматов ППШ (расследование Секретная история ППШ)

А что же Василий Звездочкин? Вот из его биографии:

Вслед за Василием Петровичем в Сергиевский (тогда еще) Посад приехали два его брата и отец.
Брат Дмитрий Петрович (1893-1936) прибыл сюда в 1929 году из Семенкова под Горьким, тоже центра игрушечного промысла. Раненый еще в гражданскую, он к этому времени был больным человеком. Поэтому, проработав недолго в ШКУ им. Халтурина, стал кустарем-надомником. На примитивном станке точил погремушки, а жена полировала их на том же станке. Потом носили погремушки резчику на 2-ю Рыбную улицу, а дочки набивали их горохом. Заказы возили в Москву, в Леонтьевский переулок. Семья Д. П. Звездочкина жила в начале Клементьевской улицы, в доме номер 2/1. Гору, которая спускалась от их дома к пруду, так и называли - гора Звездочкиных.

Младший из братьев Звездочкиных, тоже участник гражданской войны, Иван Петрович, приехал в Загорск в 1931 году вместе с отцом. Жили на Клементьевской улице "наверху". Иван Петрович надомником был недолго, вскоре поступил в артель им. РККА, на Кустарную фабрику, которая тоже выпускала матрешки, а потом на Скобянку (где выпускали ППШ) токарем. Вместе с заводом эвакуировался в Вятские Поляны, а вскоре по возвращении умер, еще во время войны. Все Звездочкины похоронены рядом на почти исчезнувшем теперь Никольском кладбище.

21 декабря 1935 года кустарь-игрушечник Василий Петрович Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда». Как и другие знаменитые посадские кустари, Е. В. Шишкин, И. М. Николаев, Л. И. Булычев.

Но автора матрешки особо прессовать не стали. Сохранилась выписка из протокола заседания комиссии по народной игрушке Наркомата просвещения от 4 августа 1936 года. В ней рекомендовалось Всекомпромсовету «обеспечить В. П. Звездочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности».

С началом Великой Отечественной войны, после некоторой стабилизации на фронтах, игрушечники снова понадобились государству. В 1942 г. лучшие мастера были отозваны с фронтов, их запрещалось использовать на других работах - они должны были пополнять валютные запасы. Несмотря на тотальную нехватку всего, художественные предприятия бесперебойно снабжались дефицитными инструментами, сырьём и материалами.

И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны.

В годы Великой Отечественной войны в рамках программы ленд-лиза изделиями народных промыслов расплачивались наравне с золотом и алмазами.

По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему производственного предпринимательства. На момент смерти Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений - от пищепрома до металлообработки, от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.

Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по укзанию Хрущева. Причём не просто разогнана, а отобрана директорами от партократии. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками.

Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать (не редко сверх нормы — 8 часов), но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артели зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город. Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение, привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Кстати, ведь и отец Сталина был сапожником-кустарём.

Из биографии В. П. Звёздочкина

Чудом я встретился с соседом Василия Петровича, который – будучи тогда учеником первых классов – помнит как Звёздочкин дарил ему свои игрушки, пирамидки, школьный пенал. Жаль ничего не сохранилось.

Кстати, про пирамидки. Вот что пишут американцы про ТОП-10 самых знаменитых игрушек в мире.

Такие пирамидки русские мастера, и Василий Звёздочкин в частности, делали еще с дореволюционных времён. Когда основатели Fisher-Price еще даже не родились. Матрешки в списке, как вы догадались, нет вообще.

Эту фотографию вы тоже нигде не найдете, мне ее только что прислала Т. Н. Шпанькова, за что ей большое спасибо.

С 1949 года Василий Петрович заведовал токарным цехом местной артели «Художественная игрушка». Ему шел восьмидесятый год, а он все еще трудился на производстве. Жил В. П. Звёздочкин рядом с железнодорожным переездом у станции Сергиев Посад. Был глуховат. И 22 января 1956 года не услышал приближающегося поезда. Похоронили Василия Петровича на Никольском кладбище, рядом с родными. Но после перестройки 1990-х эту часть кладбища застроили коттеджами. И нет теперь даже могилы изобретателя русской матрешки.

В 1960-1980-х годах продукция художественных промыслов стала визитной карточкой СССР. Она формировала благоприятный образ страны, противостоящий раскручиваемому Западом имиджу «империи зла».

В то время оборот изделий художественной промышленности достигал 1,5 млрд. долларов США, причем 300 млн. долларов приносили продажи за свободно конвертируемую валюту.

Фабрика игрушек в Сергиевом Посаде работала в три смены, изготавливали по полторы тысячи матрешек в день, сорока видов — от трехместных до гигантских с десятками вкладышей. Причем разрисовывали по канонам вековой давности — гуашь, кисточка и рисунок в четыре цвета. Но в СССР сергиевская матрешка была в дефиците, продукция шла на экспорт.

С 1990 года - по данным ассоциации «Народные художественные промыслы России» - более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз.

Налоговые поступления в бюджет Венеции от торговли сувенирами — $12 млн в месяц, менее популярный у туристов Гамбург зарабатывает около $5,8 млн.

А что Сергиев Посад?

Сейчас в городе по сути не осталось ни одного токаря-матрешечника. И некому выточить ту самую форму матрешки, которую придумал Василий Звёздочкин. Ведь чтобы выточить матрешку с тончайшими стенками как умели старые мастера, нужно не меньше мастерства, чем для росписи. Не зря на старых матрешках ставили два имени — токаря и художника.

А теперь вспомните игрушки народов мира. Так, чтобы их ассоциировали со страной. Вспомнили? 
А теперь ответьте: какая еще игрушка сыграла столь важную роль в истории какой-либо страны?

И скажите, достоин ли автор матрешки хотя бы памятника в Сергиевом Посаде?

Список использованных источников:

"Игрушка. Ея исторiя и значенiе". Сборникъ статей подъ редакцiей Н. Д. Бартрамъ. Изданiе Т-ва И. Д. Сытина. Москва. 1912 г.;
Пятый сборник трудов Научно-исследовательского института художественной промышленности;
Сборник научных трудов к 50-летию Научно-исследовательского института
художественной промышленности. МОСКВА, 1982;
РОЛЬ ЭКСПОРТА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В 20-Е ГГ. ХХ ВЕКА.
Издательство "Грамота", 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. I. C. 76-80. ISSN 1997-292X;
1-я сельско-хозяйств. и кустарно-промышл. выставка. Издательство "Новая деревня", 1923 г.;
«Сергиев Посад – столица русской игрушки». Г. Л. Дайн, 2011. ISBN 978-5-91582-035-6;
«Игрушечных дел мастера». Г. Л. Дайн,  М. : Просвещение, 1994 г. ISBN 5-09-003308-0;
"Матрешка в нашем городе". Т. Н. Шпанькова;
"БАБЕНСКИЙ ИГРУШЕЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ". С. В. ВИДАНОВ;
"Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г." Санкт-Петербург, 1900 г.;
"Русская матрешка". С. В. Горожанина, М. Интербук-бизнес. 2012 г.;
"Династии в истории Бабенского игрушечного промысла". Козлов А.Н., Московский государственный институт культуры, Москва;
и другие.

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru
 
https://sergievgrad.ru/uvlekatelno/podlinnaya-isto...st-vosmaya-stalin-i-matreshki/

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подлинная история матрешки-3 | Таша52 - Дневник Таша52 | Лента друзей Таша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»