• Авторизация


Подлинная история Матрешки-2 30-03-2020 16:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


false

false

*Подлинная история Матрешки. Часть третья: Василий Звёздочкин

«При сем Вашему Царскому Величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи махинам, которые Ваше Царское Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные сделать по ним не могут... Также и инструмент к тому подлежащий сделал и тот инструмент и пробу работе моей я не премину в кабинет Вашего Царского Величества прислать на кораблях», - писал Андрей Константинович Нартов из Англии Петру Первому .

А. К. Нартов, механик Петра Первого, в 1717 году изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. По сути это был первый в мире автоматизированный токарный станок. Он на 80 лет опередил  Генри Модели, которому незаслуженно приписывают это изобретение в 1797 г. Изобретение Нартова освободило руки токаря. Как вы понимаете, электричества тогда не было, и станки работали от ножного привода.

false

Станок Нартова в Эрмитаже

Токарное ремесло очень увлекало Петра Первого. В 1718 году он выслал прусскому королю Фридриху-Вильгельму I в подарок токарный станок Нартова, бокал собственноручной работы, и самого Нартова для обучения короля работе на станке. Ничего подобного тогда в Европе не было. В Париже в Национальном хранилище искусств и ремесел стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. Биньон написал в связи с отъездом Нартова из Парижа письмо Петру I, в котором говорил о "великих успехах", достигнутых русским новатором "в механике, наипаче же во оной части, которая касается до токарного станка". Об изделиях, изготовленных Нартовым на русском токарном станке, привезенном в Париж, Биньон написал: "Невозможно ничего видеть дивнейшего!".

false

Петр Первый в Депфорде в 1698 году. Портрет конца XVII века.

К слову, Нартов первым изобрел и оптический прицел, положивший начало истории военной оптики.

В Петербурге с конца 17 века работала дворцовая мастерская "Токарня", которая была лучшей мастерской в Европе среди подобных заведений. В ней было 27 станков.

В аристократических кругах того времени токарное искусство считалось "благородным" видом художественного ремесла.

В 1765 году в России было организовано "Императорское Вольноэкономическое Общество " (ИВЭО).

Специальное отделение этого Общества занималось организацией и развитием всей промышленной и ремесленной деятельности. Хозяева имений стали устраивать производства, некоторые из которых в будущем стали кустарными промыслами.

Вполне возможно, что - в русле этих веяний - начало производству игрушек в Вороново положил знаменитый граф Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, руководитель внешней политики при императоре Павле. В 1800 году он покупает в Подольском уезде село Вороново. В 1812 году, при приближении французов к имению, собственноручно поджигает усадьбу, в которой было много картин, бронзы, серебра, хрусталя, уникальной мебели. С 1814 по 1822 годы находится за границей, в 1823 году возвращается в Россию.

В 1879 году начала свою работу Комиссия по исследованию кустарной промышленности, на первом заседании которой прозвучали такие слова: "Предстоит представить те ветви народного труда, которые почти никогда еще не участвовали на выставке. Между тем, как по числу занятых рук, так и по тем заработкам, которые доставляет крестьянам средней России кустарная промышленность, она имеет первенствующее значение".

В 1879 году земские статистики насчитали в Вороновской и Красно-Пахорской волостях 111 мастеров, занимавшихся производством токарной игрушки. В это время токари точили яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, грибки, баночки, подсвечники. Тут же на станке игрушки полировались в разные цвета. За неделю токарь мог сделать около трехсот графинчиков, рюмочек, грибков, выручая за все это от 3 рублей до 3 рублей 15 копеек. Правительство всячески поощряло кустарную промышленность. С 1879 по 1899 год количество токарей увеличилось до 347. Токарный промысел здесь процветал, и вскоре в сорока селениях работало около тысячи кустарей.

В Сергиевском Посаде в 1880 г. насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из них 28 занимались изготовлением токарных игрушек. Лидируя среди городов губернии по количеству ремесленных заведений, Сергиевский Посад превосходил их и по числу ремесленников. В 1879 г. среди мужского населения Посада, согласно земским статистикам, ремесленников насчитывалось 1742 человека. В 1879 г. игрушечников в Посаде насчитывалось 782 человека. Если к ним прибавить живописцев, чеканщиков, фольговщиков, сусальщиков и токарей, то получится, что производством игрушек, икон и сувениров занималось до 900 человек, или более половины всех ремесленников города, а вместе с их семьями – до половины всего коренного населения Сергиевского Посада. По числу представителей перечисленных специальностей, кроме сусальщиков, Посад обгонял все остальные города Московской губернии. 

false

Старинный токарный станок в Бабенском музее (бывшая Вороновская волость)

По данным 1879 года игрушки с выборкой (многоместные) делали именно в Вороновской волости.

Интересный факт: в конце 19-го века изделия подольских токарей экспортировались в Японию. После чего, собственно, японские мастера и научились делать многоместные игрушки.

Отец русской матрешки

И вот в 1876 году в деревне Шубино Вороновской волости, неподалеку от Вороново, в крестьянской семье родился Василий Петрович Звездочкин. Окончил три класса церковно-приходской школы, и пошел помогать отцу. Пас скотину, работал в поле. Ведь он в семье был старшим из детей.

Детей тогда приобщали к станку с 12-13 лет, начинали учение с точения мелких деталей или ставили на полировку (механическая окраска игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, 2 года. Можно сказать, что к 15 годам мальчик становился токарем, и самостоятельно мог работать на токарном станке, а к 20 - сложившимся профессионалом.

false

Из биографии В. П. Звездочкина, записано в 1948 году И. Ф. Казаковым

В 22 года Василий Петрович уезжает в Москву. Официально на заработки, хотя возможно чтобы сменить обстановку после развода. Некоторое время работает токарем на военном заводе. Затем устраивается в мастерскую при магазине "Детское воспитание" в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова. Мария Александровна была и хозяйкой книжного (изначально) магазина «Детское воспитание».

Савва Мамонтов вспоминал: «Брат Анатолий, старательно окончив курс университета, уехал отдыхать в Европу. В Милане он сошелся с очень оживленной певицей Марией Александровной Лялиной, которую и привез в Москву, где и состоялся его брак против воли отца». За что Анатолий и «выпал из гнезда» семьи. Отец примирился с ним лишь через несколько лет, узнав о желании сына открыть свое дело – типографию.

Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина) была оперной певицей, училась в Италии, где ее за энергичность называли «гарибальдийкой». Спокойный, даже немного замкнутый Анатолий, и страстная, экспрессивная Мария (говорят, в ней бурлила цыганская кровь) - это был идеальный союз.

Анатолий был увлечен идеей издания книг для народа с художественными иллюстрациями. Его можно с полным правом назвать новатором типографского дела, особенно в технологиях воспроизведения иллюстраций. Одним из первых он применяет цинкографию, цветную хромолитографию, гелиогравюру, фототипию. Это было переходом к процессу изготовления иллюстраций типографским, а не литографским способом. Это означало значительное удешевление технологии.

У них было шестеро детей. И Мария Александровна с удовольствием взялась за вопросы воспитания.

Был открыт первый в России специализированный магазин «Детское воспитание» с книжным отделом, а также книжный склад и библиотека для чтения. Мария Мамонтова первой начала изготовление кукол в народных костюмах. А в 1881 г. она начинает издавать ежемесячный журнал «Детский отдых». с которым сотрудничали многие известные писатели и художники, завсегдатаи Абрамцева. Появляется магазин детской игрушки. Для него придумываются игрушки и игры, которых сегодня назвали бы «развивающими». Часть продукции изготовливалось в мастерской при магазине, часть в Абрамцевской столярной мастерской.

Мария Александровна управляла и производством, и продажами, и - как сказали бы сегодня - маркетингом. Продукцию рекламировал ее ежемесячный журнал «Детский отдых».

«Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама М. А. там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у нее было вкуса и фантазии», - писала племянница Марии Александровны, Мария Кирилловна Морозова.

В интернете вы не найдете ее фотографий. Но с помощью главного хранителя музея-заповедника "Абрамцево" Е. Ф. Моховой  фото нашлось. Вот она, вдохновитель и идеолог, можно сказать мать русской Матрешки, Мария Александровна Мамонтова.

false

Мария Александровна Мамонтова

Отцом же русской Матрешки, несомненно, является токарь Василий Петрович Звездочкин. Вот он, похожий на Чапаева,  второй справа у мастерской «Детское воспитание», вместе с работниками мастерской и А. И. Мамонтовым.

false

Соседи в Сергиевом Посаде до сих пор помнят В. П. Звездочкина как честнейшего человека.

Вот что Звездочкин вспоминал про Матрешку и «Детское воспитание»:

- увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате.

- работал токарем по дереву разных африканских пород. В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж.

Интересно, что Звездочкин изобретает Матрешку в 24 года, в том же возрасте, что и Нартов свой станок.

Вот фотография Матрешки с парижской выставки 1900 года («Музей Игрушки», Сергиев Посад). Как видите, Матрешек тут восемь.

false

Но вскоре вы поймете о чем говорил Звездочкин.

Вот одна из наград, полученная им впоследствии. Тоже уникальное фото, в сети вы его не найдете.

false

Свидетельство о награждении В.П. Звёздочкина Большой серебряной медалью за "хорошую точку и полировку разн. деревянных игрушек", 1913 год. Частное собрание.

false

Парижская выставка 1900 года это особая тема. 

false

*Подлинная история Матрешки. Часть четвертая: Первая матрешка

Итак, нерасписанные болванки отнесли каким-то художникам на Арбат. С Леонтьевского до Арбата идти минут десять. В то время Арбат не был раем для художников как сейчас. Это был район, набирающий популярность среди состоятельных людей. Особенно почему-то среди врачей. Никто там на улицах не рисовал. Выглядел Арбат вот так:

false

Из обитающих тут художников в то время упоминается лишь маленькая студия «Классы рисования и живописи» Константина Юона на втором этаже дома 25. Кстати, обучение здесь прошли такие художники-знаменитости, как Вера Мухина, Владимир Фаворский, Василий Ватагин и Александр Куприн. 

false

На всем Арбате и прилегающих переулках по статистике 1913 года врачей проживало 74, а художников человек десять. В разное время в районе тут жили или бывали  М. В. Нестеров, С. И. Иванов, В. Д. Поленов, написавший здесь знаменитый «Московский дворик». Вероятно, кто-то из местных или бывающих тут художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно. Вспомним фразу Звездочкина про трех- и шестиместные первые "чурки". Теперь сюрприз - родственники В. П. Звездочкина прислали мне одну из сохранившихся первых расписанных болванок. По их словам, это было сделано раньше той Матрешки, которая сейчас стоит в Музее Игрушки в Сергиевом Посаде.

false

Как видите, Матрешкой этого богатыря назвать нельзя. Скорее всего, было сделано несколько разных вариантов, возможно и разными художниками. Отправлены ли были богатыри на парижскую выставку 1900 года, неизвестно.

Первая Всемирная выставка-ярмарка ХХ века проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны.

false

В каждом было сосредоточено то, что характеризует страну, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.

Специально к выставке в Париже открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры.

В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из представленных на выставке 18 тематических отделов  Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. 
Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера Павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. В центре Palais de I Asie Russe была построена деревня с русскими промыслами. Деревню населили типичными крестьянами, ремесленниками, казаками и музыкантами, включая знаменитого Андреева с его оркестром балалаек, к которому иногда присоединялся Шаляпин. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

false

Интересно, что мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» родилась в середине XX века после того, как Диснею попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».

У России была самая самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м2. Однако чтобы разместить все экспонаты места все равно не хватило и были построены дополнительные павильоны.

Российская экспозиция получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва.

Мы взяли даже первые места за парфюмерию! и вино!

"Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала французская газета "Liberte".

Это был триумф России. Русское электрическое освещение, телеграфные аппараты, железнодорожная техника, передовые вооружения, парашюты, газотурбинные двигатели, гигантские проекты типа Транссиб, мост через Енисей, невероятное количество изобретений и уникальной продукции российских заводов поражали воображение всех. Кстати, кровельным железом, произведенным в Лысьве и заказанным на выставке, и поныне покрыты крыши здания Британского парламента и Собора Парижской Богоматери. Да и клепка Эйфелевой башни, которую для предыдущей выставки по русским технологиям выполнили русские мастера из Владимирской губернии, надежно служит до сих пор.

К слову, посмотрев французский фильм об этой выставке, я не нашел там даже упоминания о России. Вообще. Как будто нас там никогда и не было. Хорошо, что сохранился русский каталог. 

Долго искал информацию по Матрешке в каталоге выставки. Еле нашел. Вот она:

false

Здесь даже нет названия игрушки, представленной Марией Александровной Мамонтовой.

Матрешка  получила бронзовую медаль. Никакого фурора по поводу одной из 347 бронз не было. Чем была деревянная фигурка высотой 12,5 см на фоне грандиозных российских достижений? Песчинкой.

Но почему она стала символом России? И при чем тут черный петух?

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

https://sergievgrad.ru/uvlekatelno/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-vosmaya-stalin-i-matreshki/



 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подлинная история Матрешки-2 | Таша52 - Дневник Таша52 | Лента друзей Таша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»