Увидев скриншоты к этой инди-игре, я не ожидала от неё никаких откровений. Но она полна сюрпризов. Это не бедно воплощённая аркада, а леденящий душу хоррор. Здесь отлично нагнетается тревожная атмосфера, возрастает беспокойство о том, чего ждать от игры дальше, а в конце происходит потрясающее осознание ужаса происходящего.
Тем, кто заинтересовался, советую опробовать игрушку самостоятельно, для остальных же открыта дорога к дальнейшим спойлерам.
Вы управляете лягушкой, которая однажды решила опуститься в глубокий водоём. Поначалу невозможно понять, что нужно делать: снизу поднимаются пузырьки воздуха, лягушка может использовать их для дыхания… Но спустя какое-то время появляются другие лягушки, которые явно задыхаются и которым необходимо помочь, подталкивая их к быстрым пузырькам.
Где-то внизу сверкает вспышка и слышится странный короткий рёв, а со дна поднимается большой воздушный пузырь.
Вслед за этим возникают странные коричневые существа, похожие на коров или лосей, явно настроенные агрессивно. Они тоже охотятся за кислородом, но не прочь поживиться и лягушками, опутав их своими щупальцами.
Вскоре приходит понимание, что это медузы, только с какими-то странными головами, и что без воздуха они не могут долго продержаться. Умирая, они издают короткий рёв, и из их тела к поверхности водоёма несётся большой пузырь воздуха.
Чем глубже, тем суровее. Мало того, что фоновая картинка начинает напоминать опасный психоделический лес, так ещё к живительным пузырькам примешиваются отравленные зелёные.
Не сомневаюсь, что, как и я, вы сразу обратили внимание на жуткие вытянутые штуки на фоне, которых по мере прохождения игры становится всё больше. Но они не атакуют – и ладно. Лишь бы медузолосей внизу было поменьше.
Как бы не так. О, как я ошибалась… Мы все ошибались.
Ядовитые пузырьки воздуха испускают зелёные существа уже известного нам рода. Этих вообще нельзя подпускать к нормальным пузырькам, иначе от большого количества ядовитых на экране будет некуда деться, но и эти монстры загибаются без кислорода.
В отличие от медуз без странных голов. Их, наоборот, нужно провоцировать на движение в сторону воздушных пузырьков, и тогда после третьего они взорвутся. Но нужно спешить: медузы набирают скорость и поглощают лягушонка, заставляя его медленно задыхаться. Правда, находясь внутри, медузой можно управлять – с совсем небольшой скоростью, но всё же.
Все эти столкновения с врагами могут проходить также в присутствии других задыхающихся лягушек, которые погибнут, если им быстро не помочь.
Медузы начинают атаковать вперемешку с медузолосями. Казалось бы, всё просто: первых следует подводить к пузырькам, а у вторых из-под носа эти пузырьки умыкать, но тут оказывается, что, сталкиваясь, одно существо передаёт другому свою голову. И тут понимаешь, что их головы – это лягушки.
Подобрав голову, нахватавшаяся кислорода медуза становится отлично чувствующим себя медузолосем, а обессиленный от нехватки кислорода медузолось, потеряв голову, превращается в здоровую медузу. Возни с этой комбинацией врагов больше, но нет ничего невозможного.
На большой глубине уже отчётливо чувствуется присутствие зла. Оно где-то там, ждёт и посылает новых охотников на бедных лягушек. И ты не знаешь, как именно, но оно связано с этими штуками на фоне, которые уже практически заполнили весь экран…
Ах, вот как оно связано с ними. Oh shiii…
Какое кошмарное открытие! Ужасно хочется повернуть назад, но нельзя. Лягушонок всерьёз решил добраться до гнезда подводного зла. В одиночку и без уверенности в своём возвращении оттуда.
На дне действительно поджидает нечто из ряда вон выходящее. Оказывается, эти существа утаскивают на дно лягушек ради их лёгких: только с лягушками они могут поглощать кислород и не умирать от этого.
На обнаружившего логово монстров лягушонка набрасываются разномастные противники, постепенно расхватывающие с поверхности круглого существа лягушек для дыхания. Не выделяя через лёгкие лягушек достаточное количество воздуха, круглый монстр постепенно раздувается и в итоге лопается, а лягушонок устремляется к поверхности водоёма.
Всё это без слов и объяснений, с одним лишь мрачным эмбиентом в качестве музыкального сопровождения.
На фоне титров герой всё ближе подплывает к водной поверхности, постепенно меняя цвет с ярко-зелёного до коричневого: именно это происходило с его задыхавшимися товарищами по дороге вниз. Но он успевает выбраться из воды как раз вовремя и воссоединяется со спасёнными друзьями. Мне так и не удалось спасти всех.
История печальна и прекрасна, мне очень понравилось. В хоррорах внезапному осознанию происходящего просто цены нет. А ведь в историях так редко привычные вещи оборачиваются совсем не тем, что ты представлял…
Например, как когда ты идёшь через поле одинаковых венериных мухоловок высотой с деревья. Становится поздно, надвигается ночь. Да, мухоловки жутковатые, но они тебя не трогают, и возникает мысль в этом поле заночевать. Ночь очень тёплая и тихая, даже насекомые не жужжат, только не покидает беспокойное ощущение: всё время кажется, будто на тебя кто-то смотрит. Но сон постепенно принимает тебя в свои нежные объятья, и наступает рассвет. Вокруг всё по-прежнему спокойно, когда ты уходишь с поля, вот только последняя венерина мухоловка вдруг открывается, а в ней оказывается глаз.
Люблю такие хорроры. А не такие, где ты ходишь с фонарём по тёмному коридору с орущими из всех щелей криворотыми уродцами.
«They Breathe» - отличная игра. Лаконичное путешествие в глубины неизведанного.