В последнее время я часто употребляю слово «готично» при описании атмосферы игр, фильмов, музыки… При этом зная, что наверняка употребляю его неправильно, со своими собственным значением.
Недавно я разобралась, какое оно – это значение, всё оказалось банально просто. Помогла мне в этом манга «Гот», которая, как ни странно, несёт в себе другое определение готики.
Блин, я действительно пристрастилась к этим японским книжкам шиворот-навыворот. К мрачным их представителям, которым весьма к лицу чёрно-белая гамма страниц. Пусть даже тут все герои – школьники, и пусть временами сложно отличить одного от другого, всё равно это чудесные динамичные визуальные истории. Не понимаю, почему при чтении обычных комиксов у меня не возникает такого же чувства, будто я смотрю фильм, переживая его так, будто это происходит в моей жизни.
Ну да хватит лирики, пару слов о самой манге. Главный герой сильно улекается историями об убийствах, постоянно смотрит новости, приходит на места преступлений… Но чтобы не прослыть фриком, в школе притворяется обычным парнем, который глупо шутит и обсуждает со всеми сериалы. Однажды он замечает нелюдимую замкнутую девушку со шрамом на запястье и с тех пор не может выбросить её из головы. Эта девушка выводит его увлечение убийствами на новый уровень, и он начинает жить с желанием убить её.
Тем не менее они начинают близко общаться. Она тоже собирает информацию об убийцах, но это ерунда по сравнению с тем, какую судьбу ей уготовила жизнь. Дело в том, что она немыслимым образом притягивает к себе всевозможных маньяков. Не хочу считать, сколько раз за однотомник ей грозила смерть от рук других людей. Знаю, о чём вы могли подумать, но напрашивалась она на это всего один раз, когда оделась, как недавно убитая девушка, и пошла в кафе, где ранее нашла дневник её убийцы.
Судя по тому, как невнятно маньяки объясняют свою мотивацию, автор истории не очень-то в теме. Есть там школьный учитель, который на досуге отрезает людям руки и хранит их у себя в холодильнике. Есть парень, который любит привязываться к людям, а потом хоронить их заживо, разговаривая с ними до тех пор, пока они не умрут. Шикарный концепт, но с этими персонажами так же быстро прощаются, как и знакомят. Главный герой в этом плане смотрится солиднее, потому что загадочно молчит и улыбается, не особо распространяясь о своих чувствах.
Кульминация внезапна. Не в хорошем смысле, когда использован какой-то оригинальный поворот, а так: однажды вскользь упомянули, что девушка стала общаться с другим парнем, также любителем темы убийств, а потом она восклицает, что всегда знала, тчо именно этот, новый парень, и убьёт её. Или она, как и я, поначалу спутала его с другим, первым парнем, который с первого взгляда захотел оттяпать ей руку со шрамом?.. Не знаю, но ощущается это как нечто недодуманное – лишь бы поскорее закончить сюжетную линию, а то в объём однотомника не уместится.
И всё же мне очень понравилось. И рисовка, и история, и интрига, касающаяся героини.
В конце автор попытался своими словами объяснить, кто такие готы, но споткнулся о факт, что люди вкладывают в это слово разное значение, и умолк. А ещё это якобы те, кто интересуется убийствами и пытками.
В колледже я училась в группе с настоящей девушкой-готом: бледная кожа, тёмный макияж, сбритые на висках волосы, корсеты, кресты-цепочки, колготки в сетку и тому подобное. Просто красотка. Она объяснила мне своё видение значения этого слова: для неё готика – это музыка. Хотя её интуитивно тянуло и к другим вещам, которые открыто не называли готичными. «American McGee’s Alice», например.
А по-хорошему готика - это вообще период в истории и стиль в архитектуре.
Ну, и теперь мой черёд. Если вы не хотите, чтобы вам стало плохо на душе, перестаньте читать этот пост. Потому что сейчас Остапа понесёт.
Что общего хотя бы у следующих игр, навскидку: «The Binding of Isaac», «The Cat Lady», «Primordia»? Смерть. Одиночество. Всё просто, как я этого раньше не видела? Смерть как удар судьбы, который было невозможно предотвратить, потому что он не являлся делом рук человека.
И не то чтобы я не сталкивалась со смертью в своей жизни, чтобы так романтизировать её и тянуться к этой теме. Я потеряла двоих друзей, один из них вообще покончил с собой. Когда мне было 17, ему было 36, и я иногда думаю, что, будь я тогда морально старше, я смогла бы отговорить его. Было время, когда я заставляла себя что-то делать только благодаря осознанию, что в один назначенный мною день прекращу всё это. Меня обнадёживает мысль, что всё живое с рождения стремится к смерти, так что думать об этом естественно, так задумала природа. Как бы весь смысл жизни – её конец. Даже в универе так однажды сказали. Впрочем, МГПУ – тот ещё универ.
Если абстрагироваться от собственных судеб и взглянуть на смерть со стороны, она даже может показаться прекрасной. Таинственность и неотвратимость: после игры и король, и пешка попадают в одну коробку. Поспешу подчеркнуть, что не говорю сейчас о самом процессе или о вмешательстве в него человека. Я вообще рассматриваю убийство только как способ полностью стереть из мира того, кто мешает, а не как потенциальное удовольствие от осознания собственной безграничной власти в глазах одного человека – не понимаю этого. Так что – сам факт, неизбежность и размышления о том, что будет дальше.
Что до одиночества, то, хоть это не депрессия, а нечто спокойно приятное, его притягательность я объяснить не могу. Но присущий готике мрак, тишина и тоска – всё относится к одиночеству. Хм, и к смерти ведь тоже. Нет, всё равно разграничу эти понятия.
Не объясняя значения этих вещей, перечислю то, что, на мой взгляд, готично. Дождь. Привидения. Смена мелодии на полтона. «Звонок». Заброшенная фабрика или стройка. Парящий остров. Безлюдная улица. Бессмертие. Тихие слёзы. Это и многое другое заставляет не только задуматься, но прочувствовать это всем нутром, без возможности выразить словами. Поэтому в моменты подобного необычного просветления я просто с тихим восхищением говорю: «Готично».
В следующий раз намечается нечто более весёлое: моя невежественная критика странностей американцев.