
20 ноября 2018 года исполнилось 90 лет со
дня рождения Алексея Баталова.
Вся страна знала про Алексея Владимировича, что он - хороший
человек. Вся страна не может ошибаться. Он был из тех актеров,
которых не просто уважали, но которых любили и которым,
что особенно важно, - доверяли.
Принято считать, что Алексей Владимирович сыграл мало.
Может быть... Грибоедов, как известно, тоже не много написал...
Разве у Баталова не было проходных ролей? Были, разумеется.
Во-первых, немного, во-вторых, не проходные роли были великие.
Баталов снялся во многих знаковых советских фильмах, создав ряд кинематографических образов почти идеальных советских людей.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)
Однако многим зрителям актёр запомнился по роли Гоши в оскароносном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Кадр из фильма «Большая семья» (1954)
У Булата Окуджавы есть строчки: «Совесть, благородство и достоинство
- вот оно, святое наше воинство». Они цитировались именно в связи с Баталовым. В юности он вспоминал: и «махорку курил тайно, но с достоинством». «Честь и достоинство» - эту награду он имел.

Алексей Баталов с братьями
Благородство? Если речь о происхождении - сам он называл себя
«москвичом, рождённым во Владимире». Отец, Владимир Баталов,
- крестьянских кровей, из деревни Ярославской губернии. Владимир
же - родной город матери артистки Нины Ольшевской
(туда и поехала из столицы рожать).

«Звезда пленительного счастья» (1975)
Вот в её жилах - кровь польских шляхтичей. Сам актёр получил
«потомственное дворянство» в 2003 г. - от Русского императорского
дома. Город свой Ольшевская ненавидела, ведь именно отсюда
забирали её родных, загубленных системой в 30-х годах ХХ века.
Среди них - её отец и мать, дед и бабушка Баталова.

Кадр из фильма «Дорогой мой человек» (1958)
Его собственные отец и мать были актёрами Художественного
театра, учились у Станиславского. В театре служили ещё
несколько родственников. Баталов был в полной мере дитя
театра, ребёнок сцены и кулис.

Гении той эпохи для Алексея Владимировича с детства были
гостями в «писательском доме» второго мужа матери, литератора
Виктора Ардова, на Б. Ордынке. С пасынком Булгакова он играл,
Зощенко «усыплял» его на ночь своими историями, Анна Ахматова
часто подолгу жила в квартире Ардова и Ольшевской и располагалась
на диване Алексея. Она научила его любить поэзию, русскую
классику и вообще - слово в искусстве.

Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)
Баталов никогда не играл подлецов и негодяев - ему бы всё
равно не поверили, столь мощными были обаяние и человеческое
содержание, наполнение артиста. В его героях, начиная с рабочих
парней из 50-х - Алексея Журбина («Большая семья») и шофёра
Саши («Дело Румянцева»), Бориса («Летят журавли»), доктора
Владимира Устименко («Дорогой мой человек»), физика Гусева
(«Девять дней одного года»), - неизменно жили честность,
достоинство, совесть и какая-то высшая правда. И романтизм.

«Дело Румянцева» (1956)
Баталов писал, что мог стать «только актёром или…». В шутку мог продолжить - шофёром или автоконструктором. Автомобиль был его второй страстью, он имел профессиональные права, водил даже МАЗ. Учился в школе плохо, но хорошо рисовал.

Кадр из фильма «Летят журавли» (1957)
А так был обычным мальчишкой, росшим в необычной среде.
Война перевернула его жизнь, как и жизнь всей страны. Эвакуация с
мамой и сводным братом в Бугульму. Голод, холод, рваные башмаки,
плохонькая одежда… Но был Театр! Мать организовала его в Бугульме.
Теперь театр носит имя Баталова.

Декорации сколачивали из щитов от ящиков, из коробок,
зрительские кресла мастерили из сломанных стульев. Подросток
Баталов выучился тогда всем театральным ремёслам: рисовал афиши,
отвечал за занавес, мастерил реквизит и декорации, топил печи,
звонил в ржавый колокольчик, приглашая в зал кашляющих, усталых,
голодных, замёрзших, часто раненых, в бинтах и гипсе, на костылях
зрителей на спектакли. Выступали и в госпиталях.

Кадр из фильма «День счастья» (1963)
Сам Алексей Владимирович считал, что с войной и эвакуацией его
«детство оборвалось резко и точно, но именно они определили его
последующую жизнь». Но в этом огромном несчастье, горе, которые
он в полной мере разделил со страной, было и огромное счастье...

Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя» (1944)
... первый выход на сцену, эпизод в кино (в фильме «Зоя» 1944 г.),
первая получка и продуктовая карточка «рабочего сцены», первые
аплодисменты. А главное - он тогда, «задыхаясь от радости», «вкусил
всю сладость ремесла», испытал «радостное в жизни - святое
служение солдатам России». «Нигде и никогда я не чувствовал
потом себя таким взрослым и нужным человеком».

Театру Алексей Баталов служил совсем недолго. Окончил
Школу-студию МХАТ (диплом ему подписала Ольга Книппер-Чехова).
Служа в армии, играл в Театре Советской армии, затем был принят
во МХАТ. Но славы не снискал. С 1950-х стал сниматься.
И вот тут успех пришёл быстро.

Пять фильмов у Иосифа Хейфица, съёмки у Михаила Калатозова, Михаила Ромма, «Золотая пальмовая ветвь» в Канне у фильма «Летят журавли», ставшего легендой. Легендой, артистом, обожаемым публикой, стал и сам Баталов.

Кадр из фильма «Девять дней одного года» (1961)
Но и в кино он сыграл немного - около 40 ролей с эпизодами.
Однако смог стать символом послевоенного поколения
молодых людей - и рабочих, и интеллигентов.

Кадр из фильма «Бег»
Классический репертуар в кино у него досадно мал: Голубков
в булгаковском «Беге», князь Трубецкой в «Звезде пленительного
счастья», ещё несколько образов. Интеллигенты, «голубая кровь».

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)
После Гоши по Баталову, уже перешагнувшему 50-летие,
буквально сходили с ума: настоящий мужчина, мужик! Надежда
и опора. За его князем Трубецким, писали критики, поехали бы в
Сибирь все женщины страны. За его Гошу пошли бы замуж. У него
золотые рабочие руки и интеллигентность учёного. Такой и по
физиономии хаму съездит, если понадобится, и запьёт в беде
(живой же человек!), но «всё и всегда решать будет сам».

Однако сам Баталов рассуждал о герое неожиданно жёстко:
«Одинокие советские женщины его не рассмотрели как следует.
Он прославил меня, и я ему, конечно, благодарен. Но разве он
идеален? Не удивлюсь, если через три дня после свадьбы он
ударит любимую бутылкой по голове. А почему бы и нет?»

Баталова не назовёшь экранным красавцем. Едва ли не главным
в его обаянии был неповторимый голос. Юрий Норштейн (советский
и российский художник-мультипликатор) говорил, что голос этот
нужно «прописывать людям в терапевтических целях».

Как режиссёр Баталов снял три фильма - «Шинель» по Гоголю, «Игрок»
по Достоевскому и «Три толстяка» по Олеше, где сам сыграл циркача
Тибула, для чего в 37 лет научился ходить по канату и без дублёра,
сам прошёл на большой высоте в сложнейшей сцене. «В здравом уме
такого, конечно, сделать нельзя, но я пошёл на риск», - вспоминал актёр.

К тому времени Баталов был уже женат вторым браком на
цирковой артистке. Танцовщице на лошади, цыганке из семьи
цирковых. Наверное, мир цирка с его вечным праздником и
вечным риском стал и частью его собственного мира.
С Гитаной Леонтенко Баталов прожил более 60 лет, воспитывая
дочь Марию, инвалида с рождения, и написал ей в больнице
последние в жизни строки: «Любимая моя, бесценный дар от Бога…»

От раннего юношеского брака есть дочь Надежда. Но так не хочется,
вспоминая Баталова, уклоняться в угоду нынешней моде в область
личного. Всё, что можно отнести к «острым углам» в его жизни, он
успел прокомментировать сам и беспощадно прежде всего к себе…

По жизни он в основном занимался театром и режиссёрством.
Он очень любил это дело. Ещё его любимым делом было
преподавательство - давал уроки юным дарованиям. Написал
несколько книг. Больше особо не чем не увлекался.

Кадр из фильма «Зонтик для новобрачных»
У Алексея Баталова было несколько правил по которым он
прожил всю жизнь, и это помогло ему обрести счастье:
Не нарушать гармонию окружающего мира;
Помогать больным, бескорыстно;
Не стыдиться не какой работы;
Нельзя не работать;

Из любой ситуации извлекать урок;
Всегда искать свой путь;
Хранить любовь и верность;
Не изменять любимому;
Быть преданным своему делу.

Вот по таким правилам и прожил большую часть жизни Алексей.
И именно они помогли ему справиться со всеми проблемами, которые
встречались ему на пути. А, как известно он испытал не мало. Он
самостоятельно с женой выходили дочку, и воспитали правильно,
сделали из неё хорошего человека.

В одном из интервью Sobesednik.ru, Алексей Баталов рассказывая о
выходе своей книги, признался, что с трудом передвигается даже по
квартире. 20 ноября народный артист СССР, лауреат нескольких
Государственных премий, один из любимых женщинами актеров
советского кино, не праздновал свой 87-й день рождения. «Мне даже
сидеть трудно. Хожу только по квартире и то еле-еле»

Алексей Владимирович рассказал тогда о том, как он относится
к смерти и какие жизненные итоги подводит. Многие артисты
в своих мемуарах подводят итоги, о чем сожалеют в жизни...
«Как же тут сожалеть?! Жизнь я прожил очень интересную, сам
создавал фильмы, горжусь тем, что работал с великими режиссерами,
актерами. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых, но я всех
их помню и каждому по-своему благодарен.

Родился я совсем в другое время, о котором вы и представления
не имеете. Великую Отечественную войну застал 13-летним
мальчишкой, маме очень благодарен, она с 14 лет приучала меня
к театру. Застал я и время правления этого грузинского бандита,
который затянул своим поясом всю страну. Но, несмотря
ни на что, Бог дал мне долгую, насыщенную жизнь...

К смерти отношусь как к тому, что полагается. Пора уже собираться,
нельзя делать вид, будто этого никогда не произойдет. Я об одном
пекусь, чтобы после ухода девочек моих - Гитану и Машу - никто
не обижал, очень тревожно - как они без меня будут...»

Баталова не стало 15 июня 2017 года. Актёр скончался во сне
на 89-м году жизни. Он ушёл, как уходят сегодня один за другим люди искусства, «раньше времени», другой эпохи. Одарённые помимо таланта игры ещё и «способностью видеть, понимать, чувствовать окружающий мир. А это ни выдумать, ни подменить ловкой игрой нельзя - убеждения, духовный мир, опыт, человеческое содержание».

Это написано Алексеем Владимировичем Баталовым
не о себе. Но мы-то понимаем - и о себе тоже.
Источники: по материалам АиФ и другим
Музыка: Исаак Щварц «Прогулка по ночному городу»
 | 
Lyarder |
|
|
|