
Остановило Время Красоту...
Из глубины души не постаревшей,
Глядела Память, как бы на лету,
На новый Мир улыбкой подобревшей.

В воспоминаниях брезжил тот рассвет,
Что осветил души её просторы…
Была Любовь. На всё - один ответ.
Всё остальное - только разговоры.
Стихи: Эдуард Данилов «Марина Влади»

10 мая 2018 года исполнилось 80 лет легендарной
французской и русской актрисе - Марине Влади
Будущая актриса родилась и выросла во Франции.
Настоящее ее имя - Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова. Когда она начала сниматься в кино, актриса взяла себе короткий и звучный псевдоним.

Отец Влади был родом из Москвы. Он эмигрировал с семьей в годы Первой мировой войны. Семья была творческой. Отец пел в опере, мать занималась балетом. Поначалу Марина решила пойти по стопам матери и начала заниматься в балетной студии при Гранд-Опера в Париже.

В какой-то момент Влади поняла, что великой балерины из нее никогда не выйдет, но навыки, полученные на уроках хореографии, очень помогли ей в будущем, когда она уже стала актрисой.

В театре, кстати, они организовали настоящий «семейный подряд» - в спектакле по чеховской пьесе «Три сестры» главные роли достались трём родным сёстрам: Марине, Татьяне и Милице.

Сниматься в кино Влади начала очень рано. Ей было всего 11 лет, когда она дебютировала в картине «Летняя гроза». Роль была небольшая, но Марину заметили и стали регулярно приглашать в другие картины.

Впервые о Марине Влади заговорили как о серьезной актрисе, когда ей исполнилось 15 лет. Она сыграла сразу две большие, серьезные роли в картинах «Первосортная девушка» и «Первая любовь». Критики единодушно назвали её новым лицом французского кинематографа.

Дальше ее кинокарьера развивалась стремительно и гораздо
успешнее, чем у сестер. Всемирную известность Влади принес фильм
«Колдунья», вышедший в 1955 году. В Советском Союзе это кино имело
оглушительный успех. Именно тогда юную 17-летнюю актрису впервые
увидел Владимир Высоцкий. Увидел и влюбился.
Владимир Высоцкий «Лирическая».
Говорят, Владимир Семенович сказал тогда:
«Не знаю, как и когда, но эта девушка обязательно будет
моей женой», а ведь до их знакомства оставалось еще более 10 лет.

Немного грустно от факта, что первая и, пожалуй, единственная ассоциация, которая приходит в голову, когда называют имя Марина Влади - это Владимир Высоцкий. Их имена связаны неразрывно.

И все это несмотря на то, что в жизни Марины были еще трое мужей, сыновья, несколько успешных музыкальных альбомов, около ста ролей в кино и несколько популярнейших автобиографических книг.

Марина Влади ни о каком Высоцком тогда, понятно, даже слышала.
Она жила бурной творческой жизнью, окруженная самыми именитыми поклонниками. За ней ухаживал Марчелло Мастроянни. Ей предлагал руку и сердце легендарный Жан-Люк Годар. Но в вопросах любви актриса всегда слушала только свое сердце.

Ее первым супругом стал тогда неизвестный начинающий актер и режиссер (тоже русского происхождения) Робер Оссейн. Это потом, мы будем очарованы его Жоффреем де Пейрак в знаменитой «Анжелике». У пары родилось двое сыновей, однако брак довольно скоро распался.

Робер Оссейн о Марине Влади
Я первый раз увидел Марину Влади совсем ещё девочкой. Моя подруга-актриса пригласила меня в семью Поляковых - Байдаровых, в их большой дом в пригороде Парижа. Из четырёх сестёр Марина была младшей - хрупкая, голубоглазая, дьявольски красивая. Ей было всего 11 лет, но она уже дебютировала в кино, имела успех.

Марина Влади в фильме «Приговор», 1959 год, Франция.
Наша следующая встреча произошла через много лет. Всё та же подруга попросила меня оставить несколько билетов на мой спектакль для сестёр Поляковых. После спектакля они впорхнули ко мне в гримёрку - и я пропал! Марине было тогда 16 лет, и я так в неё влюбился!

Скупил в городе журналы с её фотографиями, размышлял, чем бы её покорить. И придумал! Пригласил её сыграть в моём фильме. Это было абсолютное нахальство, потому что Марина была звездой, а я только начинал. Тем не менее она согласилась, и мы начали работу над фильмом «Негодяи попадают в ад».

Я устраивал романтические прогулки, мы много разговаривали. Но Марина мне как-то сказала: «Напрасно! Ты не в моём вкусе. Чтобы я стала твоей женой, вычерпай ложкой океан!» Я пообещал! Океан, к счастью, осушать не пришлось - через 2 года Марина стала моей женой.

Мы жили в огромном доме Поляковых - чаепития у самовара, беседы, игры. Быт большой русской дворянской семьи, который они перенесли в Париж. Этот быт и погубил нашу с ней семью. Марине не хотелось расставаться с сёстрами, родителями, с этим привычным укладом. А я больше не мог жить в колхозе!

Мне порой казалось, что я женат сразу на всех четырёх сёстрах. Последовали годы скандалов и ссор. Мы расставались мучительно - даже двое маленьких сыновей не смогли удержать нас вместе.

Скажу одно: я очень любил Марину. Любила ли она? Спросите у неё.
Сейчас мы дружим - нельзя ненавидеть бывших жён. Я наблюдал, как она была счастлива с Высоцким, - мы несколько раз встречались в Париже. Фраза Чехова «Скучно жить на этом свете, господа!» не про Высоцкого - он был неуёмный, с огромной душой, харизматичный…

Я видел, как Марина страдала, когда его не стало, поддерживал её, когда у неё на руках умирал от рака её второй муж… Сейчас мы переписываемся, наши сыновья разъехались: Игорь на Гаити занимается добычей и продажей жемчуга, Пётр стал музыкантом.

Со вторым мужем Жан-Клод Бруйе, бывшим летчиком, отношения также закончились быстро. Влади не особо переживала эти расставания. Она твердо верила, что обязательно встретит любовь всей своей жизни. И это случилось в Москве в 1967 году.

Марину Влади пригласили в театр на Таганке. В России Марина бывала редко, исключительно по работе. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила себя сидящей за заставленным яствами столом в ресторане после спектакля, в окружении восхищенной публики, ловящей каждое ее русское слово.

В подошедшем к столику невзрачном человеке она не сразу признала ту яркую личность, блиставшую на сцене в оковах. В обычной жизни Владимир оказался ниже ростом, скромно и как-то неряшливо одет, на уставшем лице блестели лишь глаза, выдававшие его мощный потенциал. Весь вечер он не сводил с актрисы взгляда, сказал, что «Колдунья» потрясла его, как и многих других мужчин. А потом взял Марину за руку и признался в любви.

Высоцкий обладал редким умением - он мог покорить любую женщину. Разгадка этого феномена крылась в его безудержном характере, он был подобен брызгам шампанского, окатывая свою избранницу волной обаяния и уводя за собой.

Марина Влади оказалась крепким орешком и поначалу сопротивлялась. Многое повидавшая за свои 30 лет, она впервые не знала, что делать, как относится к этому странному человеку, заявившему, что обязательно добьется ее руки.

Она уехала обратно в Париж и ощутила щемящее чувство тоски.
Откуда оно? Ответ пришел с телефонным звонком из России.
Услышав знакомый бархатистый голос, Марина поняла,
что пропала. Она была влюблена.

Через несколько месяцев актрисе удалось вновь приехать в Россию, но Высоцкого она не застает, у него съемки в Сибири, в фильме «Хозяин тайги». Марина в свою очередь приступает к съемкам в киноленте «Сюжет для небольшого рассказа». После окончания съемок влюбленные, наконец, встречаются.

В своей книге «Владимир, или Прерванный полет…»
Марина Влади позже напишет:
«В один из осенних вечеров я прошу оставить нас одних в доме
кого-то из твоих друзей. Хозяин дома исчезает к соседям. Друзья молча обнимают нас и уходят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. Ты дрожишь. Ты шепчешь слова, которые я не могу разобрать. Я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз:
«На всю жизнь моя жена…».

Свою карьеру на пике расцвета Марина попросту забросила.
Срывалась со съемок к мужу, отказывалась от хороших предложений.
Поняв, что в жизненных ценностях Влади желание сниматься в кино
занимало одно из последних мест, режиссеры все реже стали
приглашать талантливую актрису в свои фильмы.

Многие считают, что ее карьера сложилась бы иначе, она стала бы французской актрисой номер один, если бы она не стала женой Высоцкого. Но, Марина - французская актриса с русской судьбой.

Их друзья говорили: она любила Высоцкого как настоящая русская баба, разрывалась между Москвой и Парижем, прощала то, что простить нельзя. Она бегала по магазинам и рынкам, стояла в километровых очередях, готовила, убирала, стирала, как миллионы советских жен.

Пережить смерть Высоцкого для Влади оказалась очень непросто. Она впала в депрессию, замкнулась. Марина просто не могла поверить, что ее Володи больше нет. Но прошли годы, и боль утихла.

Андрей Тарковский, будучи на лечении во Франции, познакомил Марину с онкологом, у которого лечился. Звали его Леон Шварценберг. Он помог Влади выбраться из депрессии. Их дружба постепенно переросла в отношения, а затем и в законный брак. Но в 2003 году не стало и Леона. И тогда Влади начала стремительно спиваться. Пытаясь спастись от реальности, она два года находилась в алкогольном бреду.

Преодолеть эту зависимость актрисе помогла литература. Она стала много писать - все больше о Высоцком. Так появилась ее книга «24 кадра в секунду». Она и сегодня продолжает писать, встречается с поклонниками и изредка выходит на сцену, которая, как и камера, всегда ее любила и никогда не предавала.

Талантливая и сильная женщина, не сломленная под гнетом бед и обстоятельств, с удивительной искренностью рассказывает о своей жизни, о взлетах и падениях в книге «24 кадра в секунду». Даже о своих проблемах с алкоголем Марина Влади пишет так, словно это какая-то неудачная шутка, которую с ней сыграла жизнь.

Именно Марина Влади вернула нас к правде о Владимире Высоцком, олицетворением которой он был сам. Именно Марина Влади сохранила нам облик истинного Высоцкого - не икону и лакированный образок, а живого Высоцкого - человека и гения.

Марина Влади, как истинный друг и жена, осталась верной Высоцкому и в посмертной его судьбе, не позволив окутать образ поэта ложью. Она - не предала, как многие. Она - сказала правду.
Низкий поклон ей за мужество, её любовь и совесть.

В день юбилея Марины Владимировны хочется воскликнуть: Какие еще 80 лет? Ей по-прежнему 20! Хочется также вспомнить фильмы Марины, снова заглянуть в бездонные глаза колдуньи Инги или улыбнуться, пересмотрев фильм Годара «Две или три вещи, которые я знаю о ней».

Она и сегодня продолжает писать, встречается с поклонниками и изредка выходит на сцену, которая, как и камера, всегда ее любила и никогда не предавала. Ведь она такая «своя», эта экзотическая француженка с нежной улыбкой.
С юбилеем, очаровательная Марина!

Посвящается Марине!
Неспетое стихотворение Владимира Высоцкого,
посвящённое Марине Влади.
***
Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ.
Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.
В прошедшем «я любил» - печальнее могил, -
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
«Я вас любил, любовь еще, быть может...»

Приду и вброд, и вплавь к тебе - хоть обезглавь!-
С цепями на ногах и с гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после «я люблю» добавил я «и буду».
Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем - не так, и в прошлом - по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я - языковому.

Ах, разность в языках! Не положенье - крах!
Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах -
И в будущем, и в прошлом настоящем!
Из стихотворения Владимира Высоцкого 1973
| 
Lyarder |
|