Взято с http://blogs.mail.ru/mail/buba-lu/66034ABA53F22FE4.html
Автор Любовь Лежанина
Недавно где-то в интернете промелькнула новость «В Москве начался предновогодний бум» . И я подумала, что моим курсанткам тоже не терпится начать подготовку к Новому году. Ради этого я несколько изменила план наших занятий. Ведь именно та разновидность квилтинга, о которой я хочу сегодня рассказать, как нельзя лучше подходит для создания новогодних поделок.
ШАДОУ-ТРАПУНТО.
В последние годы квилтинг, а в частности его разновидности трапунто и бути ( о бути мы будем говорить на одном из следующих занятий) претерпевают изменения, связанные с появлением новых материалов и инструментов. Около 25 лет назад появилась разновидность трапунто , которую автор, Мэрфи Марджори назвал «Шадоу –трапунто» ( в переводе на русский , теневое трапунто) (ШТ на батисте-ШТБ).
Эффект «тени» в этой технике достигается посредством «фарширования» мотива с помощью цветной, т.е. отличной от цвета основной ткани , пряжи или другого наполнителя. Для лицевой ткани такой работы создатель пользовался тонкими, слегка прозрачными хлопчатобумажными тканями, типа батист, мадаполам. А через эту ткань просвечивал рисунок другого цвета. В остальном, шадоу- трапунто не отличалось от обычного исполнения этих видов декоративной стежки. ( фото 19- работа знаменитой Карен Мак Тэвиш, фото 20- неизвестная работа из интернета)
фото 19
[323x325]
фото 20
[494x371]
В 90-ые годы румынская квилтер Гжета Грама увидела в квилт- шоу на американском телевидении рассказ Линды Тейлор о шадоу- трапунто на батисте . Гжета очень заинтересовалась этой техникой. Но прозрачность батиста её не устроила и она решила использовать вместо него органзу, а обычная наша подложка-синтепон превратилась в работах Гжеты Грама в настоящую «звезду» . Именно благодаря использованию органзы и синтепона, появилась совершенно необычная разновидность трапунто- «Шадоу- трапунто» Гжеты Грама ( ШТ на органзе- ШТО).( работы Грама фото 21,22, 23) .
фото 21
[500x443]
фото 22
[550x413]
фото 23
[550x463]
Я и сама год назад очень увлеклась этой техникой и нахожу в ней всё больше возможностей для осуществления своих замыслов и идей ( фото 24, 25, 26,27)
фото 24
[312x600]
фото 25
[600x581]
фото 26
[402x600]
фото 27
[513x600]
Сегодня мы с вами будем учиться создавать работы в технике ШАДОУ-ТРАПУНТО НА ОРГАНЗЕ (ШТО).
В отличие от обычного квилта-трехслойника, у работ, выполненных в технике ШТО есть ещё два дополнительных слоя.
Верхний слой – прозрачная ткань ( чаще всего органза). Я использовала в своих работах разные виды органзы – и абсолютно прозрачные ( их я предпочитаю остальным), и с легким едва заметным рисунком , и полупрозрачные белесоватые.
Мотивы под органзой изготавливаются из прокладки типа тонкого синтепона , вот так и появляется нежный полупрозрачный орнамент. Синтепон я обязательно перед применением в шадоу-трапунто хорошо проглаживаю – тогда значительно легче с ним работать ( строчить по нему, обрывать бумагу и вырезать). Я в своих изделиях также использовала в качестве теневой прокладки цветные флисы ( фото 28 ).
фото 28
[340x336]
В некоторых работах я сочетала синтепон ( передний план ) и флис ( задний план ) ( фото 29 )
фото 29
[403x600]
Рисунки для этой техники можно выбрать самые разнообразные. Это могут быть разрозненные элементы ( круги разных размеров, завитки, снежинки, цветы и т.д.) разбросанные по всему полю квилта ( фото 30 ).
фото 30
[448x298]
Так же и одиночный центральный рисунок можно исполнить в шадоу-трапунто. Но если вы используете в своей работе крупный центральный рисунок, то я советую украсить его дополнительно декоративной стежкой или сделать его ажурным , то есть вырезать некоторые части прокладки и внутри этого рисунка .На фото 31– мои свадебные подушки, где как раз в узоре для ШТО использованы оба вышеупомянутых приема .
фото 31
[448x336]
Разберем этапы выполнения ШТО ( шадоу-трапунто на органзе).
1.Рисунок наносится карандашом на прозрачную или полупрозрачную бумагу. Я вам советую наносить рисунок остро отточенным твердым карандашом и едва заметными линиями , т.к. в дальнейшем при прокладывании строчки карандаш может испачкать вашу нить.( фото 32)
ФОТО 32
[600x398]
2.Берется верхняя ткань ( органза) по размеру будущего изделия, слой прокладки (проглаженный белый синтепон или цветной флис).Если рисунок ШТО имеет какую-то ограниченную площадь, то я и шаблон и прокладку беру именно по размеру этой площади. Например, для изготовления новогодней шторы 70х 200 см , где всего 6 снежинок разбросаны по всему полю, я сделала 6 квадратных шаблонов по размерам снежинок и подложила под них прокладки чуть большего размера( фото 33)
фото 33
[400x600]
3.С изнаночной стороны, т.е. на прокладку , накладывается бумажный шаблон и тщательно закрепляется одностержневыми булавками. Нанесенный рисунок обстрачивается по контуру обычной, водорастворимой или мононитью ( фото 34). Мононить я не люблю. Проба работы с водорастворимой нитью пока мне удовольствия не доставила. Хотя беру на себя повышенные обязательства, что при создании нового изделия в этой технике ( есть такая задумка) обязательно ещё раз попробую применить водорастворимую нить для обведения контура. Ставить , кстати, водорастворимую нить лучше и сверху и снизу .
фото 34
[600x400]
[600x400]
4.А пока я в шпульку ставлю «парадную» тонкую белую нитку, а вверх заправляю нить потолще ( типа 45лх или 45 лл) и натяжение верхней нити увеличиваю так, чтобы на поверхности при стежке слегка проглядывала шпульная нитка .Обстрачиваю рисунок ШТО прямой строчкой с длиной стежка 1-2 мм. Не забывайте в конце и начале стежки доставать обе нити наверх ( то есть в дальнейшем это будет внутри квилта). И старайтесь выбирать свой путь так , чтобы вы реже прерывались.
5.Затем бумага тщательно удаляется( фото 35). Я использую для этого маникюрный пинцет и помощь родственников.
фото 35
[448x298]
6.Обрезается прокладка вокруг рисунка очень близко к строчке ( фото 36).
фото 36.
[448x336]
Этот процесс иногда занимает очень много времени( иногда большую часть из всего времени изготовления квилта ). Сложность ещё в том, что вы ни в коем случае не должны повредить ткань, на которую нашит рисунок ( батист или органзу)! Очень рекомендую для этих целей «вышивальные» ножницы фирмы Аврора( фото 37).
фото 37
[448x298]
Еще одна моя рекомендация: обрезайте ненужные участки синтепона или флиса всегда с изнаночной стороны, но при этом пальчиком контролируйте, не прихватили ли вы вашу лицевую ткань.
7.Под созданный вами «двухслойник» вы подкладываете обычный «трехслойник»: лицевую непрозрачную ткань, затем слой обычной прокладки и подкладку. В итоге мы имеем 5 слоев – органза, тонкий синтепон или цветной флис; верхняя непрозрачная ткань, прокладка, подкладка.( фото 38 ).
фото 38
[448x298]
Лицевая ткань в «трехслойнике» может быть обычной однотонной или набивной тканью ( как на моей работе «Букет из глубины веков» - фото 24), батиком ( моя работа «Как хрупок инея узор» , фото 26); лоскутно собранная- на фото 39 непрозрачный фон в моей работе «Подснежники к Рождеству»с фото 25.
фото 39
[448x336]
А в мини-панно «Восход красна солнышка»( фото 40) органза наложена лишь на один из лоскутков ткани, использованных в квилте.
фото 40
[600x598]
Помните, что лицевая непрозрачная ткань должна гармонировать с рисунком шадоу-трапунто, оттенять его и подчеркивать.
Тщательно соединяете все пять слоев ШТО скалыванием, сметыванием, но только не с помощью клея !!!
8.Рисунок вновь обшивается по контуру уже по лицу квилта. Есть несколько вариантов вторичного обшивания контура в ШТО :
•Если вы первый раз обстрачивали рисунок обычной нитью , то второй раз вы берете на верх ту нить, что стояла у вас в шпульке и стараетесь строчить « стежок к стежку» по предыдущей линии.
•Вы можете обойти рисунок шадоу-трапунто строчкой, отстоящей от первого контура на 1-2 мм ( эхо-контур) ( фото 41)
фото 41
[448x298]
•Вы можете обстрочить рисунок мелким СХ-зигзагом ( в работах на фото 27,40)
•Если вы работали на первом этапе водорастворимой нитью, тогда второй раз вы строчите по прежней строчке обычной нитью, а после обведения всего контура удаляете водой водорастворимую нить .
9.Поле за рисунком простегивается покрывной стежкой.( фото 42)
фото 42
[448x298]