Единица культуры
Очевидно, что единицей культуры и носителем её является человек. Есть смысл говорить только о высококультурном человеке. Сначала договоримся, что его культура – выше культуры его общества, так как она – среднее от массы. Причём эта средняя режет высокую не пополам, а ниже, ниже. Упомянутый человек – настолько редкий экземпляр, что его нет в правительствах! А ведь там его место, там!
Где он среди нас? Кто он? Мы не можем его увидеть, так как не можем применить критерий, о котором я говорю ниже – не с кем сравнивать! Поэтому мы не можем говорить о высоте культуры общества. А средняя – увы! Она ниже, ниже средины культуры высокой и одинокой.
Человеческую культуру составляют множества искусств. Кто такой – служитель искусства? Это человек, который умение пропускает через свой талант. Значит, максимальная высота какого-либо искусства – это умение гения! Но нет людей, умеющих быть гениями во всех искусствах! Только в одном! Гениальный сыщик Холмс играл на скрипке, но скрипачом был посредственным. Гениальный химик Менделеев открыл таблицу элементов и изобрёл водку, но как пьяница он неизвестен. И так – во всём.
Нередко можно слышать о ком то: «О! Это очень культурный человек! Он такой эрудированный!» Но эрудиция не есть признак культурности. Она даже не часть её, так как не проходит по реестру искусств. Эрудированность говорит только о хорошей памяти субъекта. А субъект может быть препротивнейшим и не умным типом!
Другое дело, если эрудит искусно применяет накопленную информацию в каких-то своих делах, занятиях, хобби, наконец – это можно отнести к его культурности. Всё зависит от степени его талантливости.
И, безусловно, главным критерием культурности является качество отношений между людьми. Начиная с отношений между двумя партнёрами и заканчивая отношениями между группами и обществами.
Смешно, но максимальный балл по этому критерию общество получает тогда, когда все его члены закончили на отлично курс «Хорошего тона».
То есть едят своих оппонентов или приносят себя в жертву -- только при острой необходимости для общества.
Не думаю, что когда-нибудь найдут ген культурности. Но не сомневаюсь, что она – продукт воспитания и обучения, направленного на создание полноценного члена общества. В то же время не вижу общественной программы такого направления у нас, в России. Обучаемся – «чему-нибудь и как-нибудь», как будто не существует приоритета общества. Но ведь без закладки его вместе с манной кашей любому обществу светит, мягко говоря -- больное будущее. Оно теряет смысл существования, превращается в стадо «баранов-индивидуалов». Ещё не слышали о таких? Попробуйте представить.
Напоминание: в западных ВУЗах и специальных учебных заведениях студенты с первого курса пропитываются духом корпоративности, а вместе с ним и патриотизмом. Поколения наших элит не имеют этих заквасок.
Сейчас много говорим (как и всегда) о необходимости воспитания патриотизма, представляя его, как членство в руководящей партии (есть привычка). Простенько так. Но, господа! А есть ли у нас фундамент под патриотизм? Который называется «совесть»? То то.
И очень легко представить наших руководителей. Все знают, что вожаком бараньего стада назначают козла. Всем советую пополнить свои запасы эрудиции, почитав о козлином менталитете. И вы сразу увидите портреты множества знакомых вам вождей! И сразу вспомните список сгинувших под их руководством обществ-государств, состоящих, извините, из «баранов-индивидуалов».
Становиться понятно, что культурных людей не назначают козлами, а козлы не бывают высококультурными. Печаль этой картины имеет много причин, требующих крутых постановлений. Для нас же должно быть ясно, что культурность (одного) и культура (всех) – не вещь в себе. Они – есть суть и смысл, электронное облако общества как атома. Мы же все знаем, что атом – самая прочная частица материи и расколоть её можно только вместе с Землёй.
Теперь можно представить, как должен выглядеть и что нести в себе высококультурный человек? И почему их нет у нас? На последний вопрос вы должны ответить сами.