Путешествуя по краю, в каждом старином селе или деревушке проезжаешь мимо храмов, церквей, часовень.
И в начале это удивляло, а потом поняла - ведь в царской России храм - практически первое, что строили в любом населенном пункте. В советское время очень много было порушено, разорено.
И как бы не относиться к религии - прежде всего это разрушенная история. Разрушенные уникальные архитектурные постройки. И радует, что сейчас - находятся люди, которые пытаются возродить, восстановить утраченное.
Рассказывая о Барабаново, невозможно пропустить и рассказ еще об одном селе, которое как раз находится между Красноярском и Барабаново.

(фото Интернета)
Перебрав свой фотоархив - обнаружила, что из Частоостровского у меня всего 2 фотографии.
Так что в данном посте пришлось обратиться за помощью в Интернет.
Село было основано как острог казаками в 1644 году. Сначала получило название Частоострогское — за частые в этих местах остроги.
//Остро́г — постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров. Этимология названия связана с глаголом «строгать». //
В дальнейшем, из-за наводнений в речной долине Енисея, здесь образовалось множество островов, а название села из Частоострогского трансформировалось в Частоостровское.
К началу ХХ века Частоостровское уже было большим процветающим волостным селом с почтой, телеграфом, участковой лечебницей и двумя начальными школами: церковно-приходской и государственной.
Первое, на что обращаешь внимание подъезжая к Частоостровскому - белокаменная церковь с темно-зелеными куполами. Она как огромный корабль парит над селом. Ее видно из любого конца деревни. И как бы ты далеко не находился, она кажется совсем рядом, в двух шагах.
Из книги "Краткое описание приходов Енисейской епархии", Красноярск, 1916 год:
"Частоостровский Троицкий приход открыт в 1730 году. Частоостровское стоит на левом берегу Енисея в здоровой гористой местности. От епархиального города и железнодорожной станции Красноярск Частоостровское находится в 35 верстах. Церковь в приходе одна, каменная, построенная в 1824 году. Престолов два - в честь Святой Животворной Троицы и в честь праздника Рождества Христова. При церкви имеется библиотека, состоящая из 327 томов книг разнообразного содержания. В библиотеке хранятся архиерейские грамоты 1735 и 1780 годов и Библия с гравюрами 1830 года. Население прихода состоит из коренных сибиряков и ссыльнопоселенцев, первыми насельниками прихода были казаки, которые были присланы в Сибирь для несения службы. Всего в приходе 3900 душ обоего пола, в том числе католиков 53 души и евреев 9 душ. Жители прихода занимаются земледелием, скотоводством и добыванием каменного угля".
Первая деревянная церковь в селе была построена в 1730 году. В 1812-1824 на ее месте была построена каменная церковь.
Необычная, уникальная - это единственная церковь во всей Восточной Сибири, имеющая не круглую форму, как требуют законы архитектуры классицизма ( а все сооружение исполнено именно в классическом стиле), а овальную!
(фото с интернета)

(фото автора)

(фото с Интернета)
"Церковь достаточно благополучно пережила революцию, хотя из Красноярска приезжал отряд чекистов,
которые пытались её взорвать, но у них ничего не вышло – слишком крепким оказался фундамент.
Но после таких подрывных работ по стенам церкви всё же пошли крупные трещины.
С 30-х годов XX века многострадальный Троицкий храм разрушали и разрушали.
Сначала сбросили многопудовый колокол, чей насыщенный густой бас был слышен за тридцать вёрст в Красноярске. Растащили церковные принадлежности и книги. Потом разобрали кирпичную фигурную ограду – тоже растащили.
Пытались выломать и растащить фундамент ограды – не смогли, как не смогли разобрать и стены церкви, хотя и повредили основательно. Почти полностью разрушили церковь в 1965 году, когда понадобился строительный материал для нужд села." (интернет)

(фото с интернета)



Когда подъезжали к церкви очень надеялись посетить еще и небольшой музей при храме.
Кроме церковных дел настоятель храма - отец Андрей - занимается историей, изучением казачьих традиций и археологией.
Не повезло....
«Артефакты находили во время реставрации, оставляли нам. Но и сейчас многие находят что-то старинное: в огороде, например, или еще где — и тоже несут в храм. Пока все это скрыто от людских глаз, но в ближайшее время хотим открыть что-то вроде маленького музея при храме. У нас экспонатов достаточно. Не только „рукотворные“, но и так сказать природные — например, в подвале два мешка костей мамонта лежит», — говорит отец Андрей. (Интернет)
И уж очень нас удивил броневичок на территории храма и памятник героям Первой мировой войны.
"11 октября 2014 года на территории храма был открыт единственный за Уралом памятник героям Первой мировой войны. Идея создания мемориала возникла у местного жителя, потомка участника Первой мировой войны Виктора Горланова. Отец Андрей Кручинкин написал письмо в Епархию. Владыка Пантелеймон инициативу одобрил. Члены инициативной группы – обратились в администрацию сельского Совета. Идея была поддержана. Камень (песчаник) для монумента нашли свой, частоостровский, - на территории бывшего кирпичного завода.
Стройке помогли многие: кто деньгами, кто бескорыстным трудом. Автором эскиза стал архитектор Дмитрий Шавлыгин. Крест был отлит на кафедре металлургии СФУ.
Во время открытия памятника у его подножия возложили капсулу с посланием к потомкам. В послании описано село Частоостровское 2014 года и призыв хранить православную веру.
Чин освящения монумента совершил отец Андрей, который возглавляет в селе историко-археологическое общество. В дальнейшем планируется разместить здесь памятные доски с именами частоостровцев – участников Первой мировой войны. "(Интернет)

(фото автора)

(фото Интернет)
И не перестаешь удивляться - сколько же удивительного, неизвестного рядом!