Картины Клода Моне как ничьи другие оставляют ощущение неповторимой легкости
, воздушности
,бесплотности. Складывается впечатление
, что и писались они так же легко и просто
, буквально несколькими взмахами кисти. Но стоит только вчитаться в письма художника
, как эта иллюзия жестоко разрушается
, и начинает казаться
, что Моне каждую секунду находился в невероятном напряжении и крайней степени усталости. Он как будто не умел вовремя остановиться и называл свои полотна в лучшем случае
«удовлетворительными». Однако
, несмотря ни на что
, этот изматывающий труд был едва ли не единственным
, что приносило Моне радость.
Люди обсуждают мое творчество и притворяются, будто понимают, как будто необходимо понимать его, а не просто любить.
Мне понадобилось время, чтобы понять мои водяные лилии. Я посадил их для удовольствия и выращивал, даже не думая о том, чтобы их нарисовать.
Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать.
Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым — свет и воздух, которые всегда различаются. Для меня лишь окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.
Однажды я рисовал модель с натуры, и Глейр начал критиковать мою работу: «Не так уж и плохо, — сказал он. — Но грудь слишком тяжелая, плечи — мощные, а ступни — большие». «Я могу рисовать лишь то, что вижу», — робко ответил я.
Я полностью поглощен работой. Пейзажи с водой и отражениями стали моей одержимостью. Они непосильны для старика, однако я полон решимости изобразить то, что чувствую. Некоторые я уничтожаю, другие начинаю заново… И надеюсь, что из всех этих усилий хоть что-то выйдет.
Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь — продолговатая розовая фигура,там — желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.
Впереди у меня осталось не так много лет, и я должен посвятить все свое время рисованию, в надежде получить в конце концов что-то стоящее, нечто, что, возможно, удовлетворит меня.
Я не становился импрессионистом. Насколько я помню, я всегда им был.
Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты, а это невозможно.
Мой сад — самый прекрасный мой шедевр.
Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть. Не отдельные объекты
, будто бы помещенные в пробирки
,но объекты
, окутанные солнечным светом и атмосферой
, с голубым куполом небес
, отражающимся в тенях.
Когда становится темно, мне кажется, будто я умираю, будто я больше не могу думать.
Трагично, что мы живем в мире, где физическое мужество так распространено
, а мужество моральное столь редко.
Цвет — моя каждодневная одержимость и мое мучение. До такой степени
, что однажды
, оказавшись у смертного одра женщины
, которая была и остается очень дорогой для меня
, я поймал себя на том
, что присматриваюсь к ее вискам и автоматически
анализирую сочетание красок, которые смерть наложила на ее неподвижное лицо.
Я уверен, для того, чтобы по-настоящему хорошо нарисовать море, нужно смотреть на него каждый час каждого дня из одного и того же места
, чтобы понять
, как оно движется в этой конкретной точке. Вот почему я работаю над одними и теми же мотивами снова и снова
, иногда по четыре или шесть раз.
Все, что я делал, я делал для того, чтобы увидеть то
, что вселенная хочет мне показать
, и позволить своей кисти засвидетельствовать это.
Однажды Мане захотел написать мою жену и детей. Там же был и
Ренуар. Он взял холст и тоже начал их рисовать. Спустя какое-то время
Мане отвел меня в сторону и прошептал: «Вы в хороших отношениях с Ренуаром и заботитесь о его будущем. Посоветуйте ему отказаться от живописи! Вы же сами видите
, что это ремесло не для него».
-
Эдуар Мане. Семья Моне в своем саду в Аржантее, 1874
-
Огюст Ренуар. Мадам Моне с сыном в саду, 1874
Я хорош лишь в двух вещах — в садоводстве и рисовании.
Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, — это свет».
Я никогда не заканчиваю свои картины; чем дальше я захожу
, тем больше стремлюсь к невозможному и тем более беспомощным себя чувствую. Должен сказать
, что любой
, кто заявляет
, что завершил полотно
, ужасающе самонадеян.
Каждый день я обнаруживаю все больше и больше прекрасных вещей. Этого достаточно
, чтобы свести с ума. Я испытываю такое сильное желание делать всё сразу
, что моя голова просто разрывается.
Буден однажды сказал мне: «Учись хорошо рисовать и цени море
, свет и синее небо». Я принял этот совет.
С появлением импрессионизма официальные салоны, которые раньше были коричневыми
, стали
синими, красными и зелеными.
Как художник я сделал всё, что мог, и для меня этого достаточно. Я не хочу
, чтобы меня сравнивали с великими мастерами прошлого
, мои работы открыты для критики.
Однажды я работал под утесом… Вскоре работа так поглотила меня
, что я не заметил огромную волну
, приближающуюся ко мне. Она прибила меня к утесу
, а затем подбросила вверх. Я подумал было
, что мне конец. Палитра
, которую я сжимал в руке
, шлепнула меня по лицу
, и вся моя борода была покрыта синей и желтой красками… Но хуже всего было то