|
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР В ВАРШАВЕ
Чтобы закончить свой рассказ о разрушенном памятнике в Варшаве, надо уделить немного внимания и судьбе собора, воздвигнутого на Саксонской площади (plac Saski).
[показать]
Именно из-за строительства храма этот памятник семи генералам, был перенесли в 1894 году.

Об истории этого большого и красивого собора написано не в пример больше, чем о памятнике семи генералом. Я же, как поклонник старых фотографий, хочу дополнить все рассказы профессиональных историков иллюстрациями.
Итак, собор был заложен в 1894 году стараниями героя сражений на Балканах, тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Владимировича Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве тогда могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих этого города
Ещё в 1893 году был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром III 13 января 1894 г.
[649x700]
Проект
Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице.
Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.
[961x625]
Оцените масштабы храма
Отдельно надо отметить сложность и красоту внутренней отделки нового собора. К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде.
Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Один факт, что основные работы по строительству храма и колокольни завершили за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет….
[x400]
Открытие, 1912 год
20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во им благоверного великого князя Александра Невского.
[показать]
Никто тогда и предположить не мог, каким не дологим будет век этого величественного собора. Всего через два года после его открытия начался «Последний спор Императоров»...
[показать]
Первая мировая война заставила эвакуироваться практически все русское население Варшавы. Было принято решение вывезти из Александра-Невского собора иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. И надо сказать, решение об эвакуации иконостаса из храма оказалось очень правильным.
[показать]
Немецкий парад у собора
Когда в Варшаву, в начале 1915 года, вошли полки Кайзера – первым делом храм был переделан под гарнизонный костёл и немецкую кирху.
[613x1000]
Немецкие изменения
С куполов собора были содраны медные листы, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.
Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе уже 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта.
[700x491]
Обратите внимание на снятые кресты
После обретения Польшей в 1918 году независимости, власти стали решать, что же делать с собором…
Просто снести, как памятник семи генералам, было сложно – собор был очень массивный. Оставить тоже было нельзя, собор был очень большой и заметный.
Я с прискорбием должен признать, что и Вильна, в некотором роде, тоже сыграла негативную роль в судьбе этого храма. Именно искусствоведческий факультет виленского университета подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности…
К тому же храм признали занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Ещё одним аргументом была архитектурная «чужеродность» этого здания в городе, несоответствие эстетики здания польской архитектуре в целом «razi on nas swojemi formami, drażni nasze poczucie narodowe»
[показать]
Официальных “причин” оказалось слишком много - тогда возможно было серьёзно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.
Надо признать, что часть польского общества была категорически против разрушения даже «вражеских» храмов.
[показать]
Выдвигались различные варианты переоборудования и «перепрофилирования» собора. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами” (тут можно вспомнить виленских «шарманщиков-катериненцев» - рискнувших вопреки угрозам ярых националистов присутствовать при открытии памятника Екатерине II), тем самым как бы подчёркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в изменённом виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, и даже перестроить на католических гарнизонный костёл...
[700x701]
Проект переделки в католический храм
В 1924 году окончательно было решено храм снести. Ещё раньше, в 1922 году была разрушена, видная издалека, семидесятиметровая колокольня. В 1924-1926 годах в Варшаве грохотали взрывы. Для сноса собора были использованы специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя технику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!)...
[450x290]
Снос собора потребовал гигантских средств. Не так просто оказалось, разрушить такое монументальное и огромное здание, которое русские «захватчики» строили из самых дорогих, самых лучших материалов. В 1920 году журнал «Tygodnik Ilustrowany» писал, что разрушение собора по предварительным проектам стоило бы 30 миллионов марок. Власти Варшавы таких средств не имели…
Нашли оригинальное решение - выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”.
[500x364]
Масштаб задачи, по тем временам, был огромный. Для декорации внутреннего убранства, и для конструкционных элементов собора, использовали только самые дорогие материалы. Самоцветы, мрамор, разноцветный финский гранит. К тому же внешние стены храма покрывала дорогая керамическая плитка. Снос был трудной задачей.
[798x520]
[782x501]
Много лет потом «материалом, полученным в результате сноса» пользовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки (przy Trasie W-Z) были сделаны из ценного гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавэле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома (Kamienice przy Nowym Świecie) везде пригодились остатки собора. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра-Невского…
[показать]
Саксонская площадь после разрушения собора - отлично видно насколько гигантским был храм. (Прохожие стоят на месте храма)
Сейчас о величественном храме напоминают только старые редкие фотографии
[950x689]
и несколько сохранившихся фрагментов мозаик…
[427x353]
Злой шуткой истории можно посчитать тот факт, что немцы в 1942 году переименовали Саксонскую площадь, где стоял Александро-невский собор, в "Adolf Hitler Platz"
[показать]
[показать]
Вот такая гарусная история…
Надеюсь, она не вызовет у вас огульного неприятия «этих проклятых поляков», а просто заставит задуматься о превратностях истории...
П.С Интересно, те кто, разрушив старые памятники, сегодня ставят на главных площадях бывших имперских городов памятники своим «свободам», задумываются ли о том, что может прийти тот день, когда кто-то будет решать – вписываются ли ИХ памятники в архитектурный стиль городов?
Историческая справка: Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И. В. Ромейко-Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у императора Александра Ш. По словам И. В. Ромейко-Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведени храма денежных средств. Значительную часть их составили добровольные пожертвования со всей России. Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л. Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г.
2 июня 1894 г. архиепископ Флавиан освятил место под строительство, а 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именины государя, в присутствии И. В. Гурко совершил закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей». Третий камень положил св. Иоанн Кронштадтский, который стал крупнейшим жертвователем на постройку (13500 руб.).
В соборе проходили важнейшие события в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г., всенародное моление о здравии наследника цесаревича, на которое собрались все учащиеся всех учебных заведений Варшавы; празднование 300-летия Дома Романовых.
|