[показать]Тома́зо Джова́нни Альбино́ни ( 8 июня 1671, Венеция — 17 января 1751, Венеция) — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка. Сын Антонио Альбинони, богатого купца и венецианского патриция. Изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало. В то же время, он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих городах Италии. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 года писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже сочинял соло сонаты и концерты для гобоя. В отличие от большинства композиторов того времени, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1742 году собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Св. Варнавы, где он родился, утверждает, что Томазо Альбинони умер в 1751 году, в возрасте 79 лет. Альбинони написал около 50 опер, однако большая их часть не дошла до нас, а потому сегодня композитор известен благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя.
1.Concerto for oboe in D minor Op. IX-2
2.Concerto for two oboes in F major Op. IX-3
3.Concerto for oboe in C major Op. IX-5
4.Concerto for two oboes in G major Op. IX-6
5.Concerto for violin in F major Op. IX-10
6.Concerto for oboe in B flat major Op. IX-11
7.Adagio for organ and strings in G minor
В этом сборнике последним исполняется знаменитое Адажио соль-минор Альбинони, которое было опубликовано в 1958 г. первым биографом Альбинони Ремо Джадзотто, утверждавшим, что он реконструировал его на основе крохотного фрагмента, найденного им в 1945 г. Адажио соль-минор достигло той степени знаменитости, когда произведение регулярно транскрибируется для других инструментов и используется в массовой культуре, например, как фоновая музыка в фильмах, в телепрограммах и др.