[показать]
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной
Если папа у мальчика — художник и весь день проводит с кистями и красками у холста, этому мальчику деваться некуда — он тоже примется рисовать. Именно так и произошло с маленьким Вольдемаром Гау (в России его стали звать Владимиром).
Володин отец Иоганн слыл в России настоящим мастером живописи. Его предки приехали к нам из соседней страны Германии.
С раннего детства снились мальчику не обычные сны, а как будто нарисованные на бумаге. В этих снах были старики-колдуны и обыкновенные дворовые мальчишки, загадочные восточные мудрецы и добродушные бабушки-крестьянки. Но чаще всего ему снилась девочка-принцесса. Словно в облаках и золотых лучах света она сидела на троне, улыбаясь Володе.
[показать]
Портрет Гаральда Гау, сына художника в детстве. 1852
Ярославский художественный музей
«Вот бы повстречаться когда-нибудь с этой принцессой, — мечтал юный художник, — вот бы нарисовать ее папиными красками! Тогда не надо будет ждать, чтобы она вновь приснилась. И все увидят ее волшебную красоту!»
Поначалу Вольдемара учил живописи отец. А когда Володя немного подрос, отец отдал его в ученики придворному художнику Карлу фон Кюгельхену. Придворный художник писал портреты царей и цариц, их братьев и сестер, детей и внуков.
Старый Карл очень полюбил юного ученика за то, что он не просто старательно выполнял задания учителя, но и вкладывал в каждый рисунок частичку своей души.
[показать]
Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау, дочерей художника. 1850
Ярославский художественный музей
Володя учился очень прилежно, внимательно слушал своего нового учителя, следил за каждым движением его кисти. И сам все время рисовал: то соседских ребятишек, то
бравых гусар на лошадях, а то и просто прохожих. В те далекие времена не было фотоаппаратов, и только портреты могли сохранить для людей память о близком человеке или славном герое страны. Поэтому все очень уважительно относились к художникам, которые умели писать портреты. Да, именно писать, а не рисовать: ведь не зря художников называют еще и живописцами. Они, хоть и не буквами и словами, как, например, поэты, а красками и карандашами тоже создают живые образы людей, рассказывают со своих картин о жизни. Иногда на одной картине можно «прочесть» целую историю, полную невероятных приключений. А обычный с виду портрет, если внимательно приглядеться, может поведать о человеке больше, чем рассказ!
[показать]
Портрет митрополита Филарета 1854
Карл фон Кюгельхен прекрасно понимал, что для настоящего художника очень важно не только овладеть мастерством и создавать произведения искусства. Кому нужны картины, если их никто, кроме родителей, учителя или друзей не видит?! И мудрый учитель начал приводить к мальчику заказчиков. Заказчики, конечно, поначалу ухмылялись при виде щуплого мальчишки, перемазанного красками. Но когда Володя вручал им законченные портреты, они приходили в восторг!
Однажды, когда Володе было уже шестнадцать лет, ему опять приснился его детский, почти забытый, сон про принцессу. Но на этот раз красавица не стала хранить безмолвие: она как всегда улыбнулась и даже, кажется, хихикнула. Но затем посерьезнела и торжественно произнесла:
— Что же ты, Володя, не напишешь мой портрет? Разве я хуже тех, кого ты видишь наяву?
[показать]
Портрет герцога Адольфа Нассауского в интерьере у окна
— Что вы! — воскликнул юноша. — Вы самая прекрасная принцесса! Вот только я не умею рисовать во сне, ведь я сплю! Во сне у меня нет моих красок и кисточек, я укрыт большим пуховым одеялом, а глаза мои крепко закрыты! Мой наставник Карл фон Кюгельхен учил меня писать портреты только тех, кто сидит напротив меня, перед моим мольбертом. Как же я могу изобразить вас?..
— Очень даже просто, — ответила красавица, — если о чем-то долго мечтаешь, твоя мечта обязательно сбудется!
Принцесса снова хихикнула, совсем как маленькая крестьянская девчушка, которая по утрам приносила в дом молоко, и растаяла в своих пушистых облаках вместе с троном...
[показать]
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью
А Володя Гау, ученик придворного художника, проснулся и грустно вздохнул. Конечно, ему хотелось написать портрет принцессы — настоящей, живой, да где ж ее взять? «Это во сне все сбывается, — подумал юный портретист, — а наяву...»
Но случилось чудо — на следующий день его пригласили к Царскому двору императора Николая I. То есть все произошло как во сне! Слух о том, что у известного мастера Иоганна Гау подрастает талантливый сын, быстро распространился среди знатных вельмож. И, конечно, царская дочь захотела, чтобы юный художник написал ее портрет. Она ведь, в общем-то, была обычной девочкой, хоть и называлась великой княжной, и все новое и незнакомое вызывало в ней любопытство.
[показать]
Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель
Едва Володя вошел в царский дворец, он будто очутился в своем сне. Такой же золотой блеск повсюду, посреди зала возвышается величественный трон, а на нем сидит в таинственной дымке прекрасная девушка — великая княжна Александра.
Портреты императорской семьи принято было писать масляными красками. На специальную раму натягивался холст — особенная прочная материя, а затем на этом
холсте «писали маслом» — большими и маленькими мазками, смешивая их или накладывая один на другой. Такие картины лучше смотреть издалека: вблизи видны все неровности и шероховатости краски. Но ведь Володина принцесса была из туманного сна, окруженная неясным волшебным сиянием! Здесь лучше всего подходили акварельные краски: легкие, нежные, прозрачные. Ими пишут на плотном бумажном листе тонкой мягкой кистью, а если писать по влажной бумаге, акварель расплывается, туманится, краски ложатся на бумагу, будто цветные дымки. И тут уж нельзя нанести неверный штрих: акварель не соскоблишь, как масло с холста!
[показать]
Портрет великой княжны Александры Николаевны
Акварелью писал старший брат Владимира, Эдуард. Его кисть запечатлела величественные дворцы Петербурга.
[показать]
Эдуард Гау. Интерьеры Зимнего дворца. Александровский зал
[показать]
Эдуард Гау. Интерьеры Зимнего дворца. Зал Петра Великого (Малый тронный)
Княжна Александра следила за тем, как рождается ее портрет, улыбалась, а когда увидела законченную картину — восторженно вскрикнула. С портрета глядела на
нее не просто красивая девочка, а настоящая сказочная фея.
— А меня научите рисовать? Например, мою собачку или поваренка нашего? Еще я очень люблю, когда птицы по утрам поют. Вот бы вы научили меня так изображать
птичек!
— Научу, ваше высочество, — пообещал Володя. — Только мало уметь правильно держать кисти и выбирать краски. Нужно поверить в чудо...
Тут он смутился и снова обратился к листу бумаги. Нельзя же рассказывать великой княжне, что ее портрет он давным-давно увидел во сне!
[показать]
Великие князья Александр Алексеевич и Алексей Алексеевич
— Какое еше чудо?! — из-за большой сиреневой шторы выглянул немного растрепанный, но самодовольный мальчишка. Он подбежал к Александре Николаевне и нахально дернул ее за светлый локон. Великая княжна снова вскрикнула, но вовсе не от восторга...
— А ну перестаньте безобразничать! — возмутился Володя. — Как вы смеете дергать великую княжну за волосы?
— А вот и смею! — сказал малыш. Я — царевич, будущий царь Александр II, между прочим. — Тоже мне чудо — нарисовать мою старшую сестрицу! Или ее собачку. Или, тем более, пташек на ветках?! Изобрази-ка лучше мой портрет!
— Конечно, я обязательно напишу ваш портрет. А хотите, я и вас научу рисованию?
Портретом великой княжны потом восхищались много лет. Разные художники пытались выведать у Вольдемара-Владимира тайну сказочного очарования. А никакой тайны-то и не было, ведь дочь царя-императора как две капли воды походила на принцессу из его снов! Да она и была принцессой, только в России принцесс называли великими княжнами.
[показать]
Портрет Великой княжны Елены Павловны
А о Володе Гау с той поры стали говорить как о хорошем художнике. Известный в те времена мореплаватель Литке, на корабле которого любили путешествовать великие княжны, заказал Володе свой портрет. Собственное изображение так пришлось по душе капитану, что он рекомендовал Гау-младшего в придворные художники.
Вольдемар написал портреты всех царских детей, и они так понравились императрице Александре Федоровне, что она взяла художника под свое покровительство. Скоро Владимир Гау получил рекомендательное письмо к профессору Императорской Академии художеств Александру Зауервейду и стал учиться там.
[показать]
Великая княжна Александра Александровна.
Одно дело — писать портреты в мастерской своего отца или в доме учителя. И совсем другое — в Академии. Когда, кроме тебя, еще десяток таких же талантливых
студентов должны показать свое мастерство, научиться в совершенстве технике живописи... Техникой у художников называют умение правильно накладывать мазки масляной краской, наносить акварель на бумагу... Ведь даже если мы очень хотим изобразить прекрасную принцессу, но не знаем, в какой руке держать кисточку, у нас получится какая-нибудь смешная рожица, а вовсе не портрет.
Ранние работы Владимира Гау— «Портрет неизвестного военного» (1834), «Портрет мальчика в синем сюртуке» (1836) были не очень-то удачными. Академики-профессоры
говорили отцу мальчика, что портреты написаны сухо и не всегда умело. Это вовсе не означало, что у Володи пропал талант. Просто в детстве ему снились не военные или мальчики в синих сюртуках, а — Принцесса!
[показать]
Графиня Э. К. Мусина-Пушкина (1810-1846)
В 1836 году, получив большую серебряную медаль и звание неклассного художника, Гау покинул Академию художеств. Через два года он отправился за границу для совершенствования мастерства. Тогда считалось, что за границей можно научиться тому, чему нельзя научиться в России. Вольдемар Иванович (наш Володя уже вырос!) поездил по Италии, Германии... В этих странах было у кого поучиться. Итальянские
и немецкие художники, безусловно, прославили искусство своих стран.
Это долгое путешествие помогло Володе понять, как важно в совершенстве знать технику. Главное — написать портрет, в котором бы узнавался почерк художника, его особенное, ни на кого не похожее, восприятие человека.
[показать]
Портрет царевича Александра Николаевича
Вольдемар Гау, поучившись еще и в странах Прибалтики, вернулся в Россию. Тут он стал Придворным Живописцем, а будущему императору Александру и его сестрам — великим княжнам Александре и Марии — давал уроки рисования. За это ему присвоили почетное звание Академика акварельной живописи!
Получить портрет, выполненный рукою Владимира Гау, мечтали все петербургские красавицы. Он оставил целую галерею женских портретов: были там графини и певицы, баронессы и актрисы... Но, если внимательно приглядеться, в каждом портрете можно увидеть таинственную Принцессу из детского сна. Даже когда лицо серьезное... Так и кажется, что через мгновенье оно изменится. И послышится задорное хихиканье. А в тающих облаках прозвучат самые важные слова: «Если о чем-то долго мечтаешь, твоя мечта обязательно сбудется!»
[показать]
Портрет великой княжны Марии Николаевны
[показать]
Великая княгиня Мария Николаевна 1844 год
[показать]
Великая княжна Александра Николаевна
[показать]
Актриса Анна Матвеевна Степанова
[показать]
Портрет графини Софьи Андреевны Шуваловой
[показать]
Великая княжна Елизавета Михайловна
[показать]
Императрица Александра Федоровна в гостиной
Коттеджа в Александрии. В. Гау. 1834
[показать]
Portrait of Princess Shakhovskoy 1849
[показать]
Portrait of Princess Therese d'Oldenburg
[показать]
Великая княжна Елизавета Михайловна
[показать]
Дама в багряном, 1843 г
[показать]
Женский портрет 1850-е
[показать]
Портрет великой княжны Марии Николаевны
[показать]
Портрет великой княжны Ольги Николаевны
[показать]
Портрет графини Анны Владимировны Бобринской
[показать]
Портрет дамы в голубом платье, 1847
[показать]
Портрет дамы с розой в волосах
[показать]
Портрет девушки
[показать]
Портрет молодой женщины -1849
[показать]
Портрет принцессы Уваровой
[показать]
Автопортрет 1855