• Авторизация


Невероятный мейсенский фарфор 16-06-2020 00:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Марина_Ушакова Оригинальное сообщение

Невероятный мейсенский фарфор

001 (700x465, 362Kb)

Сегодня на официальном сайте Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть новые имена дизайнеров и современные модели, которые сложно назвать классикой в чистом виде. Старейшее предприятие Европы идёт в ногу со временем, оставаясь образцом высокого стиля и непревзойдённого качества исполнения. При этом оно всегда на шаг впереди, определяя моду в такой сложной и утончённой сфере, как индустрия фарфора.




Историческая справка В 1708 году молодой немецкий алхимик – Иоганн Фридрих Бёттгер под руководством видного учёного-физика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса, смог вывести формулу твёрдого фарфора, схожего по свойствам с китайским прототипом. Материал стали называть «белым золотом», поскольку до него Бёттгер, подобно другим собратьям по профессии, долго и тщетно пытался получить из ртути золото настоящее. Через два года после этого открытия, при содействии саксонского курфюрста Августа Сильного в небольшом городке Мейсен под Дрезденом открылось первое европейское производство тонкостенной керамики.

Сервиз 18 века из мейсенского фарфора

Фабрика называлась «Королевская польская и саксонская фарфоровая мануфактура». Свой официальный день рождения она отпраздновала 23 января 1710 года, когда Август Сильный издал соответствующий официальный указ. Страстный поклонник и коллекционер фарфора, курфюст мечтал остаться единственным в Европе производителем «белого золота», поскольку это сулило баснословные доходы, а казна саксонского правителя была пуста. С момента основания и до 1863 года, мануфактура располагалась в резиденции курфюста – крепости Альбрехтсбург. На ней в строжайшей секретности работало всего несколько человек. Совершенствование рецепта фарфоровой массы продолжалось ещё несколько лет. Параллельно Бёттгер работал над созданием глазурей и пигментов для росписи. В первых образцах сырьевой массы отсутствовал полевой шпат, обладавший свойствами природного пластификатора. Поэтому изделия обжигались относительно быстро, без плавного повышения температуры, что приводило к большому проценту брака.

2b20665a7be345fc368938632ab8d273 (444x700, 261Kb)

Мейсенские художники начали с копирования китайских образцов, однако уже к 1740 году у предприятия появился свой стиль, на века определивший «лицо» европейского фарфора в целом. Лишь с открытием Севрской мануфактуры во Франции, наметилось ещё одно направление, отличавшееся более активным использованием цвета и пышным, порой даже чрезмерным рокайльным декором. Самым популярным мотивом, оставшимся от «китайского периода» Мейсена, считается «луковый» узор – подглазурная роспись кобальтом по белому полю.

Мейсенский фарфор

Расцвет Путём многочисленных проб и ошибок была выведена формула фарфоровой массы с полевым шпатом и созданы уникальные надглазурные эмали, рецепт которых до сих держится в секрете. Несмотря на жёсткие меры предосторожности, Мейсен недолго сохранял монополию на керамическом рынке. В 1717 году арканист Самуэль Штёльцель сбежал из-под охраны и направился в Вену, где при его содействии была основана королевская мануфактура Аугартен – главный конкурент саксонского фарфорового пионера. Затем и в Германии стали одна за другой открываться фабрики тонкостенной керамики, однако они лишь копировали нововведения Мейсена. Это позволило ему оставаться лидером индустрии и диктовать не только художественную, но и ценовую политику.

b9166b8c9544ed35843af64701abb556 (700x460, 377Kb)7a8b6325561802294eabf6a88ff6fbd2 (453x700, 272Kb)8826591df33f92cee5ecba02bffab466 (564x576, 164Kb)

Параллельно с выпуском изысканной посуды, фабрика стала заниматься разработкой малой скульптурной пластики. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли модельмейстеры Иоганн Готлиб Киршнер и его приемник – Иоганн Иоахим Кендлер. В период с 1727 по 1775 годы был создан «золотой фонд» предприятия, многие формы которого используются и сегодня. Особенно следует выделить скульптурные миниатюры и фигуры животных, покрытых белой глазурью без росписи в стиле рококо. В тот же период были выпущены уникальные церемониальные сервизы и декоративные вазы для королевского двора в Дрездене. Второй расцвет производства приходится на 1774 – 1814 годы, когда фабрика находилась под руководством саксонского министра – графа Камилло Марколини, отвечавшего за развитие культуры и искусства. По его приглашению, на мануфактуре работали французский скульптор Мишель Виктор Асье и местный талантливый модельмейстер – Иоганн Карл Шенхайт. Их фарфоровые миниатюры в классическом стиле отличались филигранной проработкой деталей. Это как раз тот мейсенский фарфор, который так любят и ценят современные коллекционеры антиквариата.

08ed0bbd38c4a71fc45e58815200174c (405x700, 194Kb)
63d7fd8e3a55fad56d759bfc99b1c329 (700x466, 166Kb)

Тогда же появились копии скульптур из Дрезденской коллекции в бисквитном фарфоре. Они заменили мраморные украшения для кабинетов и библиотек, открыв новую страницу в истории Мейсена. К периоду Марколини относится и возрождение некоторых барочных форм из запасов саксонской фабрики, а также лимитированные серии в подражание Севру и Веджвуду. Клеймо «Скрещенные мечи» Фарфор Мейсена подделывали практически с первых дней производства. Чтобы защитить оригинальную продукцию, было разработано клеймо, наносившееся кобальтовой подглазурной краской. Недолгое время использовалась следующая маркировка: AR – королевская монограмма Альберта Саксонского; KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) в 1723 — 1725 годах; MPM (Meissener Porzellan-Manufaktur); KPF («Königliche Porzellan-Fabrik). В 1720 году был впервые использован знаменитый логотип в виде скрещенных мечей (или шпаг), которые позаимствовали с фамильного герба саксонского курфюрста. Их добавили, когда Август для вступления на трон принял католицизм. После 1731 года скрещенные мечи стали официальным клеймом Мейсена. Некоторые изменения в дизайне логотипа позволяют точно датировать антикварные изделия.

Мейсенский фарфорМейсенский фарфор - клеймо

До середины XVIII века маркировку не считали чем-то важным и наносили небрежно, одним движением руки. Однако с 1763 года, когда в дополнение к мечам появилась точка в нижней части между крестовинами, прорисовка стала более тщательной. С 1948 года Мейсен ставит клеймо на отдавленные в тесте годовые знаки. Внимание, подделка Казалось бы, надпись «Meissen» служит лучшим свидетельством подлинности продукции. Однако здесь и кроется подвох: культовая мануфактура никогда не ставила на своих изделиях подобную маркировку. Исключение было сделано в 1972 году – на непродолжительный период под скрещенными мечами действительно появился курсив: «Meissen». Ценителям понятно, что фарфор того времени не может быть отнесён к антикварному и стоить он должен соответственно. Если коллекционерам предлагают действительно старинную вещь, маркировка которой включает название мануфактуры – это подделка, пусть даже высочайшего качества.

Мейсенский фарфор - подделка

Ещё один важный момент: в Германии выпускается фарфор, маркируемый «Meissen» и это – не фальсификат. Вполне реальное предприятие производит сервизы посредственного качества и расположено оно в том же городе, что и великий «однофамилец». Поскольку название географического места расположения разрешено использовать для клейма, предприимчивые владельцы ничем не нарушают закон. Да и копировать сервизы настоящего Мейсена им никто не запретит, ведь нигде нет указания, что это – оригинал. Ошибаются неопытные покупатели, привлечённые громким названием и узнаваемым дизайном, но неведение, как известно не избавляет от ответственности. Вот и расплачиваются доверчивые коллекционеры собственным кошельком. Клеймо с надписью Meissen в овале как раз принадлежит предприятию-двойнику. Его продукция годится разве что на сувениры, но никак не для серьёзного вложения капитала.

1b54de141bcf204691fe42933078064c (606x700, 353Kb)

638d470f2dddb774162b831e55bb602c (469x600, 179Kb)
a5f9e11e02cb77749d9f9689ec903726 (458x700, 268Kb)
b8c326d1fabdd38e3555cbe76ec9edde (623x699, 208Kb)
b9c4d564b59c925561018e9955bd4779 (503x700, 220Kb)
c1a2d8e385588cb6233b68dbd4629cb4 (546x700, 355Kb)
c7f0060e759fa9ce06f3875d2c386734 (500x700, 317Kb)
c60d091757f54963c0e4d7860b8ede63 (377x700, 152Kb)c89c4810bbc53f355f4a8e4aab0e49ff (395x700, 225Kb)
c283b3e71e96ff752c62869f02bea8b3 (472x700, 306Kb)
d1b0ab9c6b9d0ff98bb382136e95206f (364x700, 229Kb)d10a0a02e034ac0024f6b1be601f7ddd (380x700, 268Kb)
d73918066d70ee30952e8296983eab41 (521x700, 213Kb)
dae7c6700f6104eb245b72eb0a66455c (439x700, 267Kb)f9665e48300a21dc360d593e8c9f2df5 (379x700, 154Kb)
e62c67b9d4cf3e133c779090721449f5 (464x700, 174Kb)
f134ccf5f3b8d25671e64d9ee436ad59 (494x700, 226Kb)
f8182c7bf896d747ec5d24c6b214fb3c (337x700, 210Kb)5a368fbe823f00fd6d5ec991a43a322a (336x700, 192Kb)
ff4389978f793dbb3dc2f0cf4c6a2f9b (514x700, 338Kb)

 

текст отсюда

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Невероятный мейсенский фарфор | Лыскова_Валентина - Дневник Лыскова_Валентина | Лента друзей Лыскова_Валентина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»