Michelangelo
di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni
итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

Портрет Микеланджело Буонарроти работы Марчелло Венусти. 1535-
Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции
(кон. 1480-х – 1490-е, 1501–1505, 1520–1533),
Болонье (1495, 1506–1508),
Риме (1496–1501, 1505–1519, 1534–1564).
Левая половина потолка Сикстинской капеллы, расписанная Микеланджело в 1508 году и восстановленная в 1994 году
![]()
Роспись Микеланджело между 1508 и 1512 годами, потолок Сикстинской капеллы является образцом искусства Высокого Возрождения - периода исключительного творчества в конце 15 и начале 16 веков.
Девять сцен из Книги Бытия занимают центральное место, из которых «Творение Адама» является самым известным, заслуженно пользующимся культовым статусом, равным которому обладает только Мона Лиза Леонардо да Винчи.![]()
Менее известен Микеланджело поэт, современники почти не знали его стихов совсем. Около двухсот стихотворений, дошедших до нас, написано мастером между сорока пятью и восьмьюдесятью годами…
* * *
Будь чист огонь, будь милосерден дух,
Будь одинаков жребий двух влюбленных,
Будь равен гнет судеб неблагосклонных,
Будь равносильно мужество у двух.
Будь на одних крылах в небесный круг
Восхищена душа двух тел плененных,
Будь пронзено двух грудей воспаленных
Единою стрелою сердце вдруг,
Будь каждый каждому такой опорой,
Чтоб, избавляя друга от обуз,
К одной мечте идти двойною волей,
Будь тьмы соблазнов только сотой долей
Вот этих верных и любовных уз,—
Ужель разрушить их случайной ссорой?
* * *
(перевод А.М. Эфроса)


"Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку."
"Не правда ли — примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, —
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я. "



Michelangelo's Pietà in St. Peter's Basilica in the Vatican
В скульптурной композиции «Пьета́» фигура Мадонны и Ее лик передают момент, когда, по словам святого Симеона, «душу Ей пронзило оружие»: Мадонна скорбно и нежно держит снятого с Креста и покоящегося у Нее на коленях Христа, широкие, находящиеся в движении, складки одежды матери подчеркивают неподвижность фигуры Сына.
Сонет № 60
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Микеланджело
Во Флоренции Микеланджело создал обессмертившего его Давида (1501–1504) – статую, ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела. Использовав глыбу мрамора высотой в 5,5 метров, из которой за сорок лет до этого Агостино ди Дуччо пытался высечь фигуру для флорентийского собора, Микеланджело представил не момент борьбы Давида с Голиафом или победы героя, но – концентрации его сил для нанесения удара из пращи, зажатой в левой руке. Обнаженная фигура Давида воплощает юношескую красоту и мужество, полна внутреннего напряжения, переданного в повороте головы, в запястье правой руки, левой, поднятой к плечу, чуть отставленной в сторону левой ноге, наконец, во всем корпусе, подчиненном как бы единому импульсу – устремленности на врага…

Мадонна Брюгге
1505, 128 см • Мрамор
Церковь Богоматери, Брюгге

Гробница Папы Юлия II
1545 • Мрамор

Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Детские годы провел в небольшом имении отца в Сеттиньяно. В 1488, преодолев сопротивление отца, считавшего, что потомку знатного рода негоже заниматься живописью, поступил в мастерскую живописца Доменико Гирландайо. К этому времени относятся его первые работы – зарисовки фигур из фресок флорентийских живописцев XIV – нач. XVI в., поражающие профессионализмом и пластической энергией. В 1489 юный мастер перешел в мастерскую скульптора Бертольдо, ученика Донателло и хранителя собрания античных скульптур в садах Медичи, принадлежавших правителю Флоренции – Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Микеланджело прожил в доме Лоренцо Великолепного около года. После смерти в 1492 Лоренцо Великолепного Микеланджело остался во Флоренции без покровителей. В 1495 20-летний мастер отправился в Болонью, где ему удалось получить заказ на статуи св. Прокла и св. Петрония, а также коленопреклоненного ангела с подсвечником для гробницы св. Доминика в церкви Сан Доменико. В Болонье юный мастер познакомился с рельефами на библейские темы Якопо делла Кверча (церковь Сан Петронио), произведшими на него большое впечатление; воспоминания о них проступают позже в некоторых композициях плафона Сикстинской капеллы.
Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче
![]()
Серия сообщений "Ренессанс. Эпоха Возрождения":
Часть 1 - Ренессанс. Эпоха Возрождения
Часть 2 - Зарубежные творцы. Галерея живописи.\1\
...
Часть 28 - История искусств : художники Венецианского Ренессанса
Часть 29 - выставка «Тинторетто. 1519–1594», в Венеции с 07.09.2018 по 06.01.2019
Часть 30 - календарь дат / Микеланджело Буонарроти (6.03.1475–8.02.1564)
Часть 31 - КАЛЕНДАРЬ ДАТ-Рафаэль Санти / Raffaello Santi (28. 03.1483–6.04.1520)
Часть 32 - Календарь дат :Леонардо да Винчи (15.04.1452-2.05.1519)
...
Часть 36 - Женские образы эпохи раннего Ренессанса
Часть 37 - Рафаэль / 2020 год, посвящённый мастеру Возрождения
Часть 38 - Андреа дель Верроккьо-скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы