• Авторизация


СМЕШНЫЕ НАЗВАНИЯ РУССКИХ ДЕРЕВЕНЬ 04-11-2015 12:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ZeRu Оригинальное сообщение

Странные названия российских деревень. Часть 2

Странные названия российских деревень. Часть 1
[показать]
Село Париж, хутор Кура-Цеце, деревня Негодяиха - названия российских поселений не устают восхищать своим разнообразием. Откуда в Мурманской области взялась Африканда, в Иркутской - село беспечных лохов и отчего бегут большие мурашки. Как возникли эти названия?

Негодяиха (Вологодская область)

Негодяи были всегда. Даже в XVII веке. Не зря же в источниках 1615 года упоминается пустошь Негодяиха. На ее месте в 1678 году появилась вполне себе приличная деревня Зелениха, но название не прижилось - Негодяиха да Негодяиха, так уж привыкли. А на рубеже XVIII–XIX веков передающееся из уст в уста название за этой деревней Харовского района закрепилось окончательно и официально. За что же ее так?

Оказывается, существовало в старые времена имя-прозвище Негодяй. Так прямо и писали в документах: холоп Негодяй Сергеев. Правда, прозвищем таким награждали людей особых: неспособных, непригодных для дела, а вовсе не, как это понимается сейчас, злодеев и подлецов. В современных архангельских говорах это слово употребляется также относительно «непригодного к военной службе человека». Но видно, вологодский Негодяй, что стоял у истоков поселения, был какой-то особенный, раз жители отказались поменять память о нем на что-нибудь более благозвучное.

Чтоб Негодяихе одной не скучно было, есть в том же Харовском районе деревня Злодеиха.

Сново-Здорово (Рязанская область)
[показать]
Здесь все очень вежливые. Даже стоящая на подъезде к этому селу деревянная ветряная мельница машет гостям крыльями-лопастями: здравствуйте! Есть в селе библиотека и памятник воинам, а вот с жителями негусто: около 200 человек, большинство из которых пенсионеры. Так, в местной школе несколько лет назад на все классы было 22 ученика.

Когда-то вокруг были глухие леса и село было единственным обитаемым местом в округе. Люди плутали, выходили на просвет в деревьях и оказывались перед теми же домами. «Вот тебе и снова-здорово!» - в сердцах восклицали они.

Существует и другая версия появления названия, охотно рассказываемая местными. По ней, раньше жители занимались «отходничеством» - ходили на заработки в город. Одни идут туда, другие уже домой возвращаются. Встретились, поздоровались и разошлись. А через какое-то время опять на той же дороге встречаются: «Снова здорово!» В 60-е годы деревню хотели назвать Сухово, но название не прижилось. Еще село называют Здравка или Новоздравка. А про жителей говорят - новоздравские.

Здесь же, в Шацком районе, неподалеку какое-то время назад находилась деревня Блины Съедены. По местной легенде, сосватали как-то местного парня втемную. Невесту он увидел только на свадьбе, да и то в фате. Пришло время целоваться, глянь, а она рябая! Парень захотел обратно в холостяки, но ему сказали, что поздно - блины-то уже съедены. Так и назвали деревню.

Выдумки (Тульская область)

Послушаешь про эти места, и сразу хочется жить в Заокском районе. Деревня Выдумки стоит среди густых лесов и полей, на берегу Оки. В лесах - грибы, в местных реках - около 20 видов рыб. Сама деревня маленькая, уютная. Неподалеку Дом-музей художника Поленова. Шумящая листва, водяная гладь, искусство... Может, Выдумки так назвали потому, что рассказывающим про здешние красоты отвечали: «Выдумки, так не бывает!»? Но рай здесь ни при чем, все прозаичней.

Существует местный географический термин «выдымка» -трясина, топь, зыбкое место. Он имеет общий корень со словом «вздыматься» - колыхаться, ходить ходуном. Со временем безударное «ы» превратилось в «у», и название приобрело такую симпатичную форму.

Выдумок немало было и в Псковской области - в Маевской и Дворицкой волостях, в Бежаницком районе. Все эти населенные пункты возникли неподалеку от болот.

Париж (Челябинская область)
[показать]
Париж большой. В нем 11 улиц и около 800 домов. В основном одноэтажные, но есть и несколько хрущевских двухэтажек. Есть натуральная Эйфелева башня высотой в 45 м (ее построил сотовый оператор), парижское сельпо и Парижский сельсовет. Посмотреть на башню приезжают из соседних областей. Заезжали и французы, радовались, говорят, как дети, глядя на свиней и гусей, пасущихся у подножия Эйфелева творения.

Живут в селе Париж нагайбаки, говорят по-татарски, исповедуют православие. Их еще называют крешенами - крещеными татарами. При всем том крешены - потомственные казаки, в 1842 году по приказу Николая I с семьями на подводах пустившиеся в дальний путь через Уральский хребет - на постоянное жительство.

Новолинейные казачьи поселения, расположившиеся ровнехонько на «сторожевой линии» в 400 верст (нынешний юг Челябинской области), поначалу обозначили номерами, а затем решили в честь побед русской армии над Наполеоном назвать красивее - Кассель, Фер-Шампенуаз и пр. Участок №4 с по-военному прямыми улицами стал Парижем.

С советских времен население села уменьшилось в два раза: сейчас здесь живет около 2000 человек. Основные виды транспорта - лошадь и велосипед, хотя автомобили тоже попадаются. По-прежнему популярна частушка:

«Как в Парижу я была,
В крешена влюбилася.
Поговорка "киль-манда"*
три недели снилася!»

*«Иди сюда» по-татарски.

Нагайбаки, как истинные парижане, в названии своего местожительства ставят ударения на последнем слоге: «с Парижа́», «в Париже́» - и другого произношения не признают.

Кура-Цеце (Краснодарский край)

С названием этим, смешным для русского уха, связана довольно печальная легенда. Давным-давно сюда пришли абазины (один из древнейших народов Кавказа). Им понравилось новое место, но они боялись моря: зарождающиеся там смерчи разбивались о перевал и творили много бед. Так и случилось. Огромная туча шла по небу, зацепилась за гору, и хлынули потоки воды. Всех детей, что играли на улице, унесло. Постаревший от горя предводитель дал образовавшейся речке имена убитых ею дочери и сына - Кура и Цеце. Так же позже назвали и стоящий на ней хутор.

Поселение находится в лесах, почти на границе Горячеключевского и Апшеронского районов. До Великой Отечественной войны здесь занимались выращиванием табака. После уцелело лишь несколько домов. В 1953 году тут разместился лесоперерабатывающий участок, построили финские домики для рабочих, школу, магазин, клуб. К 1980 году поселок опустел, и только недавно жизнь снова начала возрождаться. В непогоду сюда не проедет и вездеход. Но как только дорога становятся приемлемой, к Кура-Цеце тянутся люди, прихватив с собой тару всех мастей: местный источник с теплой сероводородной водой, говорят, славится целебностью.

Хомяки (Московская область)
[показать]
Хотелось бы, конечно, представить целую деревню хомяков, живущих в маленьких хомяковых домиках и весело хомячащих урожай со своих маленьких огородов. Но ничего такого нет - деревня как деревня.

Жизнь приходила и уходила. В 1852 году в деревне числилось 58 душ мужского пола и 74 женского. В 1890-м, когда крестьяне массово уходили на заработки в города, осталось всего 54 жителя. Перепись 1926 года зафиксировала прилив: аж 167 человек! В 1989 году жизнь почти совсем угасла - 20 жителей в деревне. Но близость к Москве (Одинцовский район) в сочетании с чистым воздухом и красивой природой возымели действие - деревня и окрестности стали активно застраиваться дачами и коттеджами.

И у новых жителей снова возник вопрос: почему место называется Хомяки? По мнению краеведов, к зверькам название отношения не имеет, скорее восходит к прозвищу Хомяк (по Далю - лентяй, вялый, соня, лежебока). В этом значении слово употребляется у Фонвизина в «Выборе гувернера»: «Боюсь того только, чтобы он в наставники сыну нашему не дал такого же хомяка, каков сам».

Большие и Малые Потеряй Кошки (Ивановская область)
[показать]
Стояла давным-давно в Юрьевецком районе, на Волге, деревня Пелевино, а к ней притулились две поменьше: Большие и Малые Кошки. Кошек разделял небольшой овражек, весной превращавшийся в бурный ручей, в 1972 году они плавно влились в Пелевино. Правда, старшее поколение до сих пор разбирается, кто в каких Кошках живет, а младшим все едино! Разве что название заинтересует - откуда эти Кошки взялись?

Самая известная легенда о происхождении названий, как водится, отсылает к Екатерине II. Мол, проплывала императрица мимо и потеряла в этих местах свою любимую кошку.

Версия исторически подтвержденным фактам не противоречит: весной 1767 года Екатерина действительно посещала эти места, совершая путешествие по Волге на флагманском судне «Тверь» в сопровождении целой флотилии парусно-гребных судов. Но об имеющейся на борту, а затем потерянной кошке история умалчивает, наоборот, утверждает, что ее любимицей в то время была левретка по кличке Сэр Томас Андерсон.

Более вероятна вторая версия - бурлацкая. Есть рассказ местного жителя Николая Тихомирова, чей дед был бурлаком: «Километрах в трех выше Юрьевца находился до затопления остров Мамшин. Возле него и выше вести барку бечевой против течения становилось бурлакам невмоготу из-за быстрины. Приходилось применять другой способ - завозом. Они завозили на лодках вверх по течению кошки-якоря и бросали их на глубине. А на другом конце снасти, наматывая веревку на шпиль, подтягивали барку к якорю ("кошка" представляла собой корягу с привязанным тяжелым камнем). Стремительное течение часто отрывало корягу, и место между островом Мамшин и Жареным Бугром бурлаки прозвали Потеряй Кошки».

Мачеха (Волгоградская область)

По преданию, здесь скрывались беглые крестьяне. Расположение благоприятствовало: в XVII веке где и прятаться, как не в непроходимых лесах и болотах, куда и дорог-то нет, только реки сливаются - Бузулук и Мачеха. Так и встало на берегах одноименное село.

В большинстве переселенцы, бежавшие от барщины на свободные донские земли, были с Полтавщины, так что основным языком стал украинский. Но жили и русские, греки, мордва, румыны. Это, в частности, было подтверждено раскопками, что проводились при закладке сада на улице Степная, — были обнаружены захоронения по обычаям разных народов.

Возможно, название села переселенцами было «принесено» с собой - на Полтаве до сих пор есть село Мачеха. Но, конечно, не обошлось без легенд: о злой мачехе, которую дети, не выдержав издевательств, утопили в реке - и так реку, а затем и село назвали; о хорошей мачехе, которая привечала и своих, и чужих, и росло в ее честь поселение.

Вольная жизнь села закончилась в XVIII веке, когда земли разделились между помещиками Курниковым и Мокроусовым. У последнего было два сына: Александр и Василий. Первый получил земли по правую сторону реки, второй - по левую. Так возникли Александровская и Васильевская слободы, которые, как водится, враждовали между собой и частенько ходили «стенка на стенку». Даже церкви свои были в каждой слободе, но одна сгорела в Гражданскую войну от артиллерийского снаряда, а вторую, славящуюся огромным колоколом и многоголосным хором, разрушила на волне борьбы с религией советская власть.

И сейчас село Мачеха можно отнести к довольно крупным сельским поселениям - здесь 16 улиц, более 1000 домов и около 2500 официально зарегистрированных жителей.

Лохово (Иркутская область)
[показать]
Поселений с таким названием в России пруд пруди. Ну и что? Как говорится, без лоха жизнь плоха! А «лох», по словарю Ефремовой, - «наивный, доверчивый человек». Не самые страшные качества, прямо скажем. Тем не менее разгорелся десять лет назад скандал на всю страну: мол, хочет молодежь поменять обидное название на что-нибудь благозвучное - село Сибирское, к примеру. Ситуацию подогрели нагрянувшие в Черемховский район московские телевизионщики, корреспонденты НТВ, затем транслировавшие диспут между молодежью и старожилами на всю страну. На сельском сходе, где присутствовало около 100 жителей, исконное имя все-таки отстояли, ведь оно вплотную связано со всей историей села.

В 1873 году на это место приехал зажиточный земледелец Михаил Лохов. Его сын Федот построил дом, который до сих пор сохранился - в нем живут потомки основателя. Всего в селе обитают четыре семьи Лоховых, так что ни фамилия, ни название для местных жителей оскорбительного значения не имеют. «В Иркутске, может, кого-то и зовут лохами, - комментировал возникшую ситуацию Петр Лохов. - Но я сам проработал в колхозе на конеферме 30 лет, и никто меня никогда так не называл».

А вообще-то Владимир Даль объясняет, что слово «лох» пошло от русских поморов. В Архангельской губернии и Карелии так называли неповоротливую глупую рыбу, обычно семгу или лосося. Свидетельством тому строки из стихотворения Федора Глинки «Дева карельских лесов», где молодой рыбак «беспечных лохов сонный рой тревожит меткою острогой».

Большое Мурашкино (Нижегородская область)

Мурашкино - не просто поселок, а райцентр, и история у него весьма богатая. Впервые упоминается в летописи 1377 года в числе селений, купленных торговым гостем Тарасом Новосильцевым у нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича. Поселение выполняло функции пограничной крепости и в XVII веке имело статус города.

Название «Большое Мурашкино» подразумевает какую-нибудь леденящую кровь историю - чтоб не просто мурашки побежали, а большие! Что ж, правильно, без страшной легенды не обошлось. Согласно ей поселение основал мордовский князь Мураш, поставивший на этом месте, чтоб обезопасить себя от беспокойных соседей, крепость с двумя земляными башнями. Для крепости строительства обычай требовал жертвы - неприступным становилось только сооружение, построенное на крови. К месту постройки, на свое несчастье, подошли с разных сторон девушка и бык. Чтоб не мучиться выбором, в основание башни закопали обоих.

Позже Мурашкино славилось различными ремеслами - были здесь искусные скорняки, кожевенники, валяльщики. А еще отлитые в Мурашкине колокольчики звенели особенно переливчато. Сейчас это рабочий поселок городского типа, в котором живет около 5500 человек.

Африканда (Мурманская область)
[показать]
Откуда бы в Мурманской области взяться Африке? Местная легенда объясняет это так: «Был необыкновенно жаркий для этих широт день. Строители загорали на берегу озера. Один сказал: "Африка!" Другой подтвердил: "Н-да". Так возникла Африканда.
Вообще-то Африканд две: Африканда-1 (железнодорожная станция и военный городок) и Африканда-2 (рабочий поселок), обе входят в городской округ Полярные Зори. История Африканды не слишком длинна - укладывается меньше чем в век.

В 1925 году здесь появилась железнодорожная станция. Позже разместился военный гарнизон и одноименный аэродром. В войну он также использовался для дозаправки и ремонта самолетов союзников. В 1953 году был построен новый аэродром, здесь стал базироваться 431-й истребительный авиационный полк. Для гарнизона возвели дома, школу, детсад, больницу, офицерский клуб, дом культуры.

В 1937 году неподалеку открыли месторождение титановых руд, построили фабрику, а при ней и рабочий поселок. Довольно долго жизнь здесь била ключом. Даже хорошую дорогу к Полярным Зорям построили. Однако в 1991-м все работы свернули, от фабрики осталась только котельная. В то же время по военным гарнизонам прокатилась волна расформирований, а в 2001 году авиабаза и вовсе «попала под сокращение».

С тех пор стали говорить, что здесь бывают только плохие новости. «Бывший военный поселок Африканда в Мурманской области превращается в призрак!» - писали газеты. Правда, год назад у африкандцев (как они сами себя называют) появилась надежда на возрождение разработки титановых руд, а стало быть, и всего поселка. Месторождение, расположенное в километре от Африканды, в Кандалакшском районе, по потенциальным ресурсам титановых руд относят к классу месторождений-гигантов.
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СМЕШНЫЕ НАЗВАНИЯ РУССКИХ ДЕРЕВЕНЬ | snegurka1962 - Дневник snegurka1962 | Лента друзей snegurka1962 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»