***
Что известно о ней? -
Как в последний раз пела Елизавета Разинова, в западной прессе получившая титул "царицы русского романса" Программа ее единственного выступления в Петропавловске называлась "Возвращение русского романса". Это определение оказалось точным: даже такие общеизвестные и не бывшие "в изгнании" вокальные новеллы, как "Утро туманное", в исполнении Разиновой прозвучали свежо и неповторимо, словно откровение. Таким, наверное, и бывает желанное возвращение. Поначалу артистку, очевидно, смутил вид полупустых первых рядов, мало наполненных, должно быть, потому, что билеты на них показались петропавловцам слишком дорогими. Но с первого же исполненного ею романса в зале установилась та атмосфера взаимопонимания и соединения чувств, когда артист пленяет публику мастерством и обаянием, а та не скупится на благодарность за доставляемую ей радость, готова подольше "сносить" этот приятный плен. Елизавета Разинова пела то, что на тот момент ей самой хотелось петь и что желала услышать публика. Это были так называемые популярные романсы ("А напоследок я скажу"), не столь известные, но почитаемые любителями ("Изумруд"), цыганские ("Расставаясь, она говорила"), салонные ("Отцвели уж давно хризантемы в саду"), и совсем мало известные нынешнему зрителю - многие из них действительно возвращены из-за границы, куда они попали на волне эмиграции 20-х годов, или найдены Разиновой на родине и вновь донесены до нас. Репертуар певицы оказался бездонным. Она сама предложила присылать на сцену записки с заявками или называть песни с мест, на что зал охотно откликнулся. После концерта за кулисами Разинова рассказала, что в ее репертуаре около трехсот романсов и песен, близких им по стилистике. Поиск и постижение их продолжаются: - Прежде всего нужно, чтобы мне понравились слова романса, это должны быть хорошие стихи. Очень важна и мелодия. То и другое, как соавтор, должен передать исполнитель. Но к такому согласию путь неблизкий. Я медленно готовлю вещь для исполнения, иногда на это уходит целый год. И сейчас в запасе немало романсов, с которыми я еще не выхожу на публику, потому что не знаю, как их петь. Они "лежат" во мне и вызывают тоску: неужели никогда не выйдут в свет?! Однако, определив для себя мир музыкальной миниатюры, Елизавета не ограничивает его рамками отрепетированной манеры исполнения. Всегда, признается, импровизирует: - Даже в одном концерте, повторяя какую-либо вещь, я наверняка спою ее несколько иначе. Неизменными остаются искренность, желание и умение передать чувства от сердца к сердцу, не экономя эмоций. -Борис Рубашкин удивлялся: "Что ты делаешь! Ты же поджигаешь себя, как свечу". Но я не могу петь иначе. Я и дома, когда репетирую в одиночестве, выкладываюсь не меньше, а то и больше, чем на публике. Иначе нет смысла заниматься творчеством. Мне важно, чтобы, слушая меня в любом, даже очень большом зале, человек чувствовал, будто я пою лично для него и о нем. _Весь вечер, два часа без антракта, Елизавета Разинова оставалась один на один с залом ("Я самоучка, работаю на слух; гитару осваиваю потихонечку-полегонечку, каждый "взятый" мною аккорд - это изобретение велосипеда"). Красивый, сильный и "гибкий" голос открыл новые тона во всем, что было исполнено в тот незабываемый вечер. Зрители проводили ее овацией.
Николай ДРОЗДЕЦКИЙ
https://youtu.be/O63qzVacMq4?list=PLB68EF0D973F4BF31
http://my.mail.ru/community/gipsyromanses/5564F29D753B129C.html
http://music.tonnel.ru/index.php?alb=20425&l=music
http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=123810