[показать] [показать]
Неделя ваий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье , предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы . Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава
[800x542]
Вход Иисуса Христа в Иерусалим накануне страданий описан всеми четырьмя евангелистами. Иисус повелел ученикам найти молодого осла, на которого еще никто не садился. Верхом на осляти Иисус вошел в Иерусалим, а народ вместе с детьми, встречая Иисуса, постилали на Его пути свои одежды и пальмовые листья, приветствуя: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! »
Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны). [показать]
Джотто. Капелла Скровеньи, фреска [369x491]
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
В Московии XVI и до времен Петра Первого большое значение придавали символической процессии на осляти. Во время этого чина московский патриарх или архиерей, держа в руках крест, ехал через город верхом на «осляти» — часто вместо осла использовали наряженной лошади, которого вел за узду царь или кто-то из знати. Перед ослом везли украшено и увешан сладостями вербное дерево, ветви с которого раздавалось людям после завершения чина. [показать]
В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. [показать]
С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье», холст, масло, 181×187, 1900.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим». [700x525] [показать]
википедия