Понятное дело, что никому и в голову не приходит закрывать царские врата на время службы, хотя там где мы молились царских врат вообще-то и не было, поэтому и проблемы этой не стояло. Сам ход богослужения конечно же тот же: часы, возглас, мирная ектения, антифоны, малый вход, чтение Писания - все одинаково. Хор достаточно условный, но вполне сносный, никаких партесов, все просто и ясно. В Вифлееме служба была на трех языках: греческом, арабском и славянском, на Гробе только на двух: греческом и славянском. Да, в Вифлееме Литургия совершалась в пещерке Рождества Христова, поэтому престол и жертвенник были в одном лице. Естественно проскомидия совершалась на одной просфоре, что крайне удобно, мы уже успели оценить достоинство этой практики на Камчатке.
Не смотря на расхожее мнение о том, что ектения об оглашенных на Востоке не произносится, на Гробе её произносили, но в Вифлееме нет. И как нам пояснил святогробский архимандрит, ектения эта в любом случае вычитывается, если не вслух, то в алтаре не в голос. Воздух очень удобно завязывается специальными завязками, в то время как у нас диакона постоянно испытывают неудобство с тем, что воздух часто соскальзывает с плеча и так и наровит упасть, чем доставляет массу неудобств нашим диаконам. Символ веры - читается, равно как и Отче наш, но на Гробе мы пели и то и другое, потому что подавляющее большинство находящихся в храме - русские.
На евхаристическом каноне тропарь третьего часа, само собой, не читается. И вообще молитва эпиклезы произносится как-то нарочито поспешно, греки спешат сотворить Евхаристию, с одной стороны это смущает (у нас принято делать это с большой патетикой), а с другой - это кульминация Литургии, и здесь ярко выражется их и национальные черты в том числе, скорее творить то, к чему призван. Хотя возможно, это моё чисто субъективное мнение. Во время произнесения первого возгласа евхаристического канона (Благодать Господа нашего Иисуса Христа...), предстоятель произнося его веет сложенным воздухом над дарами, а затем уже заканчивает возглас в царских вратах преподавая благословение народу (...буди со всеми вами).
По причащении духовенства в чашу погружаются сразу не только агнец (который не дробят), а все частицы также. При чем на Гробе заготавливали несколько чаш для Причастия и при этом сначала в каждую из них долили обычного вина, а затем уже Святую Кровь из Чаши. Мое предположение, что литургическая мысль греков так понимает все это: все что погружается в Чашу по преложении Даров, получает освящение. Под "всем" конечно подразумевается, не "а бы что", а вино и вынутые частицы. Именно поэтому греки (совершенно правильно) понимают, что вино которое расстворяется со Святым Агнцем на Преждеосвященной Литургии, уже не вино, а именно Святая Кровь, потому что оно получило свое освящение через растворение со Святыми Дарами. Наша отечественная литургическая мысль здесь пытается как-то разделить содержимое Чаши: на святое и несовсем. Весьма, скажу я вам, дерзновенная позиция. Все что находилось за Богослужением на дискосе и затем было погружено в Потир, уже не может быть не-святым.
Исповедь перед Причастием не обязательна. Но это уже тема для отдельного разговора. Вот такие небольшие заметки по поводу увиденного, понятно, что мелких отличий гораздо больше, все не успело запомнится. Но главное, что мы едины в вере и в общении таинств, а это великое достояние православных христиан.