• Авторизация


сами себе и друг друга... 07-07-2008 13:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Одна из многочисленных тем, на которую очень часто приходится общаться с народом - это вопрос об отпевании самоубийц, точнее - вопрос о невозможности отпевании таковых. Относительно подобных случаях многие знают, что возможно отпевание тех самоубийц кто был вне ума, о чем и читаем в вопросах-ответах Святейшего Тимофея, епископа Александрийского:

Вопрос 14: Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет?
Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самаго себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.


Иных вариантов, когда возможно отпевание - нет. Бывает иногда и так, что люди идут даже на обман (добывая справку о мнимой невменяемости задним числом), лишь бы добиться возможности отпевания, суеверно думаю, что такая подмена может как-то облегчить участь души покойника. Бога не обманешь. Я никогда даже личной молитвы келейной молитвы о самоубийцах не разрешаю, потому как мы вторгаемся в область нам совершенно неведомую и у меня есть свидетельства о том, что даже частная молитва о таковых сказывается очень печально для тех, кто дерзает ее совершать.

Единственное, о чем я всегда говорю людям - все, что вы можете сделать для души усопшего - самим начать жить по-христиански. Ваша церковная жизнь, ваше участие в таинствах Церкви и будет тем приношением за душу самовольно ушедшего из жизни, в котором он так нуждается. Другого пути нет.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Romashka_7 07-07-2008-13:35 удалить
Вопрос келейной молитвы за самоубийц не такой уж и однозначный. мне в этом видется, в первую очередь, любовь. Любовь к ушедшему ближнему, каким бы он не был... Да, возможно, он был слаб духовно, и его жизненным стержнем был далеко не Бог, но любим-то мы людей не за какие-то достижения или определенный духовный уровень. И что, таким образом, мешает нам келейно взывать к Господу о милости к ним? (Здесь речь идет и о самоубийцах, и о некрещенных). Пути Господни неисповедимы, и мы не можем так однозначно заявить, что молиться келейно запрещено. Если это зов нашего сердца, проявление нашей любви, то почему нет? Неужели всемилостивый Господь взыщет с нас за молитвенное проявление любви к ушедшему, пусть и к самоубийце?
Romashka_7, я тоже раньше думал не столь однозначно. Но один случай заставил меня пересмотреть мои взгляды. А случай этот был с одним священником, который решил, что необходимо молиться келейно за своего друга, который таким вот образом ушел из жизни. Но буквально сразу он понял, что вторгается в область совершенно неведомую и очень страшную. Тут сложно все объяснить в режиме интернет-общения, но после этого случая я не считаю возможным благословлять людей на то, что может оказаться выше их сил и привести к искушениям, которые они не смогут перенести. Христианская жизнь, общение в таинствах - вот наше приношение Богу о всех и за вся.
Sova_Valya 07-07-2008-14:05 удалить
отец_Димитрий, Батюшка, а допускается ли такое, что человека могут довести до самоубийство??? Или что бы не случилось надо смиряться и терпеть, даже когда и сил на то нет???
Sova_Valya, да, бывает и такое. Но и в этом случае грех остается грехом. Бог зла не сотворил.
тетенька 07-07-2008-14:22 удалить
совсем недавно узнала о самоубийстве молодой девушки..то, что это самоубийстао говорит много фактов: и попытки раньше, и ее последние слова на краю балкона....но самое страшное, что сейчас, ее мама, не желая слышать никаких доводов, сделала все возможное, чтобы смерть дочери была несчастным случаем..насколько знаю, девушку отпевали, служили за упокой..
berlong 07-07-2008-14:48 удалить
Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,— по духу добродетельных и мудрых так: „Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя“. Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?». Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом. О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии? повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений. Так вообще всякий молитвенный подвиг, совершаемый в память живых или усопших будет угоден Господу и принесет несомненную пользу не только тем, в память кого он совершается, но и тем, кто его совершает, ибо приносяй за усопших сопричастник мзды бывает, яко любовь о спасении ближнего показуяй: якоже иного помазуяй мvром сам себе прежде благоухает. Было бы только желание потрудиться ради любимых собратий, было бы усердие к молитве, да смирение и послушание Святой Церкви. Тогда и без нарушения уставов церковных будут найдены способы и возможности излить нашу к усопшим любовь в молитве о них. Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценное в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных. Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая по словам праведного Товита избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму042 . Позволяют же о усопших деяния, яко благая и мнози от святых отец, глаголюще инуде: приличное поможение, сиесть милостыни... Дондеже убо второе приидет Христово пришествие, бываемыя за усопших пользу им дают, якоже божествении отцы глаголют, и наипаче соделавши малая некая благая, егда с живущими бяху сопричтены. Аще убо божественное Писание (якоже потребно есть) и глаголет некая ко вразумлению многих, но Божие человеколюбие множайше побеждает. Аще бо равный вес обрящется добрых и гнусных, побеждает человеколюбие. Аще же злых мерило тягтяше будет малым чим преодолевает паки превосходящая благость. И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. Раздавай хлебы твоя при гробе праведных,— наставляет сына праведный Товит,— но не давай грешникам. Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преп. Федор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц. http://www.liturgica.ru/bibliot/usopsh/usopsh4.html
Romashka_7 07-07-2008-15:01 удалить
отец_Димитрий, искушения "слева" всего лишь у одного знакомого Вам лица - еще не повод. Тем более, что искушения у каждого свои - это раз, и трудно отметить прямую корелляцию между келейной молитвой за самоубийцу и "нападками" - это два. Вы можете (не говорю, что намеренно) ввести близкого человека в отчаяние, не благословив ему келейно молиться за сродника. Да и потом, дела любви в особом благословении все же, наверное, не нуждаются. Нельзя благословить на грех, а в чем тут грех?
Romashka_7, если у Вас свои доводы на этот счет - пожалуйста, придерживайтесь того мнения, которое у Вас есть.
Romashka_7 07-07-2008-16:27 удалить
отец_Димитрий, Я вчего лишь хочу отметить, что по данному вопросу (келейная молитва за самоубийц) единого, и тем более официального, мнения быть не может в принципе. проявление любви к ближним ( как умеем, так и любим) нельзя считать грехом, а, соответственно, нельзя и накладывать на это запрет. Высказать свое мнение - да, что-то порекомендовать - тоже да, но нельзя, пользуясь "властью Вам данной" запрещать (а "не благославляю" из уст священника в ушах вопрошающего и звучит именно как "не разрешаю, запрещаю" или "поступай как хочешь, но за последдствия я не отвечаю") близким келейно молиться.
Romashka_7, дело в том, что церковные люди и так все прекрасно понимают. Чаще всего вопрошают совершенно нецерковные, неимеющие и минимального опыта личной молитвы. Сфера молитв за самоубийц очень опасна. Можно совершенно не расчитать свои сила, обрекая себя и ближних на страшные искушения. У меня нет дерзновения попускать подобное для людей. Поэтому я не рекомендую и всячески отговариваю затевать какие-либо разбирательства, когда совершенно ясно, что человек был вменяем, но людям нужно отпевание чаще всего из-за суеверий. Снова повторюсь - нашей главной молитвой должна стать наша церковная жизнь. С верой Богу, с любовью к ближним, даже тем, кто ушел из жизни таким вот печальным образом.
А кто сказал, то что отпевание необходимо и в целом то что само-убийц отпевать нельзя ? Только не надо ссылаться на Тайны, которыми у вас через слово кишыт. Ровно так же не надо ссылаться на то что "то то так сказал" , какие есть конкретные рабочие подтверждения этому ? Или тут опять же "если у вас есть своё мнение то пожалуйста обходитесь им ! "
09-07-2008-23:58 удалить
Как-то случай рассказали: у женщины (врача) мама умерла в старческом маразме, когда женщина узнала, что у нее такой же диагноз - она убила себя, дабы с ней никто не мучался. Она прекрасно понимала, что дальше (когда б мараз прогресировал) ей будет все равно, а вот с ней бы кто-то мучался... Человек отдал свою жизнь в жертву, а церковь этого не признает... странно это... Слишком уж простая логика у церкви - есть только белое и черное... а жизнь она более полноцветная...
Romashka_7 10-07-2008-09:44 удалить
dikiy_elf, Господь нам жизнь дал, Господь ее и заберет... когда сочтет нужным....
Lucia93 16-07-2008-22:34 удалить
Господь жизнь забирает, а как? Некоторые болеют, с некоторыми случаются несчастные случаи, другие умирают от старости, другие от самоубийства..Разные жизни, разные судьбы..является ли то или иное собитие в жизни человека провидением Божием или по попущению Бога или он сам распоряжается судьбой? Вопрос свободы воли..сложный вопрос. Как это возможно узнать простому человеку? Лишь основываясь на предложенных ему догматах о судит о том, что такое хорошо, а что нет. Вопросы эти такие многогранные, что рассуждать можно очень долго притом каждый раз приводя веские доводы.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник сами себе и друг друга... | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»