• Авторизация


Нюркина песнь Янки Дягилевой 31-08-2005 00:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x184]

К предстоящему Дню рождения Янки Дягилевой, статья Алексей_Апрель некогда публиковавшаяся в "Новом Ковчеге"


Чем является творчество? Свободой или рабством? На этот вопрос мог вычурно и многотомно мог ответить тот, кого именуют «Рабом свободы», Н.А.Бердяев, однако сегодня я возьму себе в собеседники иного анархиста и революционера, надрывную и хрупкую особу – Яну Дягилеву. При этом свободу я всегда связываю с религиозной тематикой и, более конкретно, с пониманием ее в христианской метафизике. Подлинная свобода коренится в глубинах человеческой личности сообразной Лику Творца. Любой человек сообразен Творцу, но далеко ни каждый способен войти «дверьми затворенными». А если еще учесть что чужая душа – потемки, не каждому дан дар свыше подобрать «ключи» ко многим душам. Кроме всего прочего в кромешной «тьме египетской», нет гарантий что, шагнув вперед, не пропадешь в бездне непонимания. Человек становится творцом, только если способен вырвав собственное сердце освятить путь к родникам свободы. Это сопряжено с такой любовью, которая способна к самопожертвованию. Сердце поэта всегда распахнуто как окно Солнечному свету, а значит и всегда распахано мечами, которые оно способно «перековать на орало». В сердце творца найдется покой для странствующих душ, и ни когда не станет душегубкой. Особенно это необходимо сказать о тех поэтах, у которых сердце бьется (в конвульсии) сквозь ритм гитарных струн. Они «глас вопиющего» в пустыне сердец наших. Те, кто способны не оглядываясь идти над бездной тьмы, и провести свой народ в землю обетованную. В их человеческих ликах есть нечто подлинно человеческое, они способны вымыть из нашего праха земного золото Небес, способны в добре показать доброе.
Подлинный поэт – это рупор эпохи, поэт с гитарой – нечто больше или, точнее, более глубокое. Эту глубину в текстах Яны способен разглядеть не каждый, да и не для всех она писала, у каждого писателя своя публика которой он несет то «вечное и доброе» без которого человек теряет «чело-вечность».
Конечно здесь можно было бы сказать много, но как говорили древние: «о ушедших или хорошо или ничего». Тем более, что я не хочу, да и права не имею судить, кого бы то ни было. Тем более человека творческого. Сказано еще древними: «древо познается по плодам, а человек по трудам». И как засохшее дерево не принесет плода, так и испепеленная душа не способна к творчеству, проникающему в комнату, что зовется сердцем.
Часто говоря о почившем, задаются вопросом: «в мире ли он почил»? и: «в каком мире оказался»? Но нам о трагической гибели Яны мало что известно. Это позволяет некоторым, мягко говоря «нечистоплотным исследователям» спекулировать на трагедии. Есть те, кто из того факта, что мертвое тело Яны Дягилевой найдено было в воде, делают вывод, о самоубийстве. Нет ни каких трагических случаев, а есть суицид иначе де в Rock-n-rol`е невозможно, и точка… Но возникает вопрос: «почему»? И напрашивается вывод: потому, что это модно и легко продать. Яна именно этого не хотела, «продана смерть моя», - надрывно поет или плачет она. Мало того, такие деятели не замечают, что обесценивают и творчество, как способ постижения вечности. Может быть, подбивая, тем самым кого-то, к подобным выводам. Однако «выше ноги от земли» - это не выход из игры, теперь это многим стало ясно «как Божий день». То, что настоящие Люди Rock-n-rol`а не просто обратили внимание на Православие, а жизненно решили быть и творить себя в нем, это доказывает. И, несмотря на то, что Бог, в отличие от Диавола, в адвокате не нуждается, наконец, то заговорили не вообще о религии, а о Христе, является тому подтверждением. В этом контексте разговор о Янке я завел не случайно. В моей более ранней статье «Слыша Башлачева» было показано, что услышать не то же самое, что слушать.
Этот разговор затевался еще года четыре назад, и только теперь он созрел окончательно. Здесь вопрос будет поставлен ребром: возможно ли именно воскресить, а не просто, скажем, реанимировать, творчество Яны Дягилевой?
О смерти ее, и «смерти искусственной» - т.е. теме суицида в ее поэзии, было сказано достаточно, а о том что, смерть не является тупиком в узком коридоре жизни, ничего. И это, не смотря на то, что она сама задавала этот вопрос: «как же сделать, чтоб всем было хорошо?» в произведении «Нюркина песня», которое воспринимается как автопортрет Яны. Взять хотя бы произведение «По трамвайным рельсам» где шпалы и рельсы рассматриваются как лестница жизни, ведущая к небесам, а не под землю, в душное подполье могилы:

«…Мы должны уметь за две минуты зарываться в землю
чтоб остаться там, когда по нам поедут серые машины
увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться.
Если мы успеем, мы продолжим путь ползком по шпалам
ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах…».


Здесь «Земля» - символ тленного временного, останется лишь на подошвах, очам же дано узреть «небо» - вечность. Я не стану свое понимание навязывать кому-то, чтобы тот, кто думает иначе, не рассматривал меня с позиции, дескать, ну все… как это у Яны? «Медведь выходит на охоту душить собак»… я не собираюсь этого делать, но если человек встанет на мою точку зрения, то увидит и в других произведениях нечто доброе. Как говорил Иисус Христос: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45). Например, в произведении «Нюркина песня»:

«Разложила девка тряпки на полу,
раскидала карты крести по углам;
потеряла девка радость по весне,
позабыла серьги бусы по гостям.

По глазам колючей пылью белый свет;
по ушам фальшивой трелью белый стих;
по полям дырявой шалью белый снег;
по утрам усталой молью белый сон…»


Здесь мы видим не просто попытку описать душевное состояние равновесия, которое здесь не только в четверостишии, где первые две строки противопоставляются третьей и четвертой, что явно видно в мелодии, но уравновешения бытия внутреннего с внешним на уровне глубинного, духовного восприятия.
Текст кажется полнейшей бессмыслицей, но это только на первый взгляд. Давайте заглянем поглубже. Почему карты крести? Дело не в рифме, если нет смысла, т. к. подойдет и бубни, и черви. А как эффектно прозвучит пики? В данном случае смысл в кресте, и кресте не легком. Выражение «по весне» ассоциируется с Пасхой, как всемирным торжеством жизни над смертью. Потерянна радость явно приземленная «серьги, бусы». Во втором четверостишии тот же смысл. Белый день своей правдой колит, а часто, и выкалывает, глаза. И трель его белизны лишь фальшь. Шаль смерти зимы уже дырява от проталин. Начинается Утро Нового Воскресного дня, иллюзорный сон жизни устал белой молью пожирать себя смертью. При этом жизнь и смерть, сон и реальность переплетаются с болью в строках одной песни.

«…Развернулась бабской правдою стена;
разревелась - раскачалась тишина.
По чужим простым словам как по рукам;
по подставленным ногам по головам.
А в потресканом стакане старый чай.
Не хватило для разлета старых дел.
Фотографии - там звездочки и сны…
Как же сделать, чтоб всем было хорошо?
Все, что было - все что, помнила сама
смел котейка с подоконника хвостом.


…вступает в свои права смерть. И вечной памяти здесь нет. Только на погосте у могилки, поминают тебя бывшие однокласснички, одногруппнички по рок-фронту, коньячком.


Приносили женихи коньячок,
объясняли женихи - что по чем.


Только не в радость тебе эти поминки, тех, кто на трезвую голову о своей душе, а не только о тебе и не позаботятся. Ты уже только имя и повод для звона стаканов у окна твоей могилки.

Кто под форточкой сидит - отгоняй.
Ночью холод разогнался с Оби.
Вспоминай почаще солнышко свое.
«То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит …»


…тут и застонет сердечко. Одно облегчение имени Бога всуе не поминала. Нет в Яниных песнях Бога, но не значит, что и в душе не было никогда. Ведь каждый, по образу Его и по подобию, вспоминай это почаще; ты лишь лучик на земле, солнечный зайчик Всемирного Солнца Правды Божьей. Тот, кто об этом забывает, уродует свою жизнь, лишает последней светлой радости. Нестранно увидеть такового «забитого тоской» в удушливом транспорте будней. Эту самоубийственную обреченность Яна выражает в песне «Ангедония»:

«Святые пустые места это в небо с моста
Это давка на транспорт забитый тоской…
Ангедония - диагноз отсутствия радости…»


Для тех кто хочет творчество Яны свести к нулю странно в конце слышать строки:

«…Как бы так за столом при свечах рассказать про любовь
Как бы взять, так и вспомнить, что нужно прощенья просить…»


Наверное поэтому они остаются глухи к подобным словам. Незамеченным остается для подобных исследователей и то, что тексты с намеком на суицид в контексте поэзии Яны неразрывно связаны с темой борьбы за подлинную жизнь. Кто же отказывается от осмысления жизни через «память о смерти» тому остается «…жрать свою прошлогоднюю горькую горькую горькую…»
Душа поэта в творчестве жива. Особо нужно рассматривать поэзию Яны, не песенную и поэтому неизвестную обывателю. В строках написанных не для широкой публики душа поэта обнажена и безоружна. Именно в таких произведениях творчество поистине свободно от цензуры пресловутого мнения прохожих зевак в них душа стоит перед судом вечности и уже с иных позиций рассматривает и отражает мир. Вот одно из таких произведений:

Нарисовали икону – и под дождем забыли
Очи святой Мадонны струи вод размыли
Краска слезой струилась – то небеса рыдали
Люди под кровом укрылись – люди о том не знали
А небеса сердились, а небеса ругались
Бурею разразились…
Овцы толпой сбивались
Молнии в окна бились, ветры срывали крыши
Псы под дверями выли, метались в амбарах мыши
Жались к подолам дети, а старики крестились
Падали на колени, на образа молились …

Солнышко утром встало, люди из дома вышли
Тявкали псы устало, правили люди крыши
А в стороне, у порога клочья холста лежали
Люди забыли Бога, люди плечами жали…


Забвение Бога приводит к разрушению всего святого, к опустошению душ. Когда люди забывают свое небесное происхождение и высокое предназначение они опустошают себя изнутри, умирают духовно. В Библии пророк сетует, выражая свою скорбь словами: «вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете…» (Пс.81:6-7). Гаснет дух человека и угасает его внутренняя свобода, дающая способность веры. Вот как этот кризис веры выражен у Яны:

Порой умирают боги – и права нет больше верить
Порой заметает дороги, крестом забивают двери
И сохнут ключи в пустыне, а взрыв потрясает сушу,
Когда умирает богиня, когда оставляет души
Огонь пожирает стены, и храмы становятся прахом
И движутся манекены, не ведая больше страха
Шагают полки по иконам бессмысленным ровным клином
Теперь больше верят погонам и ампулам с героином
Терновый венец завянет, всяк будет себе хозяин
Фольклором народным станет убивший Авеля Каин
Погаснет огонь в лампадах, умолкнут священные гимны
Не будет ни рая, ни ада, когда наши боги погибнут
Так иди и твори, что надо, не бойся, никто не накажет
Теперь ничего не свято…


Творчество Яны связано с верой, она сама это осознает и понимает бесплодие слов как признак маловерия - «мало слов для стихов, мало веры для слов». Строки ее произведений выстраданы, боль ее души в них искренна. Вот как она сама говорит о муках в которых рождаются ее строки:

Где на коленях в четырех стенах
Творю молитву, глаз не закрывая
Чтоб разрешили строчки записать
Чтоб не пронзили головною болью
И мокрыми ногами не шагать
По тающим снегам еще хоть несколько часов
Чтоб сразу не прикончили поток
Плотиной пробуждения на суше
Чтоб по фамилиям не выкликали души
На рынке дня; чтоб выдержал листок
Боль едкой каплей – ни роса, ни слезы
Через моих ладоней решето сочится вниз
И бьется у порога
На тысячи сверкающих миров
На миллионы ранящих осколков
И тянет нить
Со шпиля моего эгоцентризма до входа в храм
И каждый шаг на месте - звон струны
И я хожу по струнке вверх и вниз
Помножив зов Туда на зов Оттуда…


Творчество, как и жизнь, не кончается у порога могилы; оставив на пороге земной прах, мы входим в дом истинной жизни и подлинного творчества. Временная жизнь лишь творческий полигон, лишь подготовка к полноценной жизни. Здесь мы только школьники, учимся жить и творить в истинной свободе, приучаем душу к добру. На этом пути мы стяжаем «опыт - сын ошибок трудных». Труд жизни каждого человека содержит в себе, как черновик, ошибки и погрешности, однако ценен он не этим. Творческий путь Яны это черновой вариант ее жизненных поэтических стремлений. Я попытался выбрать только то, что может быть полезным для творческой души.
Алексей. С.
1996-2000 гг.


Р.S.: «О мертвых или хорошо или нечего»… Есть люди, которые живут на земле и по успении в своем творчестве, в нашей памяти и молитвах. Есть те, кто не знает о том, что смерти нет; для них эти нищие строки.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
PYatka 31-08-2005-01:49 удалить
Я тоже из Нска,
но ничего про Янку сказать не смогу.
Разве что про мост над Обью-рекою.
Как своевременно! СпасиБо, о. Димитрий!
Я очень часто и много слушала Янку в юности. Можно сказать, что выросла на песнях Янки. Потом как-то забылось, отошло, но недавно я вспомнила о ней и задумалась с высоты нынешнего своего полета. Скверные слова, мол, в песнях встречаются, самоубийством она жизнь покончила... И вот эта статья развенчала многое в моих сомнениях... Благодарю Вас!
Плато 31-08-2005-09:45 удалить
уууу........ как все запущено....

рискую прослыть в этом дневнике старым бухтящим нигилистом, но это уже перебор....

давайте, господа служители, еще и Башлачева под светлый образ христианского мученика подпишем....

я что-то путаю, или во все времена церковь все таки отвергала самоубийц, нет?...

Наташкины_мысли, Статья ничего не развенчала... И слова у Янки скверные были... и из-за этой скверны (для того времени) Вы ее и слушали.... да и я тоже...
Плато 31-08-2005-09:48 удалить
........

вообще, сорри, г-н служитель... вообщем-то дненик Ваш и я по-большому счету тут свои негативные высказывания публиковать не имею права... да и не буду больше....

просто, когда церковь в лице ее представителей пытается за счет "дешевого авторитета" да "на чужих костях" завоевать популярность масс - страшно..... своих ценностей не осталось что ли уже?
Плато, хм...попали в точку... Алексей_Апрель, в своё время, и про Башлачёва написал... о христианских корнях и проч.
Плато, Янка - не самоубийца, а Церковь, в лице её представителей, не пытается завоевывать популярность, она просто пытается уяснить для себя контекст современной эпохи, для того, чтобы сделать правильные выводы
amitafo 02-09-2005-22:13 удалить
Хорошая статья... Помнится, я когда-то давно писала о двоеверии в Янкином творчестве, дык меня чуть не съели живьём... Это очень неоднозначная тема, тут надо принимать во внимание слишком много факторов...


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нюркина песнь Янки Дягилевой | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»