• Авторизация


Возможности возрождения системы оглашения перед крещением 21-07-2005 14:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[350x262]

Доклад на XIII Съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии


Ваше Высокопреосвященство!Досточтимые отцы, братья и сестры!


Одним из наиболее актуальных вопросов миссионерского служения Русской Православной Церкви на современном этапе является проблема возрождения системы оглашения перед Крещением. Оглашение – это неотъемлемая миссионерская задача Церкви. На сегодняшний день институт оглашенных, в своем историческом развитии, практически исчез, но потенциально опыт последовательного и целостного наставления и научения основам православной веры содержится в Церкви и нам необходимо предпринять усилия, чтобы этот опыт был актуализован. Постоянным напоминанием об утраченной огласительной практики Церкви является Её главное церковное богослужение – Божественная Литургия. Первая часть литургии называется «Литургией оглашенных» потому, что на ней позволялось присутствовать некрещеным. В её завершении диаконом произносится ектения об оглашенных, а священник читает специальную молитву, в которой он просит Господа о том, чтобы Он призрел на «рабы Своя оглашенныя… соединил их Святой Своей Церкви и сопричел их избранному Своему стаду». Затем диаконом произносится: «Оглашении, изыдите!», после чего все оглашаемые должны выйти из храма, потому как начинается «Литургия верных», за которой могут присутствовать только крещеные христиане. Молитва за оглашенных, которую ни в коем случае нельзя рассматривать как пережиток прошлого, дает нам возможность сконцентрировать внимание современной церковной общины на миссионерской традиции Православия, - традиции, которая, не смотря на всю её общепризнанность, в современных условиях должна заново заявить о себе.


Многие могут подумать, что раз института оглашенных в настоящее время в Церкви нет, значит, он себя исторически изжил и вовсе не нужно делать каких-либо попыток по его возрождению. Думать так, значит вступать в противоречие не только со всем святоотеческим преданием Церкви, но и с основными программными документами Русской Православной Церкви последних лет, касающихся миссионерского делания Церкви. «Концепция возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви» принятая Священным Синодом в октябре 1995 года подчеркивает, что «воспитательная миссия на приходе должна осуществляться по схеме: оглашение– Крещение – научение». В Итоговых документах Съездов епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви обозначено: необходимо «возродить практику оглашения взрослых людей перед их крещением». Поэтому возрождения системы оглашения взрослых перед крещением, является одной из приоритетных задач миссионерского служения Русской Православной Церкви в XXI веке.


Огласительная система возникла в Церкви в силу естественной необходимости, вытекающей из Её миссионерских задач. Апостольская Церковь создала огласительную школу в ответ на призыв Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Катехизация, т.е. последовательное и целостное наставление в основах христианской веры и жизни, установлена Самим Спасителем, так же как им Самим установлены таинства Крещения и Евхаристии. Христос излагает свое учение, не прибегая к письменным формам, потому как на Востоке считалось, что знание можно получить только «у ног учителя». Христа так и называют – Равуни (евр. Rabbi), что значит – Учитель Торы – устного наставления в широком смысле (см. Притч. 4; 1-4). Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Постепенно стали появляться катехизические (огласительные) школы, т.е. возникает катехуменат – организованная институция Церкви для подготовки людей ко крещению и воцерковлению. В IV веке катехуменат расцветает – это время его апогея, так как уходит опасность гонений, и катехизация распространяется повсеместно. В начале третьего века о регулярной катехизации в Риме сообщает сщмч. Ипполит Римский: «Пусть все верующие, пробудившись на рассвете, прежде чем приступить к работе, омоют руки свои и помолятся Богу, а после идут на работу. Но если (в это время) будет огласительное занятие, пусть каждый сочтет более предпочтительным посетить его, рассуждая, что он слышит Бога, говорящего устами наставляющего. Ибо участие в молитве со всею церковью поможет избежать всех злоключений дня». Сщмч. Ипполит настаивает на том, что занятия должны посещаться регулярно и без опозданий. Большинству современных христиан ежедневное посещение храма утром и вечером покажется невозможным условием. Однако для древних в этом не было чего-то непривычного. Даже набожные язычники рано утром перед работой заходили в храм для короткой молитвы или молились перед домашним алтарем. Частые спасительные собрания христиан были духовным противоядием от аналогичных языческих обычаев.


 Желающего принять Крещение приводил в общину т.н. поручитель, который у Тертуллиана именуется «спонсором». Поручитель-спонсор ходатайствует о зачислении пришедшего в число оглашенных, и т.о. становится ответственным перед Церковью за того, кого он приводил ко крещению. По окончании установленного срока обучения оглашенные подвергались испытанию, которое касалось не только знания, которое ими было усвоено, но и всей их жизни.


Великий пост, равно как и Рождественский, обязан своим происхождением именно процессу катехизации. Большинство взрослых в древней Церкви крестили накануне больших церковных праздников, чаще всего накануне Пасхи и Рождества. (Именно поэтому в эти праздники поется «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Святый Боже...») Так, например, святитель Иоанн Златоуст однажды крестил в Константинополе за одну пасхальную ночь около трех тысяч человек. Великий Пост изначально был периодом интенсивного приготовления оглашаемых, принявших решение креститься в ближайшее время. В начале четыредесятницы желающие креститься на Пасху подавали свои имена, после чего их отделяли от остальных катехуменов в особую группу, которая на востоке носила название «просвещаемых». Об этом древнем обычае напоминает ектенья о «просвещаемых», прибавляемая к обычной ектенье об оглашенных на Литургии Преждеосвященных Даров.После Крещения обучение не прекращалось, а продолжалось и состояло главным образом в изложении учения о таинствах (по-гречески «мистагогии» - введение в таинства). Совершалось это сразу после святого и спасительного дня Пасхи, а именно с понедельника в продолжении всех дней Светлой седмицы, когда новокрещенные ежедневно пребывали в Церкви причащаясь Святых Христовых Таин. Сегодня для многих недоуменным вопросом является возможность причащаться за богослужениями Светлой седмицы, тогда как в Древней Церкви это было нормой подтвержденной 66 правилом VI Вселенского собора.


Достигнув своего высшего расцвета в IV и начале V века, катехуменат начинает постепенно приходить в упадок. При огромной массе желающих вступить в Церковь оглашение сводилось к обучению основным истинам веры. В силу этого оглашенных в собственном смысле не оказалось, а остались только одни крещаемые. К полному упадку этого института привело то обстоятельство, что начиная с V века почти исключительным контингентом крещаемых были младенцы. Поучение, правда, не исчезло, оно было перенесено на христианскую семью и восприемников (крестных родителей). В случае массового крещения Церковь полагалась на свое благотворное и преображающее действие на новокрещенных, в сотрудничестве с христианизированным обществом и государством. Между тем, радикальная секуляризация христианских государств, до которой дело дошло в настоящее время привела такую церковную катехизу к весьма серьезному кризису.


 Возрождение катехизации сегодня невозможно без осознания того, что это святое дело, не менее святое, чем любая другая церковная служба. И здесь мы с одной стороны не можем довольствоваться одной обрядовой составляющей катехизации, которая сохранилась в нашем богослужении и делать вид, что одного упоминания об оглашенных в соответствующей ектенье достаточно. С другой стороны, было бы так же неоправданно попытаться реставрировать все как было у древних. В первую очередь потому, что всегда может возникнуть вопрос: какую поместную огласительную практику взять в качестве нормативной – Римской Церкви в конце II века, Александрийской в начале III века или Карфагенской в V веке? Мы должны опираться на целостный опыт святоотеческой эпохи, а не только на отдельные его проявления.


Церковь должна проявить особую заботу и внимание к тем, кто пришел в храм впервые. Желательно, чтобы при храме были люди из числа постоянных прихожан, которые могли бы встретить каждого пришедшего приветливо, ответить на имеющиеся у посетителя вопросы, а также пригласить на регулярно проводимые беседы. Первое впечатление о храме и о Церкви чрезвычайно важно для людей нецерковных. Если, придя в храм, человек тут же наталкивается на бабушку, которая вместо вежливых объяснений сразу начинает делать сердитые замечания, то нет ничего удивительного в том, что этот человек больше никогда в храме не появится. Предварительные беседы могут проводиться не только священником, но и диаконом, а также катехизатором из мирян по благословению священника.


В древней Церкви наиболее интенсивные занятия проводились, как уже было упомянуто, во время Великого поста, а также перед Пятидесятницей, Рождеством и Богоявлением. Традиционными темами подобных занятий были: десять заповедей Моисеевых, заповеди блаженства, священная библейская история, Символ веры и молитва «Отче наш». В своей первой проповеди на Светлой седмице блаж. Августин следующим образом описывает свои огласительные занятия в Гиппоне: «У алтаря Божия мне надлежит прочесть новорожденным [т. е. новокрещеным] проповедь о таинстве алтаря [т. е. Евхаристии]. Я объяснил все, что следовало, о таинстве Символа веры. Я рассказал о таинстве молитвы Господней и о том, как следует произносить ее. Я также говорил о таинстве купели и крещения. Они слышали обо всем этом и приняли все, как было передано». Т. о., четыре проповеди составляли огласительный минимум: о Символе Веры, молитве «Отче наш», Крещении и Евхаристии. Святитель Кирилл Иерусалимский считал необходимым остановиться на Символе Веры подробнее и посвятил ему почти два десятка отдельных трехчасовых занятий.


Одним из наиболее острых вопросов может стать нехватка времени для огласительных занятий, как у священнослужителя, так и у желающего принять таинство Крещения. На это можно ответить тем, что научение людей основам Веры является неотъемлемой обязанностью каждого священнослужителя для чего, конечно же, необходимо находить и место и время. Что касается желающих креститься и сетующих на недостаток времени для оглашения, то здесь хотелось бы обратить внимание на тот момент, что люди, когда речь идет о каких-то житейских делах, прилагают немалые усилия, для того чтобы освоить новую профессию, выучит иностранный язык, освоить вождение автомобилем и т. п., ради этого идут на курсы, учатся, читают соответствующую литературу – и не говорят о том, что у них нет времени. Когда же речь заходит о деле, важнее которого для человека не может быть – о спасении собственной души, то для этого они не хотят приложить и минимум своих усилий.


Оглашение взрослых некоторым может показаться подозрительным нововведением, и духовенство может первоначально встретить непонимание или даже сопротивление как со стороны собратьев священнослужителей, так и со стороны прихожан. Как быть с теми, кто были номинально крещены, но не просвещенны? Следует отметить, что в древней Церкви практическая проблема была прямо противоположной: как убедить многочисленных оглашенных креститься? Взрослым христианам, которые по каким-либо причинам были крещены без оглашения, нужно настоятельно советовать посещать огласительные занятия.


Другим важным вопросом является определение времени пребывания в разряде оглашенных. Сщмч. Ипполит Римский говорит о том, что продолжительность этого пребывания определяется не временем, а поведением оглашаемого. Тем не менее, необходимо определить минимальный срок прохождения огласительных бесед, потому как одной проповеди перед самим таинством Крещения явно не достаточно для того, что в полноте передать человеку, который впервые переступил порог Церкви, все богатство православной веры.. Следует заметить, что для вступления в гражданский брак, заявление подается в ЗАГС за месяц до момента государственной регистрации, что не вызывает у людей никакого недоумения. Это время необходимо для того, чтобы, во-первых, достойно подготовится к новому этапу своей жизни, а также, определить для себя, насколько обдуман этот серьезный шаг. Таинство Крещения также не менее важное и ответственное событие в жизни человека для того, чтобы его обдумать и достойно к нему подготовиться. Конечно, бывают исключительные ситуации, связанные с болезнью или со смертельной опасностью для жизни человека. В подобных случаях Церковь никогда не отказывала в Таинстве, но всегда настаивала на том, чтобы в последующем оно было восполнено церковным научением.


Сегодня, когда очень большое количество членов Русской Православной Церкви являются «крещенными, но не просвещенными», нам необходимо усилить свою просветительскую миссию, предав ей упреждающий характер. Если мы сможем научить человека основам Веры до его Крещения, то несомненно это потребует от нас больших духовных и физических затрат, но тем самым мы сможем воспитать осознанных членов Церкви, которые потом с благодарностью Богу и Церкви станут постоянными прихожанами наших храмов. Сейчас созданы все условия для того, чтобы возрождать все формы миссионерского делания, благоприятный климат церковно-государственных отношений также способствует этому. В нашей епархии практически при каждом благочинии действуют Духовно-просветительские центры, которые могут стать базой для проведения катехизических занятий для оглашаемых. Проведение огласительных бесед может быть облегчено еще тем фактом, что большая часть взрослого населения Белгородчины уже крещена, поэтому вполне реально уделить достаточное количество времени тем людям, которые только желают принять таинство Крещения.


 Церковь – это не музей древности, а живой Богочеловеческий организм, в котором каждое действие, и молитвенное прошение отражает определенную духовную реальность. Нам необходимо приложить максимум своих усилий для того, чтобы то духовное богатство, которое содержится в Православной Церкви, стало бы достоянием всех верных чад Божиих.


3 января 2005 года


Список использованной литературы:


1. Амфилохий (Радович), митр. Литургическая катехиза./Вестник Германской епархии РПЦЗ, 2002, № 5.


2. Гаврилюк Павел, диак. Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви./ Церковный вестник, 2004, №№ 5-6.


3. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. – Белгород: ООО «Дизайн-центр И.К.С.», 1999.


4. Предание Церкви и предание Школы: материалы международной научно-богословской конференции. – М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 2002.


5. Приход в Православной Церкви: материалы международной научно-богословской конференции. – М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 2000.


6. Стамулис Иаков. Православное богословие миссии сегодня. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003.


7. Шмеман Александр, протопр. Водою и Духом / Афанасьев Николай, протопр. Вступление в Церковь. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Хмм, сколько нового можно узнать, не помышляя об этом.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Возможности возрождения системы оглашения перед крещением | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»