Фильм А. Звягинцева «Изгнание»
Новую картину Андрея Звягинцева ждали. После триумфа «Возвращения» не терпелось удостовериться, что это не была случайность, и так хотелось, чтобы молодой режиссер Звягинцев не стал режиссером одного фильма. «Изгнание» по своему продолжает мысли начатые в «Возвращении» и по своему является его неназванным продолжением.
Тема взаимоотношений в семье – вечная тема, и в новой ленте она наполнена безудержным трагизмом. В отношениях главных героев Алекса (Константин Лавроненко) и Веры (Мария Бонневи), мужа и жены, родителей двух замечательных детей, произошел серьезный надлом, сдвиг, который неминуемо ведет к гибели. Вера больше не чувствует по отношению к себе любви, которая некогда была между нею и Алексом. И после того, как она получает известие о том, что она вновь беременна, Вера решается на ложь, потому что отсутствие настоящей любви не дает ей возможности снова ощутить радость материнства. Героиня шведской актрисы Марии Бонневи сообщает своему мужу о том, что ребенок, которого она ждет, не его. Это весть приводит Алекса в бешенство и единственный выход, который он видит – немедленный аборт.
Вся эта семейная драма происходит на фоне удивительных пейзажей, снятых в Бельгии, Франции и Молдове. Каждый кадр фильма, законченная картина, наполненная отдельным смыслом. Тихая и спокойная семейная жизнь рушится в одночасье, как только в ней исчезает главное – любовь.
Фильм очень красивый и печальный одновременно. Как всегда в нем много символов, как всегда замечательная музыка, как всегда не на все вопросы даны ответы и каждый сам вправе выстраивать свою версию событий. Не случайны закрытые двери храма, в тот момент, когда храм им был особенно нужен, но внутренне они уже были готовы решать проблемы совершенно другим способом. Не случайна картина «Благовещения», которую дети собирают из кусочков пазлов – сам фильм становится антиномией Благовещению. Вера, получая весть о том, что она снова станет матерью, задается вопросом, как возможно это, если любви больше нет? Сознательная ложь ведет к сознательному аборту и венцом всего становится смерть Веры, которая была неминуема.
Не случайны строки из послания апостола Павла, которые тоненьким детским голосом читает девочка: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 1-8).
Человеческая жизнь – всегда сложная балансировка на грани добра и зла. Человеку дана свобода и каждый вправе распорядится своей волей так, как ему самому видится. Герои фильма оказываются в сложной ситуации, когда собственных сил для изменения ситуации уже не хватает. Бог дает человеку простую и сложную одновременно заповедь – любить Его и ближнего своего как самого себя. Поэтому, как только уходит любовь, уходит и все остальное, человек сам себя изгоняет из того состояния, к которому призван.
иерей Димитрий Карпенко
Исходное сообщение отец_Димитрий lilumultipass, фильм и не предназначен к вызыванию положительных эмоций. Ребенок был все таки Алекса и Веры, и она сознательно пошла на ложь, в этом весь ужас и трагизм!отец_Димитрий, если Алекс ее любит - то почему не смог простить (пусть даже ложь) и принять? Она даже боялась с ним заговорить... она видела что зло -порождает зло...дети видели отношение отца и росли такими же, вспомните эпизод мальчик кукле отрывает голову и сестричка об этом говорит матери. А разговор в роще детей, о том почему взрослые ругаются... Невежество и глупости взрослых людей отображены в картине...