На торжествах, посвященных 10-летию возрождения Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), среди прочих гостей был также Максимус Урбанович, православный миссионер из Соединенных Штатов Америки. Максимус в прошлом англиканский священник, а теперь истовый проповедник Православия. Со своими проповедями он уже посетил множество стран и континентов. Я конечно же не мог не взять у него интервью для нашего журнала, которое, естественно, в скором времени будет опубликовано (правда, возможно с сокращениями).
[350x468]
- Максимус, Вы родились в Америке. Почему Вы стали православным? Что заставило Вас выбрать именно эту веру?
- Прежде всего, я выбрал Православие, потому что именно таким путем Святой Дух вел меня. Есть три других причины, по которым я стал православным. Первая причина заключается в Правде и полноте учения и традициях Церкви. Особенно в отношении Святого Причастия, Тела и Крови Иисуса Христа. Я думаю, что Православная Церковь учит нас о Таинстве Евхаристии. Настоящее присутствие Христа, настоящее присутствие Его Плоти и Крови заключается в учении, которое он дал апостолам и то, чему они учат нас. Во многих разных церквах есть много разных учений по поводу этого. Для некоторых эта традиция, для других это некое побуждение к действию, для прочих - это просто печенье с соком, но для Церкви – это центральное учение, догмат, и это самое важное в моей жизни. И как пишет о. Александр Шмеман в своей книге «За жизнь мира»: «Вы являетесь тем, что Вы едите». Как спортсмен я могу сказать вам, когда Вы занимаетесь спортом и едите всякую дрянь, то Вы и будете выглядеть также (дословно: if you will eat garbage, you will look like garbage), а если Вы будете есть здоровую пищу, то Вы будете выглядеть здоровым. Если же говорить в духовном смысле, когда Вы принимаете Тело и Кровь Христа, через это совершается таинственное соединения с Ним и Преображение. И это является нашей главной пищей. Второе, на меня очень большое впечатление произвели мученики, которые погибли во времена коммунизма. Когда я был в Белоруссии, то я вошел в часовню, где под куполом я увидел много ликов священников, молодых священников, которые были убиты. И когда я увидел это, я был вдохновлен этим. Их кровь все еще проповедует сегодня. Как писал Тертуллиан: «Кровь мучеников – это семя Церкви». Это меня воодушевило. Таким образом, первая причина – это Евхаристия, Традиция, Таинства Церкви. Вторая причина – это воодушевление кровью мучеников, которые умерли именно потому, что они верили в Иисуса Христа и Его Церковь. И третья причина была очень простой, я вырос в католической среде. Затем, после окончания колледжа я работал с протестантскими церквями, а потом я был посвящен в сан священника англиканской церкви. Да, я знаю многие церкви, но когда я прихожу в Православную Церковь, с Её литургией и святыми иконами, ладаном, с музыкой, а точнее не с музыкой, а с церковным пением, и свечами – это все выглядит красиво. И я думаю, что красота – это то, что многими было забыто, что есть в Церкви. Я чувствую, что те многие люди, которые не приходят в Церковь в воскресенье, они, возможно, идут в горы, к озерам, морям, потому что все это прекрасно. Конечно – это своего рода проповедь от творения к ним, но я чувствовал, что именно красота Церкви влечет меня. Когда я искал жену, я не искал самую смешную девушку или просто девушку, я искал ту, которая самая красивая для меня и то же самое с Церковью. Таким образом, вот эти три причины. Но, в общем, я чувствую, что в Православной Церкви есть полнота учения Христа, полнота Традиции и Церковь была верна им на протяжении 2000 лет.
- Вы были несколько лет англиканским священником. Как на Ваш взгляд, что является главным отличием Православия от других христианских конфессий?
- Основное различие заключается в том, что Православная Церковь оставалась неизменной в своем учении и традициях на протяжении 2000 лет. А другие церкви, начиная с католической, они отошли, откололись от Православной Церкви... Знаете, когда, например, бросают маленький камушек в воду, то он создает такую маленькую волну, но чем дальше камень отлетает, тем волны становятся больше: чем дальше волна отходит, тем больше волн она создает. Таким образом, один раскол, создает другой раскол. Затем протестанты откололись от католической церкви, и при каждом таком расколе менялась суть учения, менялись традиции. И то, что было действительно священным, постепенно становилось менее священным. До тех пор пока это вовсе перестало считаться священным, а стало восприниматься просто как некое духовное учение из Библии, об этом много всякой литературы для самостоятельного изучения. Это все больше напоминает какую-то психологию или книги о том, как быть здоровым и не полнеть. Таким образом, Православная Церковь сохраняет в себе священное: святость учения, традиции и таинств.
- Мы все знаем, что Православная Церковь является Единой и Единственной в этом мире. И мы храним веру в течение 2000 лет. Но католики и другие христиане также понимают, что мы храним в Церкви «что-то» неизменное в течение всего этого периода, но они не хотят присоединиться к Православной Церкви. Люди думают так, если ты родился в католической стране или протестантской, значит, ты должен быть католиком, англиканином или христианином иной конфессии. Что Вы думаете обо всем этом?
- Существует большое заблуждение по поводу националистической религии. Иисус не пришел как русский или как американец, он пришел как еврей. Но Его Церковь не только для евреев, она также для язычников и для евреев одновременно. Христос разрушает все преграды, как об этом говорил апостол Павел. И я думаю, что это не правильно, когда кто-либо говорит: я ирландец – значит я католик, или я иранец – значит я мусульманин.
- Должен быть мусульманином
- Да, должен быть мусульманином. Или, я – русский, значит должен быть православным. Мы православные, потому что мы верим в Иисуса Христа.
- Не потому, что мы русские или любой другой национальности.
- Очень хорошо, что в России имеется православная традиция. Это хорошо, это правильно, но в начале мы христиане, а потом уже русские. Эта страна, этот мир – не наш дом. Мы принадлежим Небу – это наш дом. Именно поэтому я могу приехать в Россию и оставить мою семью в Америке, которые американцы. И когда я приезжаю в Россию у меня больше семья здесь в России, среди русских, потому что во Христе нет разделения, нет различия. Мы все вместе, мы одинаковы – братья и сестры во Христе.
- Максимус, Вы также известны как православный миссионер. Вы проповедуете во многих странах, на многих континентах. В чем заключается главное послание Вашей проповеди?
- Самый главный посыл – это покаяние. Этот посыл очень прост. Покаяние – это не плохое слово, это слово просто означает поворот. Поворот от темноты к свету, поворот от царства мира сего к Царству Божиему, поворот от сатаны к Богу, поворот от греха к спасению. Это очень просто. И в добавление к покаянию должна быть еще вера во Христа. Т.е., основной посыл – это Христос и Его Крест, и Его воскресение и это то, что я проповедую. В целом этот посыл он говорит о любви Божией. Я не пытаюсь называть людей грешниками и не заставляю их чувствовать себя виноватыми, но я делаю акцент на всецелой любви и прощении их грехов. И большинство людей, будь они русские, американца, иранцы, мусульмане или католики, когда они слышат правду об Иисусе Христе, они её не отвергают. Когда же мы перемешиваем правду с национализмом, тогда они говорят, что это частично связано с религией, а частично с политикой. И они это отвергают. Очень часто они отвергают это, потому что они отвергают или меня или Вас, но послание Иисуса Христа – оно универсально. Т.е. проповедь покаяния и веры во Христа, Его Крест и прощение. Людям нужно Его прощение и любовь.
- Наш журнал для молодежи, православной и неправославной. Как Вы считаете, какая на сегодняшний день главная проблема современной молодежи? В Америке или в России.
- Да, это хороший вопрос, это большой вопрос. Основная проблема… Я думаю…
- Потому что сейчас во всем мире большой кризис религии, большой кризис веры.
- Я бы не сказал, что есть большая проблема, я бы скорее сказал, что есть большая возможность. Потому, что это поколение не будет удовлетворено политикой, экономикой, социологией. Они все таки «чего-то» ищут. Но они ищут не в тех местах, они ищут на дискотеках, они смотрят с вожделением на рок или поп-культуру, они смотрят на Америку, на Голливуд, на Мадонну. Это все не те места. Если Вы хотите найти жизнь, удовлетворение и реализацию, то все это вы можете найти только в Иисусе Христе и Его Церкви. Почему я все это сказал, потому что когда я был в колледже, я играл в футбол, американский футбол в команде национального чемпионата, я получил большое кольцо с бриллиантом с номером один, пописывал автографы, меня показывали по телевизору и все что угодно. Это было очень большое событие в моей жизни, в 1982 году, когда мне было 19 лет. И я увидел два типа ребят, два типа людей в нашей команде. Одни ходили в воскресенье в церковь, изучали Библию, принимали причастие, а другие никогда не ходили в церковь, и мне приходилось решать, каких друзей я хотел бы иметь. Я пытался общаться с ребятами, которые не ходили в церковь, я помню, как я однажды подал свою руку, чтобы поздороваться и он посмотрел на нее и просто отвернулся. Как бы говоря: «Кто ты такой? Да ты никто». А другие ребята говорили со мной, как будто бы они были членами моей семьи. И через их жизнь, через их свидетельство я начал изучать Библию, будучи членом футбольной команды. И я именно их выбрал в качестве друзей. Нас показывали по телевидению, потому что мы участвовали в национальных чемпионатах, и один раз телевидение пришло снять наше занятие по изучению Библии, чтобы увидеть источник нашей силы. И когда я вошел в комнату, большинство из моих друзей были смущены, они сидели сзади, а камеры как раз находились впереди. И я подумал сам про себя: «Я что, должен стыдиться Иисуса Христа и прятаться где-то? Нет, никогда!». Поэтому я первым пересел на первое место перед первой камерой. Я не знал это пока еще, но в тот же самый вечер я понял, именно потому, что я вышел во Имя Иисуса, Он также вышел бы ради меня. Тогда еще я не знал, что есть такое место в Библии, которое говорит о том, что «кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцом Моим небесным» (Мф 10:32). И после того, как камеры ушли, мы стали в большой круг и мы начали молиться. Тем вечером я почувствовал Божественный Свет Иисуса Христа. Никто особенно за меня не молился, никто мне не проповедовал, но я возопил к Богу, чтобы Он поднял меня, заполнил меня, направил меня и действительно «что-то» случилось в моей жизни. Я почувствовал Прикосновение к себе, я был Кем-то изменен и с того самого дня я хотел делать только одну вещь в своей жизни – это рассказать всему миру об Иисусе Христе. Я спросил своих друзей: «Что-то с вами случилось?». Они ответили: «Это было прекрасно, но ничего особенного не произошло». Я ответил: «Но что-то со мной случилось, я не знаю что это такое, я не знаю, как это объяснить». Годы спустя один мой православный друг, который учился в семинарии, изучал жития святых, особенно свт. Иоанна Златоуста, он вернулся ко мне с книгой, в которой Иоанн Златоуст написал о том, как он почувствовал призвание к служению. И когда я прочитал это, я сказал: «Это же то самое, что случилось со мной!». Те же самые слова, слово в слово, именно это случилось той ночью 1982 года, скорее всего это был ноябрь. Да, таким образом, я хотел бы сказать молодым людям: стремитесь к Иисусу Христу и Его Церкви. Нельзя быть со Христом без Его Церкви, нельзя быть в Церкви без Иисуса Христа. И, во-вторых, не стыдитесь собственной веры в Бога. Это трудно в этом мире, потому что много друзей, они хотят быть крутыми, они хотят иметь хорошую репутацию среди толпы, они хотят выпить, хотят покурить, они хотят принимать наркотики, хотят спать с девушками и все такое прочее. Но служить Богу, служить Иисусу Христу – это самая лучшая жизнь. И не стыдись своей любви ко Христу, своей любви к Церкви. Потому что если Вы заступитесь за Иисуса Христа, Он заступиться за Вас и сотворит чудеса в вашей жизни. И поможет Вам и даст Вам силы и поведет Вас за собой, будет охранять Вас, будет говорить с Вами и даст Вам мир. Это совершенно необыкновенно, но это правда. Это не просто религия, это не просто традиция, а это живая вера в живого Бога, Воскресшего Спасителя Коим и является Господь Иисус Христос. Это и есть мое свидельство.
- Часто так бывает, что когда человек становится православным, начинает ходить в Церковь, то для него на каком-то этапе существуют только службы, молитвы и больше ничего. Никаких книг, фильмов, музыки и т.д., все это человек начинает считать бесполезным и не нужным. Что Вы думаете по этому поводу?
- Я думаю, что нужно руководствоваться мудростью и интуицией. Потому, как я уже сказал ранее, «Вы есть то, что Вы едите», на Вас также влияет то, что Вы смотрите, то, что Вы слушаете. Не все плохо, дело в то, что мы живем в мире, поэтому мы не можем быть не в мире. Мы не можем просто так голову опустить в песок. И всем нам, поэтому приходиться иметь дело с соблазнами. Мы должны знать, какая музыка полезна для нас, какая прославляет Бога, а какая музыка распространяет тьму. И книги… Я думаю, что нам нужно просто давать искреннюю оценку того, что мы читаем, но опять таки, нам не нужно абсолютно все отрицать. Нам нужно скорее изучить это и понять, плохо это или хорошо. Это то, что я думаю, может быть не то, что Вы хотели бы услышать.
- Спасибо большое за интервью. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Я желаю… Я скажу словами Иисуса Христа: «Ищите прежде Царствие Небесное, а все остальное приложиться вам» (Мф. 6:33). Какие бы нужды, какие бы желания, мечты Вы не имели, ищите прежде Царствие Божие, а все остальное приложиться, не отнимется, а приложится вам. Это мое пожелание всем вам!