• Авторизация


"Возвращаясь" к напечатанному 23-04-2004 14:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Статья для "Нового Ковчега"

Выход дебютного фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» обнажил всю нищету отечественного киноистэблишмента. В то время, как Запад рукоплещет новоявленному киношедевру, Дома его ждут скупые слова поздравлений, которые тонут в море ехидных заметок и разгромных статей «маститых» киноведов. Ситуацию пытались вырулить вручением «Золотого орла», чтобы уж совсем не ударить в грязь лицом перед фестивалями класса «А», на которых картина была нарасхват, но настолько было явно, что «наш Орел» и «их Лев» - из разных весовых категорий, что Звягинцев на церемонии вручения отделался фразой: «Спасибо, что нас заметили на Родине». На одной из телепередач, посвященной обсуждению этого фильма, договорились до того, что в фильме, понятное дело, ничего особенного-то нет, но он снят по неким правилам (!), после чего ему просто нельзя не дать премию (!). Гениально! По этим, наверное, причинам «Возвращение» к «Оскару» не подпустили!
В чем же причина такого неприятия? На мой взгляд, она кроется в нежелании стать узнаваемыми, боязни стать самими собой. Фильм «Возвращение» - это явление чисто русской культуры и именно это почувствовал и оценил Запад – он увидел сложный, противоречивый мир русского человека. Звягинцев тем самым «возвращает» русской культуре ее законное место в мировом искусстве. И этот фильм лишний раз подтверждает, что русская культура, сознательно или подсознательно, всегда имеет христианское начало. Не знаю, на сколько осознанно введены в фильм христианские параллели, но они очень явно бросаются в глаза. Перечислю лишь то, что обратило мое внимание: хронология фильма – неделя, причем события начинаются в воскресенье, которое, согласно христианской традиции – первый день недели; картинная сцена – спящий отец, полностью повторяющая известную картину средневекового итальянского художника Андреа Монтенья «Мертвый Христос» (это сцена особенно поразила веницианскую публику); фотография отца, обнаруженная Иваном в иллюстрированной Священной Истории на странице «Принесение Авраамом в жертву Исаака» (затем этот момент будет присутствовать в финале картины); семейная трапеза подчеркнуто-иерархична; наконец – смерть отца в пятницу. Все эти сознательные или несознательные параллелизмы заставляют признать мысль Тертуллиана о том, что душа у человека по природе христианка.
О чем же фильм? Это история обретения отца. К двум братьям приезжает отец, которого они никогда не видели. Они отправляется в путешествие на водопады, по ходу следования выясняется, что отец должен посетить некий остров, и он берет мальчиков с собой. Во время путешествия отец учит братьев навыкам суровой жизни, чем вызывает острое неприятие себя у меньшего брата Ивана и подобострастное подчинение старшего Андрея. Конфликт отцов и детей перерастает в то, что отец замахивается топором на провинившегося Андрея («Принесение Авраамом в жертву Исаака»), на что младший Иван кричит: «Я убью тебя! Я тебя ненавижу!». После чего следует сцена погони и отец срывается насмерть с вышки. Братья понимают, что случилось, что-то страшное и ужасно-непоправимое. Когда первый раз смотришь этот фильм, и еще не знаешь каким будет его финал – внезапная смерть отца просто шокирует. Печально-звучащий дудук только подчеркивает безысходность происшедшего. Братья понимают, что отец был им дорог, они не просто испугались смерти «какого-то» человека, они осознали ценность отца, необходимость его присутствия в их жизни. Возвращение через потерю, через смерть. Очень христианский взгляд. Фильм оставляет много неразрешенных вопросов: кем был отец; с кем он вел телефонные разговоры; что за клад был им найден на острове – это все остается недосказанным, а значит и не нужным.
«Возвращение» вернуло России былую славу в киноискусстве, а главное, показало, что снимать настоящее русское кино – это не значит делать лубочную картину «а-ля Михалков». Настоящее русское кино всегда ставит извечные вопросы о жизни и смерти, о любви и ненависти, о правде и лжи. И главное зависит от нас, захотим ли мы честно отвечать на эти вопросы или, отмахнувшись от них, будет продолжать жить в мiре «мыльных» телеиллюзий.
С «Возвращением» всех нас!

иерей Димитрий Карпенко

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
В то время, как Запад рукоплещет новоявленному киношедевру, Дома его ждут скупые слова поздравлений, которые тонут в море ехидных заметок и разгромных статей «маститых» киноведов.

это не так
по крайней мере в том, что касается московской прессы, когда фильм только-только вышел на экраны
рецензии были очень искренние и позитивные
по долгу службы я читала многие из них: никакого "разгрома" или ехидства: многие критики были под сильным впечатлением
Фильм оставляет много неразрешенных вопросов: кем был отец; с кем он вел телефонные разговоры; что за клад был им найден на острове – это все остается недосказанным, а значит и не нужным.

что касается образа отца, то первоначально Звягинцев хотел более четко прописать, кто он, откуда:
в сцене, когда мальчишки видят отца спящим, им должна была броситься в глаза татуировка, которая бы все и объяснила
но потом режиссер решил, что это лишнее
зритель все решит для себя сам
по этой же причине он отказался и комментировать фильм: в картине он уже сказал все, что хотел.

Когда первый раз смотришь этот фильм, и еще не знаешь каким будет его финал – внезапная смерть отца просто шокирует.

когда я смотрела фильм, то не знала о другой - настоящей - смерти: о гибели Владимира Гарина, исполнителя роли Андрея, который утонул в том самом озере...

фильм и впрямь потрясает
до мурашек по коже
до того, что потом, после него, еще долго-долго хочется... молчать
annysmily 29-04-2004-11:15 удалить
Отец_Димитрий, это вам........:)
[показать]
annysmily,, спасибо-спасибо :)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Возвращаясь" к напечатанному | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»