Обессмысленный смысл
31-01-2004 12:55
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вот только что свеженаписанная статья на злободневную тарантиновскую тему. Будет опубликована в новом номере "Нового Ковчега".
Обессмысленный смысл
Сегодня невозможно представить себе кино 90-х без имени Квентина Тарантино. Его стремительное появление в киномире разрушало привычные стереотипы, вызывало восторг и бурю эмоций. Лаконичные и гениальные «Бешеные псы», снятые всего за несколько тысяч долларов, стали подлинным киношедевром, где в ограниченном пространстве без всякого действия развивалась настоящая трагедия человеческих судеб. Его дебют был замечен и отмечен на Каннском фестивале, но последующая картина «Криминальное чтиво» - буквально повергла всех в шок. Никита Сергеевич Михалков негодовал по поводу неожиданного успеха «Чтива» и провала своих «Утомленных солнцем». «Золотая пальмовая ветвь» уходила в руки новоиспеченному ниспровергателю нравов. Главным элементом нарождающегося тарантиновского стиля – становится циничная оценка происходящего. Цинизм – как неотъемлемый элемент стиля. Ухмылка на лице при виде человеческой боли. Помните скандал связанный с выходом «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна? Это дело рук того же Тарантино. Подобная киноэстетика стремительно завоевывает популярность, становится востребованной. Появляется целый ряд режиссеров снимающих «под Тарантино». Он угадывает эпоху: человеческая смерть, как повод для иронии. Если еще в «Криминальном чтиве» герой Самуэля Л. Джексона пытается как-то осмыслить свою собственную жизнь, считая, что Господь не случайно спасает его от пуль и это шанс стать на путь праведный, то новая тарантиновская «перезагрузка» «Убить Билла. Том 1» подтверждает его мировоззренческое кредо.
Тарантиновская «муза» Турман с легкостью Нео потрошит своих недавних друзей, что, по замыслу создателя, должно вызывать бурю положительных эмоций. Кровавая нарезка из отрубленных рук, ног, голов и всего прочего должна, оказывается, веселить зрителя. Если раньше веселье вызывало обкидывание тортами, то современный перфоманс предполагает зрелище «погорячее».
Наплевательско-ироничный пофигизм – это стиль современной продвинутости. «Детки», «Доберман», «Карты, деньги , два ствола» - современные молодежные блокбастеры. Бери от жизни всё – не думая о последствиях. Гедонистический радикализм как способ существования. Мир тарантиновских фильмов – это констатация победы смерти над жизнью. Потеря смысла жизни («жить, чтобы умереть»), который еще был важен некоторым героям «Криминального чтива», становится константой новой тарантиновской «матрицы».
Ради чего? Вот главный вопрос бытия. Система ценностей выстраиваемая Тарантино отвергает всякий смысл. Жизнь, настолько никчемная штука, что её отсутствие неплохой повод для поднятия настроения. Это главная составляющая его кинотворчества и эта составляющая становится доминантой в современном восприятии происходящего. Впрочем, ничего не меняется в этом «обществе спектакля», которое снова требует «хлеба и зрелищ» и теперь главным вопросом становится: А где я? Что делаю я по отношению к этому «обществу»? Пассивен ли я в его восприятии? Старая мудрость говорит, если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к этой ситуации. Способность критически осмысливать происходящее, способность давать оценку является тем лекарством от наступающего «общества непрерывного потребления» - которое поможет нам выработать иммунитет к обессмысливанию происходящего.
Сегодня современное общество предлагает нам для потребления информационный продукт. Этот продукт может быть по-разному упакован. Тарантино – это модная, несомненно талантливо исполненная упаковка, в которой содержится новый «обессмысленный смысл». Разворачивая эту упаковку, обращайте внимание на ингредиенты, - за последствия никто не отвечает.
иерей Димитрий Карпенко
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote