[показать]Техники имитации камня – это, наверное, одно из самых новых увлечений декупажниц. По сравнению с техниками старения, оно совсем еще молодое, поэтому у каждой мастерицы есть возможность внести свою лепту в развитие этого направления.
Тем более, что для имитации многих камней не требуется не требуется особых усилий.
Итак, вы решили декорировать предмет в технике имитации камня…
Для начала нужно решить, будет это декор «камень» или «под камень». Или, иначе говоря, будет это какой-то конкретный минерал, или достаточно намека, стилизации под общее понятие камня.
Для стилизации под камень достаточно соблюсти примерную цветовую гамму, воспроизвести фактуру и примерное расположение цветовых пятен. Для точной имитации камня придется постараться – изучить особенности камня, его строение, а затем тщательно это воплотить.
И тот, и другой вариант имеют место быть, главное – чтобы работа выглядела гармоничной и стилистически выдержанной.
Например, мне очень нравятся мои первые работы «под какой-то абстрактный камень»:
Здесь основное впечатление камня дает фактура, выполненная шпатлевкой. Мотив поверх шпатлевки дает ощущение росписи по камню, подрисовка выполнена без границ, плавно перетекает на обратную сторону. Получается «какой-то абстрактный камень» с проявившимся на нем рисунком.
Стилизовать также можно и конкретный камень. Таких работ в интернете очень много, и в целом они выглядят очень мило. У них нет задачи вызвать обман зрения, это просто декор. Они не требуют особой достоверности и тщательности, это просто ощущение, образ.
Ну и самыми сложными по технике являются точные, достоверные имитации, который вызывают обман зрения или полный эффект настоящего камня. Глаз должен увидеть, а мозг должен поверить, что это настоящий камень, хоть на какое-то время.
Итак, если вы хотите стилизовать или имитировать какой-то конкретный камень, то придется сначала подготовиться: выбрать камень, даже его разновидность, собрать образцы (картинки из интернета, собственные фотографии камня, шкатулки, браслеты, бусы, вазы, статуэтки и т.д.).
К примеру, вот фотографии содалита — очень декоративный камень.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
На этих фотографиях вы видите, что содалит бывает разным: более светлым, более темным, с контрастными яркими прожилками или с неконтрастными синими прослойками, с пятнами или без пятен.
Подобрав фотографии образцов, разберите камень на элементы. Определите разные элементы по цвету, структуре, размеру, яркости и т.д. Продумайте, в каком порядке их воспроизвести, какими приемами, подручными инструментами лучше воспользоваться, чтобы по возможности меньше рисовать что-то руками, — тогда рисунок камня будет выглядеть более естественным и хаотичным.
Вам помогут, к примеру, натуральная неотбеленная (она жестче) губка – для создания отпечатков интересной природной структуры, использование жидкой краски, различные лессировки, конечно же, пакеты — с ними отпечатки будут иметь необычную форму и разную степень прозрачности. Пробудите свою фантазию – и, возможно, именно вы придумаете самую реалистичную имитацию какого-то камня :)
Далее выберите один-два несложных рисунка камня, на которые вы будете ориентироваться. Кстати, почему рисунок не должен быть сложным – да потому, что сложные многоцветные рисунки, например, вот такой яшмы, воспроизвести будет очень сложно: руками не передать эту естественность, хаотичность в расположении разных цветовых участков, пятен и прожилок.
Лучше рисунок упросить, чем сделать сложный, но слишком уж искусственный; есть разновидности яшмы, которые имитировать намного проще, а выглядеть они будут так же стильно.
Еще очень важный момент – какая у вас заготовка и где будет размещаться камень.
Какие есть варианты, например, шкатулки:
То есть вам нужно решить, будете ли вы создавать предмет из камня целиком, из разных разновидностей камня, либо камень будет всего лишь вставкой в какой-то другой материал (кстати, какой?)
Значит, теперь пришло время обратить внимание на стилистику и композицию. Как и любая из техник имитации (кроме имитаций старения – эти уместны почти везде), имитация камня требует особой тщательности в сочетании элементов и дополнительных техник, в выборе заготовки для декора и даже в назначении предмета.
Глаз просто не поверит в реальность вашего камня, если увидит его в совершенно непривычном ему, невиданном ранее оформлении: к примеру, малахитовый поднос в обычной городской квартире (малахит – дорогой камень, такой поднос будет стоить уйму денег и ассоциируется с Эрмитажем :)), или же мраморную кухонную доску (тяжеловата, однако, должна быть, — неудобно), мраморную журнальницу (не применяют мрамор для таких целей! По Станиславскому: не верю!) или пестрый камень с невесть как появившимся (то есть вживленным) на нем таким же пестрым рисунком (медальон выглядел бы уместнее и придал бы реалистичности всей работе), или пластинку камня, небрежно обведенную точечным контуром…
Поэтому, если вы хотите получить не стилизованный «камень», а достоверную, убедительную имитацию реального камня, то помните:
Убедительный камень + неубедительное оформление = менее убедительно в целом.
Мне очень нравится вот эта шкатулка: очень стильно, полная иллюзия, и здорово выглядит резьба. Особенно здорово, что нет ничего лишнего, все в точности соответствует стилистике каменных шкатулок, т.е. никакого декупажа (да, картинки на настоящих каменных шкатулках бывают редко), никаких золотых контуров и трафаретов, никакой золотой дымки… Лаконично, и именно поэтому убедительно и стильно. Верю и респект автору!
Мне нравятся именно такие, реалистичные имитации, — люблю экспериментировать с акрилом, добиваться обмана зрения или даже полной иллюзии камня.
…Есть у меня еще одна мысль о восприятии декупажных каменных имитаций. Мне кажется, что лучше не брать для имитации какие-то редкие, нетипичные образцы камня, потому что большинству людей они будут просто незнакомы, а в сочетании с декупажем и другими техниками вообще не будут восприниматься как камень, а будут выглядеть просто как своеобразное оформление, просто интересный декор…
Подводим итог.
Подбирайте друг к другу рисунок камня, форму заготовки, мотив, дополнительные техники (но лучше обойтись вообще без них, максимум – имитация чеканки контуром), фурнитуру. Если делаете шкатулку «под старину», обязательно посмотрите оригиналы, их стилистику, композицию и оформление.
К примеру, эта шкатулка (одна из моих последних работ), на мой взгляд, вполне соответствует стилю (картинки увеличиваются по клику):
[показать]
[показать]
[показать]
Форма заготовки – классическая, имитация позолоченной бронзы, авторский орнамент на чеканке – в классическом стиле, мотив соответствует эпохе и имитирует роспись по фарфору, и, конечно, камень — инкрустация родонитом, который часто использовался для отделки предметов интерьера… Особенно мне нравится имитация родонита – полная иллюзия камня. Но, как видите, много работы понадобилось не только для имитации камня, но и для достойного ей оформления.
Еще очень важный момент, который, к сожалению, встречается не всегда. Если вы делаете имитацию шкатулки из камня, помните: у камня должна быть толщина; камень – это отдельный материал, который не может плавно перетекать в мотив или золотую окантовку губкой. Не может быть на боковинах камень, а на срезе боковин – окрашенное дерево :) Если вы делаете золотой узор через трафарет – придайте ему хотя бы небольшой объем, ведь на настоящем камне никто не делает рисунок золотой краской через трафарет. Желательно продумать каждую мелочь, потому что здесь они особенно важны.
И последнее. Имитируя камень, не забывайте, что, как правило, предметы из камня – это вещи дорогие, эксклюзивные, максимально лаконичные и не кричащие, без излишеств и наворотов, сдержанные и стильные в своей простоте. Помните об этом и не загромождайте имитацию камня контурами, наклейками, фурнитурой плюс объемными элементами. Выберите что-то одно)))
Кстати, фурнитура и контуры выглядят по-разному, и если в работе использована металлическая фурнитура, то контур точно не будет выглядеть как настоящий металл :( Лучше всегда выбирать либо контур, либо фурнитуру.
Именно лакировка делает камень камнем. Чтобы понять, какой должна быть лакировка у вашей работы, посмотрите на мраморную облицовку метро, переходов, домов. Идеально ровная, с четкими углами, почти зеркальная – средствами декупажа можно только приблизиться к идеалу. Поэтому придется наносить много слоев лака, вышкуривать, чтобы выровнять фактуру краски, затем наносить финишный слой глянцевого лака. Не забудьте создать четкие ребра и углы. В общем, это мой самый нелюбимый этап :)
В результате поверхность должна получиться примерно такой, отражающей (имитация камня унакит):
Ну и в конце хотелось бы посоветовать, как всегда, все то же: тщательно продумывайте работу, ищите аналоги в реальности, продумывайте все до последней мелочи. Желаю вдохновения и красивых имитаций!