Грегор Лерш – один из самых известных в мире флористов. Мэтр. Учитель. Философ. Его отношение к флористике исключительно серьезно.
Создавая композиции, Лерш не стремится ни понравиться публике, ни выразить себя. Он провозглашает идеи, доказывает, что флористика – подлинное искусство, несущее глубокий философский смысл.
Понятие о растении – центр философии Лерша. Эволюционная цепочка в его представлении выглядит так: растение – животное – человек. Что такое цветы, с точки зрения Лерша? Хрупкие и беззащитные создания, на которые лучше просто смотреть.
Но человек не может побороть желания сделать цветок частью своей жизни. И тот, кто способен ощутить беспомощную трогательность растений, становится им другом. Поклонение красоте растений – в этом мэтр видит предназначение флористики.
Растения срезают, упаковывают… И это любовь? Лерш отвечает: «Да!» Потому что о цветах думали. Они вызвали восторг, радость. Их приобщение к миру человеческому сопровождалось особым ритуалом, который свидетельствует об уважении к ним.
Бесконечное число флористических аранжировок было создано благодаря стремлению постичь прекрасную сущность цветка. Востребованность цветов – это глубокий эмоциональный голод.
Грегор Лерш родился в 1949 году в городе Bad Neuenahr. Дом Лерша, окруженный изумительным садом, как говорит мэтр, «пророс» из сада. Сад живет уже 140 лет, он создавался пятью поколениями и хранит память о них. Мэтра трудно застать дома. Миссионер от флористики, он стремится передать людям свою философию природы. Г. Лерш необычайно деятелен. Он проводит семинары и симпозиумы, организует выставки и участвует в выставках в разных странах, выпускает книги и сотрудничает с журналами и газетами. Но Грегор Лерш не только философ и учитель, он еще и блистательный практик. Его творения находят и повседневное применение. Но в первую очередь Лерш создает уникальные цветочные композиции, флористика для него – высокое искусство.
Поясняя свое отношение к флористике, Грегор Лерш ссылается на учителя – Альберта Юриха. Тот считал, что флорист должен соединить человека, окружающую среду, конкретную обстановку, время года и цветок. «Мы честны по отношению к растениям только тогда, – говорит Г. Лерш, – когда не выставляем напоказ свое “я”.
Аранжировщика должно побуждать к творчеству чувство, чистая экспрессия. Потребность создать композицию должна быть насущной жизненной необходимостью – только тогда в нашем общении с растениями нет лжи». Композиции Лерша всегда узнаваемы, как узнаваемы, например, картины Ренуара или Коро. Во многих аранжировках отражено стремление Лерша соединять «миры».
Аранжировки Лерша подобны стихам – они замечательно передают настроение времени года. Флористика может вызывать этические сомнения, считает Лерш. Что настоящее, а что искусственное в композиции? Искусственного много. Но растения, включенные в контекст предметов и аксессуаров, рождают новый прекрасный образ. И этот образ, безусловно, живой, ведь и рукотворные предметы оживают, подпитываясь энергией цветка. Это чудесное преображение никогда не перестанет удивлять, и искусство флористики будет развиваться, отвечая потребностям человеческой природы.
http://subscribe.ru/group/tsvetyi/1046827/
www.gregorlersch.de