О происхождении сборника "Учение Храма.С Горной Вершины"
Правда, Высшая Истина, Вселенская Мудрость... Атман, Дао, Вакан-Танка... Веданта, дхарма,
теософия... Различным образом именует человечество единую глубинную суть бытия, её носителя
и пути её постижения. Но где бы и когда бы (в Европе, Азии или в Америке, в глубочайшей древности
или ныне) ни устремлялся дух и разум человека к познанию формы и содержания мира и жизни,
он неизменно движется в одном и том же направлении,
и при этом весьма сходным образом.
В сложном хитросплетении объективной и субъективной реальности в конечном счёте именно
субъективное познание является для человечества единственным реальным инструментом изучения
и себя самого, и окружающего мира. Потому не удивительно, что на фронтоне храма дельфийского
оракула была начертана знаменитая заповедь: "Человек, познай себя", а исследование мира
собственной души (включая изменённые состояния сознания) стало для человечества первым
материалом для мировоззренческого осмысления реальности. Первыми исследователями
на этом пути стали шаманы, люди, так или иначе получившие доступ к изменённым состояниям сознания
и, соответственно, к тому запредельному опыту, который воспринимался человечеством как контакт
с сакральной реальностью,первичной и высшей по отношению к нашему, видимому, миру.
По всей видимости, именно этот процесс приводил к формированию мифов древних народов.
Но контакт с иномиром и его весьма разнообразными проявлениями, как благотворного
так и вредоносного характера, привёл духовидцев к абсолютной необходимости принципиального
различения светлых и тёмных (а так же бессознательно-нейтральных) сил незримых сфер.
Ориентация на светлую и тёмную иерархии породила белый и чёрный шаманизм, белую
и чёрную магию. Отсюда же возникло и представление о Белом Братстве Великих Адептов
(Учителях Человечества) и тёмном братстве (братьях тени).
Именно на контакте с представителями Великого Белого Братства строились
все эзотерические учения человечества на протяжении всей его истории
от тайных обществ до оккультных орденов современной Европы.
В последней четверти прошлого столетия Е. П. Блаватская выступила обновителем и глашатаем
теософской традиции от лица всё тех же Великих Адептов (называвшихся ею Махатмами),
как их посланец и представитель. Центр созданного ею в Нью-Йорке вместе с полковником
Г. С. Олькоттом Теософского Общества вскоре был перенесён в Индию. Американское же отделение
в дальнейшем возглавлял её единственный по-настоящему близкий духовный ученик и продолжатель
Уильям Джадж, руководивший в том числе и эзотерической секцией Общества в Америке.
В свою очередь его ученик Уильям Г. Доуэр организовал в Сиракузах (штат Нью-Йорк) отделение Общества,
в которое вступила Франчиа Ла Дью, восстановившая после ухода из жизни Е. П. Блаватской
прямой контакт с Братством Учителей.
Свой путь к практической теософии У. Г. Доуэр и ф. Ла Дью начали с постижения
глубинных основ первобытной духовной культуры человечества, а именно религии
индейских племён союза ирокезов. Именно на примере социальной организации, сельскохозяйственной
практики и духовной жизни ирокезов будущие основатели Храма Человечества поняли идею Великого
Мира и тотального всестороннего нерасторжимого единства всего сущего: Бога-Отца, Небесной
Иерархии, человека и Матери-Земли с её минеральным, растительным и животным царством,
где всё проникнуто высоким божественным присутствием. Они приняли самое активное участие в жизни
и борьбе за свои права племени онондага и стали одними из очень немногих белых американцев,
посвящённых в члены племени. Их принял род черепахи, что само по себе символично,
ибо в ирокезской мифологии черепаха олицетворяет собой проявленное мироздание
в его первоначальной гармонии.
Как и Е. П. Блаватская, и позднее Е. И. Рерих, Ф. Ла Дью прошла неизбежно драматический
этап кризиса посвящения (болезненное физическое и душевное преображение) от первых
прозрений и зовов до подлинного озарения и постоянного высокого общения. В 1898 году Учитель
Илларион поручил Доуэру и Ла Дью основать на новом месте новую организацию, Храм Человечества,
которая станет не просто обществом преданных Учению людей, а общиной, всей своей жизнью
и деятельностью показывающей миру пример одухотворённой жизни на принципах Учения
в гармонии с Богом, природой и людьми.
В 1903 году община была перенесена в Алсион
(Калифорния), где был приобретён участок земли на тихоокеанском побережье с просторным
трёхэтажным домом в викторианском стиле, где доктор Доуэр оборудовал гостиницу и санаторий.
Здесь Храм Человечества смог, наконец, организовать свою внутреннюю жизнь и общественное
служение в полном соответствии с поставленными Учителем задачами и постоянным руководством
с его стороны в виде регулярных посланий, передаваемых через Голубую Звезду (эзотерическое
имя, данное Ф. Ла Дью после её окончательного посвящения).
Эти послания представляли собой руководство жизнью общины и поэтому включали
в себя и духовные наставления, и сведения по оккультным наукам, и практические
рекомендации в самых различных областях деятельности от сельскохозяйственных
приёмов до принципов ведения экономики. Послания регулярно публиковались на страницах
издаваемого Храмом Журнала "The Temple Artisan" (Мастеровой Храма). Впоследствии они
были собраны в тематические сборники и составили то, что сегодня мы называем Учением Храма.
Одним из таких сборников является собрание духовно-нравственных наставлений и воззваний,
объединённых под названием "С Горной Вершины".
В соответствии с теософскими традициями Храм Человечества не придерживается
какого-либо конкретного вероисповедания. Среди его членов представители самых
различных религиозных конфессий и направлений. Ежегодно в полдень в Храме проводится "служба
исцеления", с медитациями и молитвами о здравии и безопасности мира. Проводятся и открытые
службы, лекции и медитации. Содержание и форма этих служб указаны Учителем. Практикуется
и посвящение в духовный сан, но священники Храма не выступают в роли посредников между
человеком и Богом, поскольку в Учении Храма каждый человек сам является
священнослужителем в своих взаимоотношениях с Богом.
Три главные заповеди Храма: "Верования уходят,сердца остаются",
"Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой"
и "не судите и не судимы будете"
Д. Н. Попов