• Авторизация


"Лакомство для наиболее утончённых слушателей". 15-08-2015 12:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения liudmila_leto Оригинальное сообщение

[показать]Английский композитор, историк музыки и органист Чарльз Бёрни (1726—1814 ) писал в 1776-м году: «Пожалуй, не существует инструментальной музыки более вдохновенной, элегантной и милой, нежели квинтеты Боккерини… Это лакомство для наиболее утончённых слушателей и строгих ценителей искусства музыкальной композиции». Его мнение разделяли многие. В конце 18-го начале 19-го века с Луиджи Боккерини по популярности могли соперничать разве что Гайдн и Моцарт.



[показать]
ЛУИДЖИ БОККЕРИНИ
(1743 — 1805)
итальянский виолончелист и композитор

[показать]


Квинтет №1 ре минор, G. 445




I. Allegro moderato
II. Cantabile
III. Minuetto
IV. Finale: Allegro assai

*****

Квинтет №2 ми мажор, G. 446




I. Maestoso assai
II. Adagio - Allegretto
III. Polacca: Tempo di Minuetto

*****

Квинтет №3 си-бемоль мажор, G. 447




I. Allegro moderato
II. Tempo di Minuetto
III. Adagio
IV. Allegro

*****

Квинтет №4 «Фанданго» ре мажор, G. 448

I. Pastorale
II. Allegro maestoso
III. Grave assai - Fandango
IV.Andantino pausato




*****

Квинтет №5 ре мажор, G. 449




I. Andantino pausato
II. Minuetto (Allegro)
III. Allegro giusto
IV. Andantino pausato con variazioni - Allegro giusto

*****

Квинтет №6 соль мажор, G. 450




I. Allegro con vivacita
II. Andantino lento
III. Tempo di Minuetto and Trio
IV. Allegretto

*****

Квинтет №7 ми минор, G. 451

I. Allegro moderato


II. Adagio


III. Minuetto


IV. Allegretto




*****

Квинтет №9 «Ночная стража в Мадриде» до мажор, G. 453


«Ночной дозор в Мадриде» - вольный, но наиболее точный по смыслу перевод названия самого знаменитого из квинтетов – “La ritirata di Madrid”, буквально – «Уход из Мадрида». Финал квинтета – маршеобразная тема с 12-ю вариациями – чрезвычайно живописен. Начинаясь очень тихо, музыка постепенно набирает силу до определённого момента, затем становится всё тише и в конце замирает. Ясно представляешь себе проходящий мимо и удаляющийся в ночь военный дозор.



I. Allegro maestoso assai
II. Andantino
III. Allegretto
IV. 12 Variazioni, "La Ritirata di Madrid" (The Retreat from Madrid)


Примечание: Квинтеты №№ 8, 10, 11, 12 утрачены.


Все части цикла по-своему замечательны.
Выделим самые яркие и выразительные части цикла.

Финал Квинтета №1 – воодушевленная, радостная музыка не без энергичного энтузиазма, с громкими, оглушительно звучащими аккордами гитары в кульминациях.

В третьей части (Tempo di minuetto) Квинтета №2 привлекает внимание красивая танцевальная мелодия. Невольно закрадывается в голову мысль: если переложить этот номер для одной гитары, то получится нечто равноценное знаменитому Менуэту Боккерини.

Бесподобно звучит гитара в третьей части (Adagio) Квинтета №3, где царствует спокойное, гедонистическое созерцание мира.

Фанданго, завершающее Квинтет №4, рисует народный праздник. Люди увлечены танцем, гитара выбивает ритм бряцающими аккордами, ей вторят кастаньеты, неповторим и пленителен испанский колорит музыки.

Красивыми мелодиями с оттенком романтизма отличается третья часть (Allegro) Квинтета №5.

Заключительный номер Квинтета №6 обозначен как Allegretto. Это милая, изящная миниатюра, где нашлось место для гитарного соло. Нас трогает наивная, детская, беззаботная музыка.

В Квинтете №7 вновь блистает Менуэт с ликующим, радостно-приподнятым настроением, в котором есть место и для лирических эпизодов.

Безусловно, Квинтет №9 – это кульминация огромного музыкального полотна, своим сравним с гобеленами Гойи. Речь идет о четвертой части Квинтета, знаменитой «La Ritirata di Madrid». Издали доносится маршеобразная тема. Это ночной дозор покидает Мадрид. Музыка постепенно набирает силу и доходит до бетховенской мощи. Гитара подчеркивает ритм ударами аккордов, звучание достигает кульминации, после чeгo возвращается к первоначальному пиано. Тьма медленно поглотила гвардейцев. Не исключено, что композитор выразил здесь свои патриотические чувства, пламенно горевшие в сердцах Луиджи Боккерини и Франсиско Гойи. У него получили музыкальное претворение борьба и героизм испанского народа. В этом моменте композитор и живописец особенно близки друг к другу.

И как здесь обойтись без гитары? Разве можно было не ввести ее в состав струнного квинтета?
Боккерини сделал это с блеском и мастерством, оставив нам высочайшие художественные произведения с участием гитары.

источник- [показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Лакомство для наиболее утончённых слушателей". | Людмила_Констанденко - Дневник Людмила_Констанденко | Лента друзей Людмила_Констанденко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»