Льва Николаевича Кекушева можно с уверенностью назвать основателем уникальной архитектурной "школы" московского модерна. Будучи пионером этого стиля, архитектор коренным образом повлиял на его формирование, а созданные им постройки радуют москвичей и гостей столицы и в наши дни!
Лев Кекушев (1862 - 1917)
Родился Лев Николаевич Кекушев в Вильнюсе в 1862 году. Среднее образование он получил там же, однако профессиональное обучение он прошёл уже в Санкт-Петербурге, в Институте гражданских инженеров. Самыми первыми проектами архитектора были утилитарные сооружения на территории скотобоен на Московском проспекте (близ Обводного канала).
Как известно, в Петербурге архитекторов было великое множество, и начинающему зодчему было очень сложно получить заказ для самостоятельной деятельности. Так что Кекушев принял решение перебраться в более перспективную в этом плане Москву, что он и сделал в 1890 году. С этого судьбоносного переезда и началась творческая карьера архитектора. О деталях биографии, связанных с творчеством зодчего, я подробнее расскажу на примере его построек, так что дам краткую характеристику жизни Кекушева в Москве. А сказать тут можно одно - за время своей деятельности Кекушев стал одним из самых почитаемых архитекторов в городе. Заказы ему давали самые знатные купцы и богачи того времени - для них он строил особняки в своём неповторимом стиле.
Пик творчества архитектора пришёлся на 1898-1906 годы. Именно тогда Лев Николаевич создал практически все свои известные постройки. Однако, после 1906 года востребованность архитектора сошла на нет - во многом на это повлиял спад интереса заказчиков на сам стиль модерн.
Особняк Кекушевой на улице Остоженка - одно из самых ярких и выдающихся творений Кекушева, созданное в период бурного процветания московского модерна - в 1903 году
Последняя постройка архитектора датирована 1913 годом - после этого Кекушев буквально пропал из истории, о нём больше не было ни одного упоминания ни в газетах, ни в мемуарах. Долгое время судьба архитектора была тайной, покрытой мраком, однако уже в постсоветское время была обнаружена автобиография дочери Льва Николаевича, в которой говорилось о том, что её отец провёл последние годы своей жизни в психиатрической клинике: с 1913 по 1917 год. Сложно сказать, как обстояли дела на самом деле. Неизвестно, в связи с чем и с каким диагнозом Кекушева поместили в лечебницу, скорее мы никогда этого и не узнаем. Неизвестно и о месте погребения зодчего. Известно только одно - с 1913 года архитектор прекращает творческую деятельность и в обществе не появляется. Вот такое печальное завершение жизни талантливого и важного для культуры России архитектора.
Самый яркий пример льва в качестве декоративного украшения - это скульптура, венчающая всё тот же особняк на Остоженке
Самой узнаваемой чертой архитектуры Кекушева являются закруглённые арочные формы - они присутствуют буквально в каждой постройке архитектора. Обычно форму арки Лев Николаевич придавал оконным и дверным проёмам. Кроме того, зачастую Кекушев располагал двери и окна домов в углублениях на фасаде, что придавало постройкам внешнюю "монолитность".
Дата постройки: 1898-1899
Особняк Листа является не только одной из первых самостоятельных построек Кекушева, но и первым в Москве (и одним из первых в России) архитектурным объектом, выполненным в стиле модерн.
Строить особняк в совершенно новом для России стиле - решение достаточно смелое, и во многом оно было связано с тем, что Кекушев возводил его для самого себя (на свои средства), а значит при проектировании постройки он имел полную творческую свободу и не был ограничен пожеланиями заказчика. Впрочем, судя по тому, что уже через год особняк был куплен немецким предпринимателем Отто Листом, риск Кекушева был оправдан, а архитектура модерна пришлась по вкусу москвичам.
Особняк Листа обладает интересной архитектурой, его можно рассматривать очень долго - обилие деталей на фасаде поражает! Помимо типичных для Кекушева черт, хочется отметить мозаичные панно, на которых изображены растения и обитатели речного дна (характерные для модерна)
Отдельного внимания заслуживает и сама отделка здания: в ней Кекушев создаёт контраст между кирпичной кладкой на самом фасаде и тарусским мрамором, которым отделаны наличники и парадный вход. Небольшая угловая лоджия с миниатюрной колонной-подпоркой - эта деталь придаёт атмосферу уюта, а также делает его узнаваемым среди других построек Кекушева!
Фрагменты декора дома Листа.
В общем, не дом, а настоящее произведение искусства, и фотографией его красоту в полной мере, увы, не передать.
В первой же своей постройке в стиле модерн Кекушев использует характерную для него "деталь-роспись" : изображения льва на фасаде.
Стоит отметить, что небольшой по размерам, особняк оказал огромное влияние на формирование творческого стиля Льва Кекушева, а также на развитие русской архитектуры в целом. Кроме того, особняк пришёлся по нраву многим богатым и именитым жильцам.
Дата постройки: 1899
Башня особняка Коробкова играет особую роль: она нарушает идеальную симметрию здания, тем самым притягивая к себе внимание.
Очень интересная постройка Кекушева, в которой мотивы арок в оформлении оконных проёмов достигают своего апогея. Протяжённое вдоль Пятницкой улицы здание выделяется из окружающих домов не только красивым декором, но и гармоничным ритмом, созданным с помощью непрерывного ряда окон второго этажа.
Особняк Трифона Коробкова производит особенно сильное впечатление: вокруг него на Пятницкой улице больше нет настолько роскошных и красивых зданий (этот особняк вполне может побороться за звание самой красивой жилой постройки Замоскворечья)!
Нельзя не обратить внимания и на кованную ограду около дома, растительный узор которой так характерен для стиля модерн.
Дата постройки: 1900-1903
Особняк Кекушевой - одна из самых ярких и выразительных работ Льва Николаевича за всю его творческую карьеру.
1910 год
При строительстве особняка был использован слегка доработанный проект, уже существовавший ранее: Кекушев создал его по заказу Саввы Мамонтова для строительства особняка в совсем другом месте, но, в связи с арестом и разорением последнего, Лев Николаевич, решил использовать его при строительстве особняка по заказу своей жены.
Во внешнем виде здания наблюдаются все характерные черты построек Кекушева: начиная от арочных углублённых окон, заканчивая выразительной скульптурой Льва, обосновавшейся на крыше дома. Стоит ли говорить о качестве материала, использованного Кекушевым при строительстве собственного особняка? Оно, как и всегда у построек Кекушева, на высоте!
Вид особняка со двора
Детали декора здания.
Ещё одна интересная деталь этой постройки: несимметричная относительно фасада башня, придающей особняку схожесть с европейским замком.
Дата постройки: 1901
Напротив особняка Кекушевой находится ещё одно творение Льва Николаевича - особняк Лыжина, который сильно отличается от своего "соседа" - он выглядит гораздо более строгим из-за своих прямых форм и более скромного декора. Впрочем, строгость форм не удивительна - Кекушев перестраивал особняк из уже существующего здания, а не с нуля.
И здесь тоже львы...
Дата постройки: 1901 год
Завершают архитектурный ансамбль Кекушева на Остоженке два доходных дома, которые я решил объединить в один пункт, так как они соединены по "Петербургскому" принципу - между зданиями нет прохода, они построены "сплошным фасадом". Да и возведены они были в одно время - просто заказчики у них разные.
Дом Кекушевой стилистически хорошо дополняет расположенный по соседству особняк. Любопытно, что и этот доходный дом, и особняк официально были записаны на жену Льва Николаевича, Анну Иоанновну (с которой, к слову, Кекушев жил не до конца своих дней - они разошлись ещё в начале 1910-х годов). В чём причина оформления всей недвижимости зодчего на жену не известно.
Дом Грязнова выглядит проще, чем собственный доходный дом архитектора. Впрочем, это не мешает этим постройкам гармонично сочетаться и составлять цельный архитектурный ансамбль!
Дата постройки: 1903-1904
Ещё один шедевр Льва Кекушева, внешний вид которого вряд ли может оставить кого-то равнодушным.
Фото 1910 года
Особняк Миндовского, как и расположенный по соседству особняк Понизовского (в наши дни он перестроен и, увы, не представляет особого интереса), были построены в одно время по заказу торгово-строительного акционерного общества - организации, по своему роду деятельности напоминающей современные строительные компании: они возводили недвижимость и продавали её "под ключ". В то время такой подход был редкостью - почти всегда заказчиком изначально выступал будущий владелец, без посредников.
В отличии от более ранних построек, в особняке Миндовского Кекушев использует все самые яркие приёмы московского модерна: плавные изгибы форм здания, которые я уже упомянул ранее, окна причудливых форм, маски девушек в верхней части дома, асимметрию фасадов. Так что особняк Миндовского можно назвать не только одним из самых красивых домов Москвы, но и настоящим образцом архитектуры московского модерна!
Есть у особняка Миндовского и немного нетипичные детали. Например скульптура девушки на крыше здания, что немного выбивается из стиля.
Прекрасный архитектурный декор особняка.
Особняк Миндовского является одной из лучших работ Льва Кекушева.
Со стороны Скарятинского переулка можно видеть изящную ограду - скромную, но очень красивую!
Дата постройки: 1899-1905
Гостиницу Метрополь можно с уверенностью назвать настоящей "энциклопедией" московского модерна: над ней трудилась целая команда архитекторов и художников, а проекты здания изменялись прямо во время строительного процесса. Причём происходило это как намеренно (конкурс на фасады здания разыгрывался несколько раз по воле заказчика), так и по воле случая (пожар на строительной площадке в 1901 году очень сильно повредил здание, так что его внутренняя отделка была в который раз кардинально изменена).
На самом деле, про Метрополь можно рассказать огромное количество интересных вещей: начиная от эксцентричного заказчика Саввы Мамонтова, и заканчивая невероятным переплетением творческих путей архитекторов этого здания.
Кекушев сыграл важную роль в строительстве Метрополя: именно он создал первоначальный проект здания, ему принадлежит авторство планировки гостиницы и общее настроение оформления её фасадов. Однако, спустя некоторое время после начала строительства главным архитектором гостиницы был назначен другой зодчий, Вильям Валькот - теперь он отвечал за внешний вид здания. Однако, Кекушев всё равно влиял на деятельность Валькота - можно сказать, что они работали в паре.
Мозаичные панно на фасадах Метрополя
Один из шикарных интерьеров Метрополя
Сложно сказать - является ли Метрополь главной постройкой в жизни Кекушева. По масштабам строительства - бесспорно да, но вот по вкладу в процесс проектирования - сомнительно. Всё-таки Метрополь - это плод работы множества талантливых архитекторов того времени, одним из которых был и Кекушев, но называть его главным создателем гостиницы было бы неправильно.
Дата постройки: 1904-1906
Доходный дом на Пречистенке, построенный Кекушевым в 1906 году, считается одним из самых красивых доходных домов Москвы в стиле модерн. Все те черты, которые Лев Николаевич использовал в своих более ранних постройках, он воплотил в доме Исакова, но сделал это грамотно, без нарочитости - умело и со вкусом!
Дом Исакова обладает выразительной пластичностью: мотив волны начинается с боковых эркеров, а завершается металлическим карнизом, совершающим плавный изгиб по центру.
Отдельного внимания заслуживает оформление последнего этажа здания. Вообще, для московского модерна характерен следующий приём: архитектор повышает насыщенность декора на фасаде постепенно - от первого невыразительного этажа до последнего, оформленного ярче всего. Такая же история и у дома Исакова: пятый этаж здания оформлен особенным образом: он ярко выделяется на фоне остального здания своим богатым орнаментом, а посередине дома расположено крупное круглое окно, вокруг которого восседают две горельефные женские фигуры.
Ну и куда без "подписи" своего творения? Да, у этого здания тоже есть львы: это конечно не статуя, а всего лишь маски в оформлении карниза, так что человек, не знающий об этой особенности построек Кекушева, эти, хоть и маленькие, но очень интересные детали вряд ли заметит.
Архитектурные детали доходного дома Исакова
Архитектурная карьера Кекушева стремительно взлетела в 1899 году (после строительства особняка Листа), и не менее стремительно погасла после 1906 года - именно в эти семь лет Лев Николаевич создал всё то, что потом назовут "Москвой Кекушева".
Москва Льва Кекушева.
Первой самостоятельной работой Кекушева в Москве стал, возможно, небольшой особняк А.И. Обуховой в Малом Козловском переулке. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка зодчего.
Проект Ново-Никольских торговых рядов выполнен архитектором Л.Н. Кекушевым по заказу Петербургского общества страхования, для посетителей ряды были открыты в 1903 году после завершения отделки интерьеров. Центральный купол здания гармонично сочетался с башней колокольни расположенного рядом Заиконоспасского монастыря. Фасады строения имели огромные окна с дубовыми рамами, маленькие колонны, обрамляющие окна третьего этажа, изящный лепной декор в виде маскарон.
Ново-Никольские (Иверские) торговые ряды, Никольская улица 5/1, Москва. 1899–1900
Реконструкция ресторана Прага была завершена Кекушевым в 1902 году. На этой фотографии - здание справа после этой реконструкции.
Впоследствии здание еще трижды перестраивалось. Более привычный для нас облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда и появилась колоннада на крыше. Так "Прага" выглядит сегодня.
Дом № 42 на Поварской изначально выглядел не так, как сейчас. Угловую башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой. При перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен.
Особняк Понизовского, фото 1902 года (не сохранился)
В 1914 -1915 годах осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л.Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию.
Чтобы понять авторский замысел сейчас, надо посмотреть на здание с угла: дом как будто составлен из отдельных объёмов, уступами поднимающихся к угловой башне на углу Поварской улицы и Скатертного переулка.
Особняк М.С. Саарбекова, Поварская улица, 24. 1899-1900.
Жилой дом на Поварской улице известен как второе по времени произведение модерна в Москве. Сейчас имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Доходный дом Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21. 1902
Уже после публикации первых проектов гостиницы "Метрополь", появилось множество заказчиков домов в модном стиле того времени.
Доходный дом Быкова, 2-я Брестская улица, дом 19/18. 1909. (фото 70-х годов ХХ века) Сейчас дом на реставрации.
Этот четырёхэтажный особняк в центре Москвы появился в 1909 году по проекту Льва Кекушева. Изначально это был доходный дом, на первом этаже которого располагались магазины. Для своего времени технология его строительства считалась передовой - были использованы железобетонные перекрытия и металлические опоры, хорошо сохранившиеся по сей день. Здание отличали сложные фигурные оконные переплеты с уникальными дутыми стеклами, которые за счет игры света напоминали с улицы витражи.
Комплексная реставрация доходного дома Быкова началась в 2013 году, когда здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время практически завершена реставрация фасадов, начинается восстановление внутренних помещений. Планируется, что все уцелевшие детали интерьера соберут вместе в одной-двух комнатах на втором этаже. После реставрации дом будет жилым.
Ресторан "Эльдорадо" построен в 1908 году архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту, разработанному Л.Н. Кекушевым. Строительство ресторана "Эльдорадо" могло стать одним из крупных проектов Кекушева.
Бывший ресторан "Эльдорадо", Красноармейская улица,1. 1908
Первоначальный авторский замысел, осуществлённый другим зодчим со значительными изменениями, сейчас читается в сложном и оригинальном пространственном решении. По-видимому, Кекушев не смог закончить этот проект, по каким-то не известным причинам.
Особняк Носова, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1. 1903
В 1903 году этот участок находился в нескольких км от Москвы, а теперь это почти центр. В истории Москвы был период, когда промышленники стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы неподалёку от своих заводов и фабрик. Такой особняк был построен в 1903 году по проекту Л.Н. Кекушева. Принадлежал он старообрядческому купеческому роду Носовых.
Процесс возрождения этого памятника истории и культуры начался в начале 90-х годов прошлого столетия по инициативе Российской государственной юношеской библиотеки и на средства Министерства культуры Российской Федерации.
Усадьба Грачёвка.
Усадьба Грачевка в Ховрино украшает север Москвы. Господский дом построен по проекту Л.Н.Кекушева при Грачевых в 1899 году. Тоже в те времена эта местность была довольно далеко от Москвы, но теперь усадьба находится в черте города.
В 1947 году территория усадьбы “Грачевка” и прилегающий парк площадью 32.0 Га переданы Московской областной клинике физических методов лечения. В 1952 году Московская областная физиотерапевтическая больница переименована в Московскую областную больницу с сохранением ее физиотерапевтического профиля.
В 2004 года, после череды переименований, больница получила название: Московский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации. В настоящее время - это многопрофильное специализированное учреждение нового типа, уникальное по своей структуре и комплексному подходу в решении современного направления - восстановительной медицины.
Ну и конечно кекушевские львы...
Наряду с основными задачами, администрация больницы уделяет огромное внимание вопросам сохраниения и поддержания в должном порядке усадьбы "Грачевка", являющейся, прежде всего, историческим памятником и духовным наследием. Благодаря должному отношению, современная усабьда остается в прекрасном виде и по праву считается одной из архитектурно-исторических жемчужин Москвы.
Кекушев за работой, 1906 год
Лев Николаевич с семьёй на даче, 1905 год.
Личная жизнь архитектора богата на события. При этом случались и семейные драмы. В конце 90-х XIX столетия Кекушев познакомился с Анной Болотовой, дочерью отставного штабс-капитана. Она родилась и жила в Кременчуге, что в Полтавской губернии. На момент встречи этой очаровательной девушке исполнилось всего лишь девятнадцать. Успешному столичному архитектору было уже почти 35 лет. Несмотря на разницу, возлюбленные женились. Это произошло в конце апреля 1897-го. Изначально супруги были искренне счастливы. У них росли дети. В собственности они имели дачу в Серебряном бору. Также, спустя несколько лет после свадьбы, они переехали в собственный особняк на Остоженке. По сути, это «эксклюзивное жилье» говорило о настоящем взлете профессиональной карьеры архитектора. По рассказам единственного внука архитектора, Кекушев обладал прекрасным характером. Он был весел и добр к родственникам, к друзьям, коллегам. Обожал розыгрыши. Но настоящей его страстью всегда была архитектура. Как правило, он поднимался в шесть утра, после чего начинал работать в своем кабинете. По воспоминаниям супруги Кекушева, он был очень увлеченным человеком. И когда он проектировал, зачастую превышал необходимые сметы. В такой ситуации он порой сам оплачивал недостающее из своего кошелька с целью увидеть воплощение своих замыслов. К сожалению, именно из-за этой черты характера в дальнейшем он ничего не оставил после себя, кроме долгов. Семейное счастье длилось десять лет. В 1906-м Кекушев переехал на съемную квартиру. По неподтвержденным источникам, причиной разрыва стала измена со стороны супруги архитектора. По словам исследователей, она завела роман с одним из коллег по мастерской Кекушева. Тем не менее супруги неоднократно пытались наладить свои отношения. Во всяком случае был период, когда они снова жили вместе. Но затем они вновь разъехались. Все эти попытки сохранить брак оказывались тщетными.
https://malgrandavirino.livejournal.com/20980.html
https://zen.yandex.ru/media/indturist/arhitektor-k...rasivyh-osobniakov-moskvy-5e1c